ЦЗОУ ЖУН

Найдено 1 определение
ЦЗОУ ЖУН
Шао Тао, Цзоу Цзявэнь, Вэйдань. 1885, уезд Басянь пров. Сычуань,- 1905. Радикальный революционер-демократ. Родился в семье торговца-компрадора. По окончании частной школы учился в Сычуаньском училище каноноведения, был исключен за непочтительное отношение к авторитету древних "совершенномудрых" правителей и Конфуция. В 1901 поступил в колледж иностр. яз. в Шанхае, где изучал англ. яз. и основы совр. естеств. и гуманитарных наук. В 1902 выехал на учебу в Японию, участвовал там в патриотич. движении кит. студентов, вел пропаганду антиманьчж. революции. В 1903 вернулся на родину, вступил в "Шанхайское патриотич. науч. об-во" (Шанхай айго сюэшэ). На территории междунар. сеттльмента в Шанхае опубликовал памфлет "Гэмин цзюнь" ("Армия революции"), призывающий к революц. антиманьчж. и антимонархич. выступлению. Памфлет имел большой обществ, резонанс и вызвал репрессии властей в отношении газеты "Су бао" ("Возрождение"), поместившей похвальную рецензию Чжан Бинлиня в соч. Ц.Ж. После полицейского налета на редакцию "Су бао" и ареста Чжан Бинлиня Ц.Ж. добровольно явился в жандармское управление и был приговорен к двум годам каторги. Умер в заключении. В 1912 Временным правительством Кит. Республики посмертно удостоен звания армейского генерала. В "Гэмин цзюнь" Ц.Ж. охарактеризовал революцию как "общий закон естеств. эволюции" и "мировой принцип справедливости", "сообразующийся с Небом и отвечающий чаяниям людей". Китай испытывает и "внутр. гнет со стороны маньчжуров", и внеш. угнетение со стороны империалистич. держав, для противостояния к-рым необходимо в первую очередь избавиться от внутр. врага. В качестве источника своих взглядов называл "великую мудрость Лютера, Вашингтона, Уитмена", а также труды Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Дж. Милля, опыт революц. движения во Франции, в т.ч. Парижской коммуны, Войны за независимость в Сев. Америке 1775 - 83, англ, революции сер. 17 в., национально-освободительное движение в Италии 19 в. Подкреплял выводы о правомерности революц. насилия тезисами об "исконных правах, дарованных человеку Небом", о "равенстве и свободе всех людей от рождения". Для идеологич. подготовки к революции считал необходимым пропагандировать: 1) лозунг "изгнания маньчжуров" и восстановления власти китайцев (ханьцев); 2) "великие истины: свободу и равенство"; 3) идею участия в управлении гос. делами народа - "гл. пружины" политич. жизни страны. За образец гос. устройства предлагал взять политич. ин-ты Франции и США (президентская республика), обеспечить равенство граждан (мужчин и женщин) перед законом, "свободу слова, мнений, печати". Ц.Ж. первым в истории Китая открыто выступил за учреждение республиканского строя. Памфлет "Гэмин цзюнь" получил высокую оценку Сунь Ятсена, к-рый активно способствовал его распространению в Китае и за рубежом. Предложенное Ц.Ж. назв. "Кит. Республика" (Чжунхуа гунхэго) вошло в наименование кит. гос-ва с 1949 - КНР, Чжунхуа жэнь-минь гунхэго (до этого в качестве эквивалента термина "республика" фигурировало слово "миньго" - "нар. гос-во"). *Революц. армия // Вестник Азии. 1910. №5 - 6; Гэмин цзюнь (Армия революции). Шанхай, 1958; **Белов Е.А. Ц.Ж. - пропагандист бурж. республиканских идей в Китае // 7-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1976; Крымов А.Г. Обществ, мысль и идеологич. борьба в Китае. 1900-1917. М., 1972. С. 69 - 70; Чэнь Сюйлу. Ц.Ж. юй Чэнь Тяньхуа дэ сысян (Идеи Ц.Ж. и Чэнь Тяньхуа). Пекин, 1959. А. Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь