ЦЗИНЦЗИН СЮЭ

ЦЗИН ВЭЙ

Найдено 2 определения термина ЦЗИН ВЭЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЦЗИН ВЭЙ

Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин [1]) и поперечно-горизонтальных (вэй [3]) линий. Узкое значение Ц.в. - "каноны и апокрифы" (см. Цзин сюэ)- связано с понятием "письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством к-рого на человеч. об-во переносится упорядочивающая общекосмич. структура: "Представление Поднебесной в линиях основы и утки называется вэнь" ("Цзо чжуань", 5 - 2 вв. до н.э.). Первый исходный смысл словосочетания Ц.в. - ткацкоделательный: цзин [1] означает нити основы ткани, на к-рые накладываются, пересекая ее, нити утки (вэй [3]). Производство ткани (сети) в кит. культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus - "сплетение", "ткань"); напр., кит. традиция возводила возникновение иероглифич. письменности к т.н. узелковому письму. В ассоциативной символике традиц. кит. философии и науки направление цзин [1] соотносится с Небом (тянь) и с последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй [3]- с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в антич. Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным - 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары Ц.в. первый член (цзин [1]). Он стал обозначением гл. форманта культуросозидающей деятельности - писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", к-рая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории "канон" (цзин [1]) описывалась и общекосмич. девятеричность: "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" ("Люй-ши чунь цю", 3 в. до н.э.). Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопич. концепции "колодезных полей" (цзин тянь): "колодцем" (цзин [6]) называлась некая идеальная администр. единица, территориальной основой к-рой якобы была система из девяти квадратных полей. "Колодец" рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и администр. структуры ("Мэн-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.; "Чжоу ли", 5 - 2 вв. до н.э.). Возможно, пути семантич. эволюции иероглифов цзин [1] ("основа", "канон") и цзин [6] ("колодец") были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая "колодезно-канонич." структура лежит в основе универсальной общеметодологич. классификационной схемы - системы триграмм и гексаграмм (см. Гуа): схематич. моделью триграмм является девятиклеточный квадрат. Представление о Ц.в. как упорядочивающей "сети" косвенно отразилось в теории кит. медицины. Термин "цзин" [1] имеет там значение "меридиан", "гл. канал" и относится к 12 осн. парафизиологич. "руслам", по к-рым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци |11) в организме. Аналогия с Ц.в. просматривается в назв. системы гл. и второстепенных "каналов" - "энергетич. каркаса" организма: цзин ло ("меридианы и коллатерали"). *Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994. А.И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЦЗИН ВЭЙ

кит., буквально — основа и уток) — понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных линий. Узкое значение цзин вэй — «каноны и апокрифы» — связано с понятием «знаков/письменности/ культуры» (вэнь) как начала, посредством которого на человеческое общество переносится упорядочивающая общекосмическая структура: «Представление Поднебесной в линиях основы и утка называется вэнь» («Цзо чжуань», 5—2 вв. до н. э.).

Первый исходный смысл словосочетания цзин вэй — ткацкоделательный: на нити основы ткани накладываются, пересекая ее, нити утка (вэй). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus — «сплетение», «ткань»); напр., китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к т. н. узелковому письму. В ассоциативной символике традиционной китайской философии и науки направление цзин соотносится с Небом (нить) и с последовательностью нечетных («небесных») чисел, а вэй — с Землей и последовательностью четных («земных») чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным — 2.

Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член. Он стал обозначением главного форманта культуросозвдающей деятельности — писаного «канона», а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности «канона», которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории «канон» описывалась и общекосмическая девягеричность: «Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей» («Люй-ши чунь цю»). Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции «колодезных полей» (цзин тянь): «колодцем» называлась некая идеальная административная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей. «Колодец» рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и административной структуры («Мэн-цзы», 4—3 вв. до н. э.; «Чжоу ли»). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов цзин в значении «основа», «канон» и цзин в значении «колодец» были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая «колодезно-каноническая» структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы —системы триграмм и гексаграмм (см. 1Уа): схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат.

Представление о цзин вэй как упорядочивающей «сети» отразилось в теории китайской медицины. Термин «цзин» имеет там значение «меридиан», «главный канал» и относится к 12 основным парафизиологическим «руслам», по которым осуществляется суточная циркуляция «пневмы» (ци) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных «каналов» — «энергетического каркаса» организма: цзин ло («меридианы и коллатерали»).

А.И.Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ЦЗИН ВЭЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ЦЗИН ВЭЙ — 0

Найдено книг по теме ЦЗИН ВЭЙ — 0

Найдено презентаций по теме ЦЗИН ВЭЙ — 0

Найдено рефератов по теме ЦЗИН ВЭЙ — 0