ЦЗУНМИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦЗУНМИ
780—841) — патриарх будд. школы Хуаянь-цзун и чаньского направления «хэцзэ». Фамилия в миру — Хэ; известен также как Гуйфэн Цзунми (по названию горного пика в горах Чжуннаньшань, на к-ром находилась его обитель). Можно сказать. что деятельность Ц. знаменовала собой расцвет школы Хуаянь и в целом будд. философии в Китае. Е. А. Торчинов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ЦЗУНМИ
780 - 841. Пятый патриарх буд. Хуаянь школы и одновременно четвертый патриарх направления Хэцзэ Чань школы. Иногда именуется Гуйфэн Ц. (по назв. пика в горах Чжуннаньшань, пров. Шэньси, где находился монастырь Цаотансы, в к-ром жил Ц.). Важнейшие из его многочисленных (ок 200 цзюаней - "свитков") филос. соч. - "Юань жэнь лунь" ("О началах человека") и "Чань юань чжуцюань цзи ду сюй" ("Предисловие к полн. собр. соч. об истоках чаньского созерцания"). Ц. составил также утраченный ныне сб. "Чань цзан" ("Чаньская сокровищница")- дополнение к "Трипитаке" (см. "Да цзан цзин"). Ц. разработал учение, призванное объединить школы кит. буддизма под главенством Хуаянь. Психотехнику чань-буддизма ("созерцание" - чань) он рассматривал как форму практич. реализации философии ("учение" - цзяо) Хуаянь, выдвинув тезис о "единстве учения и созерцания" (цзяо чань и чжи). В "Юань жэнь лунь" история буд. философии рассматривается как движение от низших форм к хуаяньской доктрине - абсолютно совершенному учению, синтезирующему элементы истинного знания, к-рые содержатся в др. учениях, и вместе с тем превосходящему их. Движение к более совершенному знанию описывается в хронологич. последовательности: каждое последующее учение включает в себя положительные моменты предыдущего. "Низшие" учения для Ц.- конфуцианство и даосизм, рассматриваемые вне хронологич. связи; затем следуют "учение небожителей" (жэнь тянь цзяо)- воспринятые на примитивном уровне нормы буд. вероучения; хинаяна (сяо чэн); махаянские школы (да чэн)- виджнянавада (см. Вэйши школа), мадхьямика (см. Саньлунь школа; у Ц.- по сян цзяо, "учение о разрушении свойств [дхарм]") и выделяемое из махаяны учение школы Хуаянь. Концепция Ц. конкретизировала и рационализировала классификац. схему, предложенную Фацзаном (1 - 8 вв.) в доктрине у цзяо ("пять учений"). *О началах человека (Юань жэнь лунь). Пер. Е.А. Торчинова. Предисл. к собр. разъяснений истоков чаньских истин. Пер. К.Ю. Солонина // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992; **Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Но-восиб., 1982; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 119 - 21; Jan Jun-hua. Tsung-mi: His Analysis of Chan Buddhism // TP. 1972. Vol. 58. №4; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansas C., 1974; Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнения). Кн. 3. Цзинань, 1982. С. 83- 138. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь