ЦЗИНЬ ЛЮЙСЯН

Найдено 1 определение
ЦЗИНЬ ЛЮЙСЯН
Цзинь Син-фу, прозв. Жэньшань сяньшэн ("учитель с горы Жэньшань"). 1232, Ланьси (совр. пров. Чжэцзян), - 1303. Философ-неоконфуцианец, представитель "учения о принципе" (ли сюэ). Учился у Ван Бая. При дин. Сун служил в канцелярии историографии, после воцарения монг. дин. Юань (1271) отказался от службы, посвятив себя лит. занятиям. Осн. соч. - "Шан шу бяо чжу" ("Коммент. с таблицами к "Книге преданий"), "Лунь юй цзи чжу као чжэн" ("Исслед. свода коммент. к "Суждениям и беседам"), "Мэн-цзы цзи чжу као чжэн" ("Исслед. свода коммент. к "Мэн-цзы"), "Тун цзянь цянь пянь" ("Предваряющие главы к "Всеобщему зерцалу"), "Жэньшань цзи" ("Собр. [произв. учителя с горы] Жэньшань"). Особое внимание уделял учению Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы о "единстве принципа и различении особенного" (ли и фэнь шу), доказывая взаимообусловленность единого структурообразующего "принципа" (ли [1]) и множественных выражений "особенного" (шу [5]). Определял "сердце Неба и Земли" (тянь ди чжи синь) - средоточие благих потенций Вселенной как "гуманность" (жэнь [2]) и одновременно - как "дао, к-рое рождает порождающее", т.е. обусловливает возникновение вещей и явлений. Компоненты филос. дихотомии "знание - действие" (чжи - син) рассматривал как взаимодополняющие (взаимостимулирующие) процессы, первым сформулировав тезис о "совпадающем единстве знания и действия" (чжи син хэ и). Считал необходимым применение мудрости конф. канонов, прежде всего "Четверокни-жия" ("Сы шу") и "Шести канонов" ("Лю цзин"), в науке управления наряду с историч. прецедентами. Прокомментировал и дополнил подготовленный Чжу Си сб. "Шан шу цзи чжу" ("Свод коммент. к "Книге преданий"). Считал "Шу цзин" осн. источником по древней истории, но сомневался в аутентичности нек-рых глав. Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь