ЦЗИН СЮЭ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЦЗИН СЮЭ
кит. — каноноведение, «учение о канонах») — обобщающее название области традиционного знания в Китае, связанной с комментированием и изучением конфуцианских канонических книг. Ее основателями считаются ученик Конфуция Цзы-Ся (5 в. до н. э.) и Сюнь-цзы. Становление цзин сюэ в качестве ведущей из общественно значимых дисциплин связано с обретением конфуцианством при императоре У-ди (140—87 до н. э.) династии Хань статуса официальной идеологии. Воплощением учения «совершенномудрых» правителей древности стали считаться «Пять канонов» («У цзин»): «Ши цзин» («Канон стихов»), «Шу цзин» («Канон [исторических] писаний»), «Ли цзи» («Записки о правилах благопристойности»), «Чжоу и» («Чжоуские перемены») и «Чунь цю» («Весны и осени»).
Многие тексты оказались утраченными, и знатокам пришлось их восстанавливать по памяти; они составили основу имперской системы образования и подготовки административных кадров. Литературные памятники и официальные документы и по содержанию, и по форме оценивались с точки зрения сообразности канонам. Цзин сюэ отражало процессы изменения идеологических доктрин, ход эволюции философской и общественно-политической мысли в Китае. Первоначально в рамках цзин сюэ возобладала «школа текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), основывавшаяся на устно переданных текстах канонов, записанных во 2 в. до н. э. «уставным письмом» (ли шу) — т. н. новым, введенным при реформе письменности в период правления Цинь Шихуана (246—210 до н. э.). Данная школа приписывала авторство «Шести канонов» — «Лю цзин» («Пять канонов» и утраченный «Юэ цзин» — «Канон музыки») Конфуцию. Императором У-ди в 136 до н. э. было введено звание боши («доктор», «главный эрудит») за знание пяти канонов «новых письмен». Особое значение для этого направления традиции цзин сюэ приобрела «Гунъян чжуань» — толкование Гунъян Гао (5 в. до н. э.) на «Чунь цю», акцентирующее «скрытый», аллегорический смысл текста канона. «Школа текстов новых письмен» широко пользовалась «вторичными книгами» (вэй шу) — текстами, приспособленными для гадания по канонам.
В 1 в. до н. э. возникла конкурирующая «школа текстов старых письмен» (гувэнь цзин сюэ). Она основывалась на текстах, написанных дореформенным стилем, в т. ч. «Шу цзин», а также «Ли цзи», «Лунь юй», «Сяо цзин», которые якобы были обнаружены в стене дома, принадлежавшего Конфуцию. Кун Аньго, потомок Конфуция, настаивал на канонизации этих текстов, но получил отказ. Главное внимание «школа текстов старых письмен» уделяла толкованию «1увэнь Шан шу» («Книга преданий старых письмен»), т. е. «Шу цзина», «Чжоу гуани» («Чжоу ли») и «Цзо чжуани» («Комментарий Цзо [Цюмина]» на «Чунь цю»). Тексты «новых письмен» объявлялись ненадежными и неполными. В свою очередь сторонники «школы текстов новых письмен» обвиняли оппонентов в фальсификации. После падения династии Западная Хань (206 до н. э. — 8 н. э.) Ван Ман, узурпировавший трон, учредил звание боши за знание «текстов старых письмен» и прекратил его присвоение знатокам «текстов новых письмен». Он пытался опереться на толкования канонов школой «текстов старых письмен» в обоснование проводимых им политикоэкономических реформ, основанных на подражании идеализированным порядкам древности.
Тексты двух школ различались составом, разбивкой на разделы и главы, объемом и даже содержанием (содержали разные фрагменты, по-разному интерпретировали исторические события, деяния исторических, легендарных и полумифических персонажей и т. п.). Традиция «школы текстов старых письмен» считала своим основоположником Чжоу-гуна (Ив. до н. э.), «совершенномудрого» регента чжоуского престола, а Конфуция продолжателем его дела и гл. о. историком. «Шесть канонов» рассматривались как упорядоченные Конфуцием древние исторические материалы. Характерные черты «школы текстов старых письмен» — повышенное внимание к толкованию отдельных слов и выражений, склонность к буквальному пониманию текста, историко-филологическим изысканиям, использование зачаточных форм лексико-грамматического анализа, неприятие гадательных приложений к канонам. В ее рамках созданы первые толковые словари, предназначенные гл. о. для комментаторских целей, — «Эр я» («Приближение к классике», 2 в. до н, э.) и «Шо вэнь цзе цзы» («Изъяснение письмен и толкование иероглифов») Сюй Шэня (1—2 вв.). Это комментаторское направление, впоследствии получившее название хань сюэ («ханьское учение», «ханъская школа»), достигло расцвета в эпоху Восточная Хань (25 — 220 ). Данная школа оказала определяющее влияние на каноноведческое учение Чжэн Сюаня, считавшееся в 3—10 вв. наиболее авторитетным и представлявшее собой попытку синтеза школ «текстов старых письмен» и «текстов новых письмен».
В эпоху Южных и Северных династий (5—6 вв.) конкурировали «северная школа» (бэй сюэ) и «южная школа» (нань сюэ). Они опирались на толкования Чжэн Сюаня. Однако «северная школа» в целом отличалась консерватизмом, доверием к толкованиям каноноведов 1—3 вв., тяготела к грамматикосинтаксическим методам анализа, тогда как «южная школа» считала авторитетными работы Кун Аньго, а также Ван Би и Ду Юя (3 в.), конфуцианское и даосское предания, мистикомантичеекую традицию, испытала влияние буддизма и была склонна к расширительному толкованию канонических положений. «Южная школа» оказала наибольшее воздействие на формирование неоконфуциачства. Важный этап в развитии синкретической традиции цзин сюэ, учитывающей достижения «северной» и «южной» школ, знаменовало создание усилиями Кун Инда (кон. 6 — нач. 7 в.) и других видных каноноведов по императорскому указу сводного труда «У цзин чжэн и» («Правильные толкования на «Пять канонов»), ставшего основным пособием для проведения экзаменов на право замещения чиновничьих должностей. При монгольской династии Юань (1280—1368) за основу государственного экзаменационного курса были приняты каноноведческие толкования неоконфуцианской школы братьев Чэн — Чжу Си. При маньчжурской династии Цин (1644—1912) соперничество школ «текстов старых письмен» и «текстов новых письмен» получает новое наполнение. В 17 в. 1^Яньу выступил за возрождение традиции «школы текстов старых письмен» и «ханьского учения» (хань сюэ). Он имел в виду освобождение каноноведения от схоластического философствования, делал упор на необходимость эмпирической обоснованности и практической применимости извлекаемого из канонов знания. Каноноведческое учение Гу Яньу развивалось «школой периода правления] Цянь [Луна и] Цзя [Цина]» (Цянь Цзя сюэ пай, 18 — нач. 19 в.), делавшей упор на собственно филологические методы исследования.
Возрождение «школы текстов новых письмен» поставила своей целью Чанчжоуская школа каноноведения (Чжуан Цуньюй, 18 в.; Лю Фэнлу, 17 — нач. 19 в. и др.). В эпоху Цин историко-филологические исследования подтвердили обоснованность сомнений ряда каноноведов прежних лет в подлинности «текстов старых письмен» (современные ученые придерживаются на этот счет разных мнений). Впоследствии толкование канонов в духе «школы текстов новых письмен» позволило Кон Ювэю дать традиционалистское обоснование реформаторским идеям. Традиционное каноноведение как культурно-идеологический институт фактически прекратило существование в первой половине 20 в.
Лит.: Карапетьянц А. М. Формирование системы канонов в Китае.— В кн.: Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии вдревности и средние века. М., 1981; КобзевА. И. Каноны как учебники и учебники как каноны в традиционной культуре Китая.— В кн.: Проблемы школьного учебника, в. 19. История школьных учебных книг. М.,1990.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЦЗИН СЮЭ
Каноноведение, "учение о канонах". Обобщающее назв. традиции комментирования конф. канонич. (цзин [1], см. Цзин вэй) книг. Ее основателями, согласно принятой в конфуцианстве версии, были Цзы Ся (5 в. до н.э.)- ученик Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.) и Сюнъ Куан (4 - 3 вв. до н.э.). Фактически становление Ц.с. связано с обретением конфуцианством при императоре У-ди (140 - 87 до н.э.) дин. Зап. Хань статуса офиц. идеологии. Каноноведение вошло в идеологич. инструментарий империи, в к-рой конф. каноны составили основу системы образования и подготовки административных кадров, а лит. памятники и даже офиц. документы оценивались с т.зр. сообразности канонам и по содержанию, и по форме. Ц.с. отражало процессы изменения идеологич. доктрин, связанные с социально-политич. состоянием об-ва, ход эволюции филос. и общественно-политич. мысли. В самом начале своего становления Ц.с. было поставлено на службу усилиям У-ди по укреплению централизованной власти. Реформирование конф. идеологич. доктрины, завершенное Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), позволило интегрировать в нее положения др. идейных течений, прежде всего легизма. Это филос. направление разработало систему практич. мер по упрочению власти монарха, но не обеспечило ее устойчивость, т.к. игнорировало стабилизирующую роль культурной традиции и поддерживающих ее социальных институтов. Воплощением этой традиции как некоего учения "совершенномудрых" (шэн [1]) правителей древности стали считаться "Пять канонов" ("У цзин" [1])-наиболее почитаемых конфуцианцами книг: "Ши [цзин]" ("[Канон] стихов"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благопристойности"), "[Чжоу] и" ("[Чжоуские] перемены") и "Чунь цю" ("Весны и осени"). Уже на р-же периодов правления дин. Цинь и Хань (кон. 3 в. до н.э.) были известны каноноведческие учения Ци сюэ ("учение [людей из гос-ва] Ци", "циская школа"), Лу сюэ ("учение [людей из гос-ва[ Лу", "луская школа"). Осн. канонич. книгами Ци сюэ были "Ци ши" ("[Канон] песен в циской версии", см. "Ши цзин") и "Ци лунь" ("Суждения [и беседы]" в циской версии", см. "Лунь юй"); ее гл. представителями были Юань Гушэн и Гунъ-ян Шоу, выходцы из гос-ва Ци. Гунъян Шоу известен как создатель коммент. на "Гунъян чжуань" ("Коммент. Гунъяна", считающийся толкованием ученого 5 - 4 вв. до н.э. Гунъян Гао на летопись "Чунь цю"). Работа Гунъян Шоу отразила ориентацию "циской школы" на практич. проблемы управления. Предполагается, что в русле традиции Ци сюэ составлен коммент. Дун Чжуншу на "Гунъян чжуань" с привлечением понятийного аппарата "Чжоу и" и учения о полярных космич. силах инь ян. "Лускую школу" представляли Шэнь Пэй, автор коммент. к "Ши цзину", и Гао Таншэн, автор коммент. к "Ли [цзи]"; ее осн. тексты - "Лу ши" ("[Канон] песен в луской версии") и "Лу лунь" ("Суждения и беседы" в луской версии"). Первоначально в рамках Ц.с. возобладала т.н. школа текстов новых письмен (цзинь-вэнь Ц.с.), основывавшаяся на устно переданных текстах канонов, записанных во 2 в. до н.э. "уставным письмом" (ли шу)- т.н. новым, введенным при реформе письменности в пер. правления Цинь Шихуана (221-210 до н.э.): напр., "Шу [цзин]" в версии Фу Шэна, "Ли [цзи]"- Гао Тан-шэна, "Чунь цю"- Гунъян Гао и Хуму Шэна. Данная школа приписывала авторство на "Шесть канонов"- "Лю цзин" ("Пять канонов" и утраченный "Юэ цзин"- "Канон музыки") Конфуцию. При императоре У-ди было принято предложение Дун Чжуншу и Гунсунь Хуна о присвоении звания боши ("д-р", "гл. эрудит") за знание канонов "новых письмен". Особое значение для этого направления традиции Ц.ч. приобрела "Гунъян чжуань", акцентирующая "великий смысл" (да и) изложенных в летописи событий с т. зр. конф. этико-политич. доктрины и "сокровенное [значение] речений" (вэй янь), т.е. скрытый, аллегорич. смысл текста канона. "Школа текстов новых письмен" широко пользовалась "вторичными книгами" (вэй шу)- текстами, приспособленными для гадания по канонам. В 1 в. до н.э. возникла конкурирующая "школа текстов старых письмен" (гувэнь Ц.с.). Она основывалась на текстах, написанных дореформенным стилем. Согласно "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.), они якобы были обнаружены Гунваном, правителем удела Лу, в стене дома, принадлежавшего Конфуцию ("тексты древних письмен из стены дома Конфуция" - Кун би гувэнь, или "каноны из стены" - би цзин), в т.ч. "Шу цзин", а также "Ли цзи", "Лунь юй", "Сяо цзин". Книги были переданы Кун Аньго - потомку Конфуция, к-рый настаивал на канонизации этих текстов, но получил отказ. Гл. внимание "школа текстов старых письмен" уделяла толкованию "Гувэнь Шан шу" ("Книга преданий старых письмен"), т.е. "Шу цзина", "Чжоу гуани" ("Чжоу ли") и "Цзо чжуани". Тексты "новых письмен" объявлялись ненадежными и неполными. В свою очередь сторонники "школы текстов новых письмен" обвиняли оппонентов в фальсификации. После падения дин. Зап. Хань в 8 до н.э. Ван Ман, узурпировавший трон, по предложению Лю Синя учредил звание боши за знание "текстов старых письмен" и прекратил его присвоение знатокам "текстов новых письмен", с чего началось ожесточенное соперничество этих школ. Их тексты различались составом, разбивкой на разделы и главы, объемом и даже содержанием (содержали разные фрагменты, по-разному интерпретировали историч. события, деяния история., легендарных и полумифич. персонажей и т.п.). Традиция "школы текстов старых письмен" числила своим основоположником Чжоу-гуна (11 в. до н.э.), а Конфуция - продолжателем его дела и гл. обр. историком. Они, как считалось, добросовестно "передавали" древнюю мудрость, не внося ничего от себя. "Шесть канонов" рассматривались как упорядоченные Конфуцием древние историч. материалы. Школа отличалась повышенным вниманием к толкованию отд. слов и выражений, склонностью к буквальному пониманию текста, историко-филологич. разысканиям, использованию зачаточных форм лексико-грамматич. анализа, неприятием гадательных приложений к канонам. В ее рамках созданы первые толковые словари, предназначенные гл. обр. для коммент. целей, - "Эр я" ("Приближение к классике", 2 в. до н.э.) и "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов") Сюй Шэня (1 -2 вв.). Это коммент. направление, впоследствии получившее назв. хань сюэ ("ханьское учение", "ханьская школа"), достигло расцвета в эпоху Вост. Хань (1 - 3 вв.). После падения дин. Зап. Хань Ван Ман пытался опереться на толкования данной школой памятника "Чжоу ли" в качестве руководства при проведении политико-экономич. реформ (в части., возрождения системы цзин тянь); в 11 в. ее влияние испытал реформатор Ван Аныии. Эта школа оказала определяющее влияние на каноноведческое учение Чжэн Сюаня, считавшееся в 3 - 10 вв. наиболее авторитетным и представлявшее собой попытку синтеза школ "текстов старых письмен" и "текстов новых письмен". В эпоху Наньбэйчао (Южн. и Сев. династий, 5 - 6 вв.) конкурировали "сев. школа" (бэй сюэ) и "южн. школа" (нань сюэ). Они опирались на толкования и исследовательские принципы Чжэн Сюаня. Однако "сев. школа" (Сюй Цзуньмин, Сюн Анъшэн и др.) основывалась также на трудах Фу Цяня, Хэ Сю (2 в.) и в целом отличалась консерватизмом, доверием к толкованиям каноноведов 1 - 3 вв., тяготела к грамматико-синтаксич. методам анализа, тогда как "южн. школа" (Хуан Кань, Фэй Хань и др.) считала авторитетными работы Кун Аньго, а также Ван Би и Ду Юя (3 в.), конф. и даос, предания, мистико-мантич. традицию, испытала влияние буддизма и была склонна к расширительному толкованию канонич. тезисов. "Южн. школа" оказала наибольшее воздействие на формирование неоконфуцианства. Важный этап в развитии синкретич. традиции Ц.с., учитывающей достижения "сев." и "южн." школ, знаменовало создание усилиями Кун Инда (кон. 6 - нач. 7 в.) и др. по имп. указу сводного труда "У цзин чжэн и" ("Правильные толкования на "Пять канонов"), ставшего осн. пособием для проведения экзаменов на право замещения чиновничьих должностей. В 13 в. при монг. дин. Юань за основу гос. экзаменац. курса были приняты каноноведческие толкования неоконф. Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы. В 17 - 19 вв., при маньчж. дин. Цин, соперничество школ "текстов старых письмен" и "текстов новых письмен" получает новое наполнение. В 17 в. Гу Яньу, выдвинув тезис "освободить каноноведение от учения о принципе (ли сюэ)", выступил за возрождение традиции "школы текстов старых письмен" и "ханьского учения" (хань сюэ). Он имел в виду освобождение каноноведения от схоластич. философствования, присущего неоконф. школам "учения о принципе" (ли сюэ) и "учения о сердце" (синь сюэ [1]), необходимость эмпирич. обоснованности и практич. применимости извлекаемого из канонов знания. Каноноведческое учение Гу Яньу было развито "школой [пер. правления] Цянь [Луна и] Цзя [Цина]" (Цянь Цзя сюэ пай, 18 - нач. 19 в.), делавшей упор на собственно филологич. методы исследования. Осн. направлениями этой школы были "школа [ученых из уезда] У" (У пай), или Усяньское направление, и "школа [ученых из уезда] Вань[нань]" (Вань пай), или Ваньнаньское направление. Учение У пай было создано Хуэй Чжоути (17 в.) и Хуэй Дуном (18 в.), его носителями были Юй Сукэ, Цзян Шэн, Цянь Дасинь, Ван Миншэн, Цзян Фань и др. Гл. своей задачей они считали сбор и обобщение каноноведческих толкований эпохи Хань и составление к ним комментариев. Учение Вань пай было создано Цзян Юном (кон. 17 - 18 в.) и Дай Чжэнем (18 в.), продолжено Чэн Яотянем, Дуань Юйцзаем, Ван Няньсунем, Ван Ичжи и др. Они выступали за выявление сокровенного "великого смысла" канонов посредством детальной лексико-грамматич. проработки текста. Эта школа отличалась антиавторитаризмом, допускала критику ханьских каноноведов и выдвижение собств. концепций. Возрождение "школы текстов новых письмен" поставила своей целью Чанчжоуская школа каноноведения (Чжуан Цуньюй, 18 в.; Лю Фэнлу, 18- нач. 19 в., и др.), стремившаяся к восстановлению, в частн. традиции толкования "Гунъян чжуани" с ее ориентацией на проблемы управления об-вом. В эпоху Цин историко-филологич. исследования подтвердили обоснованность сомнений ряда ученых прежних лет в подлинности "текстов старых письмен": напр., Вань Сыда доказал возможность подделки "древнего" текста "Чжоу и", Лю Фэнлу - "Цзо чжуани", Шао Ичэнь - "И ли", Вэй Юань - "Мао ши" (см. "Ши цзин") и "Гувэнь Шан шу" (см. "Шу цзин"), Хун Цзычжэнь - т.н. древних книг из дворцовой б-ки (императоров дин. Хань). Впоследствии толкование канонов в духе "школы текстов новых письмен" позволило Ляо Пину и Кан Ювэю (19 - нач. 20 в.) дать традиционалистское обоснование реформаторским идеям. Традиц. каноноведение как культурно-идеологич. ин-т фактически прекратило существование в 1-й пол. 20 в. **Карапетьящ А.М. Формирование системы канонов в Китае // Этнич. история народов Вост. и Юго-Вост. Азии в древности и ср. века. М., 1981; Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. С. 302 - 20; Кобзев А.И. Каноны как учебники и учебники как каноны в традиц. культуре Китая // Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 19. История школьных учебных книг. М., 1990; Хонда Нариюкч. Чжуиго Ц.с. ши (История каноноведения в Китае ). Пер. с яп. Шанхай, 1935; Цянь Цзибо. Ц.с. тун чжи (Общее описание каноноведения). Шанхай, 1935; Чжоу Юйтун. Цзинь гу вэнь сюэ (Классич. произведения новых и старых письмен). Пекин, 1957; Чжу Вэйчжэн (ред.). Чжоу Юйтун Ц.с. ши лунь чжу сюаньцзи (Избр. произв. Чжоу Юйтуна по истории каноноведения). Шанхай, 1983. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь