ЦзинтуЦЗИНТУ-ЦЗУН

ЦЗИНТУ ШКОЛА

Найдено 2 определения термина ЦЗИНТУ ШКОЛА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЦЗИНТУ ШКОЛА

школа Чистой земли; др. названиеЛянь цзун — Секта лотоса) — одно из крупнейших течений китайского буддизма. Название происходит от основного постулата школы: будда Амитабха — центральный объект поклонения секты — обитает в некой «Чистой земле» (Цзин ту) на Западе и стремится спасти все живые существа. В основе учения Цзинту школы лежит идея «думания о Будде» (нянь фо) — перманентного вызывания в сознании образа будды и достижения тем самым спасения через веру в будду Амитабху. Цзинту школа вышла из «Общества лотоса» (Лянь шэ), или «Общества Белого лотоса» (Байлянь шэ), первопатриархом которого считается Хуэйюань (4 — нач. 5 в.). Он и его 18 ближайших последователей объявили, что занимаются пестованием «чистого дела», т. е. бупдизма, на основе безмерной веры и постоянного размышления над сущностью будды Амитабхи, опираясь при этом на сакральную силу обета Амитабхи спасти все живые существа. Название «Общество Белого лотоса» возводят к преданию о том, как поэт Се Линьюнь увидел медитирующего Хуэйюаня и в память о чистоте и спокойствии, веявших от буддиста, посадил белые лотосы в прудах монастыря Дунлиньсы.

Таньлуань (кон. 5—6 в.), последователь Хуэйюаня, на основе ряда постулатов основоположника мадхьямики Нагарджуны разработал концепцию двух путей, вошедшую в доктрину Цзинту школы: «Путь трудных поступков (трудного прохождения)» и «Путь легких поступков (легкого прохождения)». Первый заключается в попытке достичь освобождения, опираясь лишь на собственные усилия, второй — в достижении освобождения с опорой на следование предписаниям Цзин ту школы. Он же привнес в школу ряд даосских методик достижения долголетия, почерпнутых у знаменитого даосского мага Тао Хунцзина. По некоторым версиям, именно Таньлуань был основателем Цзинту школы, хотя в его время этот термин как самоназвание школы не употреблялся. Согласно традиции, дальнейшая линия школы была продолжена Даочо (6—7 вв.). Он разработал доктрину «школы пути мудреца» и «школы пути Цзинту школы». Первый путь заключен в учении о достижении освобождения через размышления, мудрствования и реализацию укорененного в сознании структурообразующего «принципа» (ли) мироздания. Второй путь — спасение верой в силу Амитабхи. Даочо полагал, что в текущую эпоху «утраты дхармы» лишь Цзинту школа способна нести высший смысл учения Будды. Окончательным докгринальным оформлением Цзинту школа обязана трудам Шаньдао (7 в.), которого иногда называют основателем школы. Он составил комментарий к важнейшим книгам Цзинту школы, впоследствии повлиявший на развитие учения Цзинту в Японии. На взгляды Шаньдао большое воздействие оказала доктрина его учителя Даочо: «Повторяя имя, думаем о Будде», реализуемая в практике многократного, порой до сотен раз в минуту, повторения имени Амитабхи. Это вводило последователя в состояние транса и позволяло ему «выйти из мирской пыли», приобщиться к «сиятельному телу Будды».

В 12—14 вв. ряд постулатов Цзинту школы стал пользоваться популярностью и за ее пределами. В частности, учителя Чань школы, Люй школы, Ми школы и др. предписывали последователям изучать канонические произведения Цзинту школы и даже составляли к ним комментарии. Обратившийся в буддизм конфуцианец Чжисюй (14 в.) изложил учение Цзинту школы в терминах и понятиях Тяныпай школы. С того времени наметилось сходство ряда концептуальных положений школ Цзинту и Тяньтай, что особенно ярко проявилось при династии Цин (1644—1911).

Согласно сотериологической доктрине Цзинту школы, многократное повторение имени будды приведет к тому, что после смерти последователя Амитабха призовет его к себе в западную «Чистую землю» (или в «Западный мир Предельной радости» — Цзилэ шицзе). Практика «думания о Будде» составляет комплекс «внутренних причин» (нэй инь), ведущих к просветлению, а сила обетования Амитабхи реализует «внешние проявления» (вай сян) духовного совершенствования. «Думание о Будде» практиковалось в трех видах: 1) посредством произнесения имени будды; 2) посредством взирания на изображения будды; 3) как «думание» об истинной безатрибутной (не бытийной, но и не пустотной) сущности будды. «Думание посредством произнесения имен» относилось к типу медитативных приемов, опирающихся на «возбуждение сердца» (сань синь), т. е. стимуляцию определенных областей сознания с помощью идеомоторных психических механизмов, а два др. вида этой практики — к методам «умиротворения сердца» (дин синь), или «взирания и выверения» (гуань ча), основанных на постепенной транквилизации сознания с использованием ассоциативной коррекции импульсов подсознания. Хуэйюань и его прямые последователи в основном практиковали методы «умиротворения», сложность которых ограничивала число последователей. Со времен Таньлуаня оба подхода начали сочетаться, а затем постепенно на первый план выступило «думание посредством произнесения имен», что открывало дорогу большему числу адептов.

Начиная с Шаньдао, стало принято разделять практику Цзинту школы на «истинные поступки» (чжэн син) и «различные поступки» (цза син). К «истинным поступкам» относился особый тип поведения, предписываемый в трактатах Цзинту школы, к «различным» — все остальные поступки, не противоречащие буддийской доктрине. «Истинные поступки» делились на пять категорий: поклонение будде Амитабхе; его восхваление; созерцание его изображения, вызывание в сознании его образа, размышления над смыслом «тела Будды»; чтение вслух канонических книг школы; рецитация имени Амитабхи, занявшая центральное место в практике Цзинту школы. Параллельно с формированием доктринальных постулатов наметились расхождения между учителями школы, в частности относительно того, на что следует опираться на пути к освобождению. Напр., Хуэйюань предлагал опираться исключительно на собственные силы и использовать для достижения «просветления» как практику «возбуждения сердца», так и методы «умиротворения сердца»; Шаньдао ставил во главу угла силу обета Амитабхи, реализующую уход из этого мира и возрождение в мире ином.

Основными каноническими книгами школы считаются «Сутра безмерного долголетия» («У лян шоу цзин»), описывающая силу обета Амитабхи, дарующего спасение живым существам, и смысл его добродетели, «Сутра о взирании на безмерное долголетие» («Гуань у лян шоу цзин») — о доктрине возрождения в «Чистой земле» и «Амитабха сутра» («Амитофо цзин») — о том, как опираться на силу имени будды.

В 12 в. монах Фажань принес доктрину Цзинту школы в Японию. Японское направление Цзинту школы (Дзедо ею), интерпретировавшее учение Шаньдао, довело до крайности идею рецитации имени Амитабхи. Сохранились миниатюрные скульптуры, изображающие японских последователей Цзинту школы с вытянутым длинным языком, на котором сидит десяток будд, — это символизировало многократное повторение его имени.

Цзинту школа оказала огромное влияние на идеологию сектантских объединений и тайных обществ в Китае. Это влияние особенно ярко проявилось в учениях о спасении избранного числа последователей секты в момент вселенской катастрофы, а также в дальнейшей разработке, мифологизации и фольклоризации идеи «Чистой земли Предельной радости». Цзинту школа сохранилась в КНР, Японии и, в меньшей степени, в ряде стран Юго-Восточной Азии. Лит.: Шанвдао даши яньцзю (Исследование о наставнике Шаньдао), б. м., 1927; СяоЛиюань. Чжунго Цзинту цзяо яньцзю (Исследование об учении Цзинту в Китае), б. м., 1950; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм), т. 1. Шанхай, 1980, с. 266—72; Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история китайского буддизма). Шанхай, 1986, с. 244—49.

А. А. Маслов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЦЗИНТУ ШКОЛА

Школа Чистой земли". Др. назв. - Лянь цзун (Секта лотоса). Одно из крупнейших течений кит. буддизма. Назв. происходит от осн. постулата Ц.ш.: будда Амитабха - центр, объект поклонения секты - обитает в некой "Чистой земле" (Цзин ту) на Западе и стремится спасти все живые существа. В основе учения Ц.ш. лежит идея "думания о Будде" (нянь фо)- перманентного вызывания в сознании образа будды и достижения тем самым спасения через веру в будду Амитабху. Ц.ш. вышла из "Об-ва лотоса" (Лянь шэ), или "Об-ва Белого лотоса" (Байлянь шэ), первопатриархом к-рого считается Ху-эйюань (4 - нач. 5 в.). Он и его 18 ближайших последователей объявили, что занимаются пестованием "чистого дела", т.е. буддизма, на основе безмерной веры и постоянного размышления над сущностью будды Амитабхи, опираясь при этом на сакральную силу обета Амитабхи спасти все живые существа. Назв. "Об-во Белого лотоса" возводят к преданию о том, как поэт Се Линъюнь увидел медитирующего Хуэйюаня и в память о чистоте и спокойствии, веявших от буддиста, посадил белые лотосы в прудах монастыря Дун-линьсы. Таньлуань (кон. 5 - 6 в.), последователь Хуэйюаня, на основе ряда постулатов основоположника мадхьямики Нагарджуны разработал концепцию двух путей, вошедшую в доктрину Ц.ш.: "Путь трудных поступков (трудного прохождения)" и "Путь легких поступков (легкого прохождения)". Первый заключается в попытке достичь освобождения, опираясь лишь на собств. усилия, и требует "не развернуться и не отступить", второй - в достижении освобождения с опорой на силу обета будды Амитабхи и следование предписаниям Ц.ш. Он же привнес в школу ряд даос, методик достижения долголетия, почерпнутых у знаменитого даос, мага Тао Хунцзина. По нек-рым версиям, именно Таньлуань был основателем Ц.ш., хотя в его время этот термин как самоназвание школы не употреблялся. Традиция продолжает дальнейшую линию школы через Даочо (6 - 7 вв.), родившегося через 20 лет после смерти Таньлуаня (т.е. в 562). По преданию, в 609 он, изучая стелу со стихами Таньлуаня в монастыре Сюаньчжунсы (Сокровенной середины), обратился к учению Ц.ш. и стал повторять имя Амитабхи по 70 тыс. раз в день. Он разработал доктрину "школы пути мудреца" и "школы пути Ц.ш.". Первый путь заключен в учении о достижении освобождения через размышления, мудрствования и реализацию укорененного в сознании структурообразующего "принципа" (ли [1]) мироздания. Второй путь - спасение верой в силу Амитабхи. Даочо полагал, что в текущую эпоху "утраты дхармы" (см. Фа [1], п. 2) лишь Ц.ш. способна нести высший смысл учения Будды. Окончательным доктринальным оформлением Ц.ш. обязана трудам Шаньдао (7 в.), к-рый приобщился к Ц.ш., слушая наставления Даочо в монастыре Сюаньчжунсы. Он составил коммент. к важнейшим книгам Ц.ш., впоследствии повлиявший на развитие учения Ц.ш. в Японии. Шаньдао иногда называют основателем Ц.ш. На взгляды Шаньдао большое воздействие оказала доктрина его учителя Даочо: "Повторяя имя, думаем о Будде", реализуемая в практике многократного, порой до сотен раз в минуту, повторения имени Амитабхи. Это вводило последователя в состояние транса и позволяло ему "выйти из мирской пыли", приобщиться к "сиятельному телу Будды". В 12-14 вв. ряд постулатов Ц.ш. стал пользоваться популярностью и за ее пределами. В части., учителя Чань школы, Люй школы, Ми школы и др. предписывали последователям изучать канонич. произв. Ц.ш. и даже составляли к ним комментарии. Обратившийся в буддизм конфуцианец Чжисюй (14 в.) изложил учение Ц.ш. в терминах и понятиях Тяньтай школы. С того времени наметилось сходство рада концептуальных положений Ц.ш. и Тяньтай, что особенно ярко проявилось при дин. Цин (1644-1911). Согласно сотериологич. доктрине Ц.ш., многократное повторение имени будды приведет к тому, что после смерти последователя Амитабха призовет его к себе в зап. "Чистую землю" (или в "Зап. мир Предельной радости" - Цзилэ шицзе). Практика "думания о Будде" составляет комплекс "внутр. причин" (нэй инь), ведущих к просветлению, а сила обетования Амитабхи реализует "внеш. проявления" (вай сян) духовного совершенствования. "Думание о Будде" практиковалось в трех видах: 1) посредством произнесения имени будды; 2) посредством взирания на изображения будды; 3) как "думание" об истинной безатрибутной (не бытийной, но и не пустотной) сущности будды. "Думание посредством произнесения имен" относилось к типу медитативных приемов, опирающихся на "возбуждение сердца" (сань синь), т.е. стимуляцию определенных областей сознания с помощью идеомоторных психич. механизмов, а два др. вида этой практики - к методам "умиротворения сердца" (дин синь), или "взирания и выверения" (гуань ча), осн. на постепенной транкви-лизации сознания с использованием ассоциативной коррекции импульсов подсознания. Хуэйюань и его прямые последователи в основном практиковали методы "умиротворения", сложность к-рых ограничивала число последователей. Со времен Таньлуаня оба подхода начали сочетаться, а затем постепенно на первый план выступило "думание посредством произнесения имен", что открывало дорогу большему числу адептов. Начиная с Шаньдао, стало принято разделять практику Ц.ш. на "истинные поступки" (чжэн син) и "различные поступки" (цза син). К "истинным поступкам" относился особый тип поведения, предписываемый в трактатах Ц.ш., к "различным" - все остальные поступки, не противоречащие буд. доктрине. "Истинные поступки" делились на пять категорий: поклонение будде Амитабхе; его восхваление; созерцание его изображения, вызывание в сознании его образа, размышления над смыслом "тела Будды"; чтение вслух канонич. книг школы; рецитация имени Амитабхи, занявшая центр, место в практике Ц.ш. Параллельно с формированием доктринальных постулатов наметились расхождения между учителями школы. В части., относительно того, на что следует опираться на пути к освобождению. Напр., Хуэйюань предлагал опираться исключительно на собств. силы и использовать для достижения "просветления" как практику "возбуждения сердца", так и методы "умиротворения сердца"; Шаньдао ставил во главу угла силу обета Амитабхи, реализующую уход из этого мира и возрождение в мире ином. Основными канонич. книгами школы считаются "Сутра безмерного долголетия" ("У лян шоу цзин"), описывающая силу обетования Амитабхи о спасении живых существ и смысл его добродетели, "Сутра о взирании на безмерное долголетие" ("Гуань у лян шоу цзин") - о доктрине возрождения в "Чистой земле" и "Амитабха сутра" ("Амитофо цзин") - о том, как опираться на силу имени будды. В 12 в. монах Фажань принес доктрину Ц.ш. в Японию. Япон. направление Ц.ш. (Дзедо сю), интерпретировавшее учение Шаньдао, довело до крайности идею рецитации имени Амитабхи. Сохранились миниатюрные скульптуры, изображающие япон. последователей Ц.ш. с вытянутым длинным языком, на к-ром сидит десяток будд, - это символизировало многократное повторение его имени. Япон. версия дала толчок утонченной храмовой живописи на буд. темы. К дочерним и близким Ц.ш. направлениям относятся япон. школы Юдзу нэмбуцу сю, Дзедо синею, Дзи сю. Аналогом Ц.ш. в Корее была школа Чонтхо. Ц.ш. оказала огромное влияние на идеологию сектантских объединений и тайных обществ в Китае, в части. Байлянь цзяо и Игуанъ дао. Это влияние особенно ярко проявилось в учениях о спасении избранного числа последователей секты в момент вселенской катастрофы, а также в дальнейшей разработке, мифологизации и фольклоризации идеи "Чистой земли Предельной радости". Ц.ш. сохранилась в КНР, Японии и в меньшей степени в ряде стран Юго-Вост. Азии. "Шаньдао даши яньцзю (Исслед. о наставнике Шаньдао). Б.м., 1927; Сяо Лшаань. Чжунго Цзинту цзяо яньцзю (Исслед. об учении Цзинту в Китае). Б.м., 1950; Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Шанхай, 1980. С. 266 - 72; Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история кит. буддизма). Шанхай, 1986. С. 244 - 9. А. А. Маслов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЦЗИНТУ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме ЦЗИНТУ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме ЦЗИНТУ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме ЦЗИНТУ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме ЦЗИНТУ ШКОЛА — 0