ЦЗИН ЦЗИ

Найдено 1 определение
ЦЗИН ЦЗИ
Гармонизация и вспомоществование". Фундамент, понятие традиц. кит. социально-политич. мысли. Первая составная часть бинома Ц.ц. - многозначный иероглиф цзин [1] в данном контексте подразумевает упорядочение посредством "основы и утка" (см. Цзин вэй), а все сочетание трактуется как стяжение от цзин ши цзи у ("упорядочение-гармонизация мира и [тем самым] вспомоществование вещам" (т.е. всему сущему, см. У [3]). Здесь выражена трактовка любого творчества в традиц. кит. культуре как некоего подключения к космич. эволюции через личность мудреца (см. Шэн [1]). Применительно к об-ву этот бином имеет более частное толкование - "упорядочение мира и вспомоществование народу" (цзин ши цзи минь), или "нравам [народа]" - цзи су, где "народ" выступает как неотъемлемая часть всего сущего. Эта трактовка отражает присущий кит. культуре взгляд на политику как искусство природосообразного управления. Формирование бинома Ц.ц. означало рождение средневек. учения об управлении (гармонизации), основанного гл. обр. на конф. традиции; отсюда возможность перевода бинома Ц.ц. как "блага от [знания] канонов". Учение Ц.ц. вписывалось в представления об идеале устроения жизни об-ва, поисками к-рого были заняты политич. деятели не только Китая, но и др. стран Дальнего Востока на протяжении многих столетий. В формуле Ц.ц. выражена конф. идея необходимости гармонич. взаимодействия правителя и подданных, восходящая к древним представлениям о мироустроительной функции правителя. Учение Ц.ц. мыслилось как практич. путь к поддержанию идеалов предков (см. Ван дао), обеспечивающий достижение социальной гармонии и пресечение хаоса. Истоки бинома Ц.ц. прослеживаются в соч. даоса Гэ Хуна (кон. 3 - 4 в.), но в традиц. историографии появление этого сочетания связывают с Ван Туном [2] (кон. 6 - 7 в.), к-рый предложил формулировку Ц.ц. чжи дао ("путь Ц.ц."), подразумевавшую передачу последующим поколениям конф. ценностей морального порядка. От эпохи к эпохе представления о содержании процесса упорядочения мира менялись. Так, Ли Гоу (11 в.) осуществление идеалов Ц.ц. соотнес с необходимостью "обогащения гос-ва, усиления армии, успокоения народа". С этого времени бином Ц.ц. обрел устойчивую связь с комплексом проблем, отражающих экономич. воззрения, невычленяемые из единого, целостного знания. Поэтому впоследствии именно данным термином обозначили зап. понятие "economy". В ср. века носителями учения Ц.ц. считались прежде всего правители. Вместе с тем ответственными за состояние дел управления полагали себя ученые-администраторы- "таланты, [разумеющие] Ц.ц." (Ц.ц.цай). С этой категорией конф. традиция связывает имена Ли Гоу, Фань Чжунъяня, Оуян Сю, Су Ши, Ван Аньши (11 в.), Ло Цунъяня (кон. 11 - 12 в.), Фэн Ци [2] (16 в.) и др. Упрочению идеалов учения Ц.ц. и передаче их будущим поколениям способствовал ин-т экзаменов. Так, в докл. Фань Чжунъяня на высочайшее имя от 1043 бином Ц.ц. означает не только теорию и практику управления, связанные с источником социально-этич. и политич. опыта - канонами (см. "Ши сань цзин"), но и, в узком смысле, предметы на гос. экзаменах на право занятия чиновничьих должностей, предусматривающие овладение конф. мудростью, - соч. в жанре цэ ("план") и лунь ("суждения"). В развитие учения Ц.ц. в 17 в. возникло "практич. учение об управлении миром" (цзин ши као юн), одним из основоположников к-рого был Гу Яньу. В 19 в. в числе видных ученых, занимавшихся проблемами Ц.ц., были Хэ Чанлин и Вэй Юань. В кон. пер. правления дин. Цин (1644-1911), в 1898, на гос. экзаменах был введен "особый предмет Ц.ц." (Ц.ц. тэ кэ): сдававшие писали соч. в жанре цэ и лунь, а допускались к экзамену те, кто проявил себя на администр. службе. Спец. сферу традиц. знания обозначил особый жанр кит. историографии - труды, выражающие идеалы учения Ц.ц., своеобразные антологии, впитавшие многовековой опыт кит. культуры управления. В них скомпилированы почерпнутые из самых разнообразных источников материалы, представленные по тематич. принципу. Такие книги рассматривались как систематич. пособия по управлению для императора - Сына Неба, представляя ему в сжатой и доступной форме опыт предшествующих поколений. В совр. кит. яз. бином Ц. ц. имеет значение "экономика". Для выражения этого зап. понятия сочетание иероглифов Ц. ц. стало применяться после "революции Мэй-дзи" (1867 - 8) в Японии, а потом и в Китае. Тенденция к восприятию понятия "политэкономия" как "учения о Ц. ц." (Ц. ц. сюэ) утвердилась в нач. 20 в. тоже благодаря переводам япон. трудов, но применялись и др. термины. Перевод зап. понятия термином Ц. ц., рождавшим у конфуциански образованных ученых ассоциации, связанные со старым значением слова, был вызван отсутствием спец. экономич. терминологии в кит. культуре. В отличие от англ, термина "economy", к-рый, прежде чем стал обозначением "экономич. науки", был неотделим от осмысления собственно экономич. жизни, бином Ц. ц. обнимал комплекс единого знания в средневек. Китае, включавший экономич. аспект в качестве частного. Это, напр., дало основание Чан Кайши выдвинуть тезис об особой во все времена "политич. экономии Китая", сфера к-рой "много шире сферы зап. экономич. учений". **Лапина З.Г. Учение об управлении гос-вом в средневек. Китае. М., 1985. С. 24 - 45 и др.; Чжао Найтуань. Пи ша лу (Записи [о том, что] рассыпано [как] песок. Библиографич. сб.). Т. 1. Пекин, 1980. З.Г. Лапана

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
134.12 кб

Архимандрит Даниил о «Шу цзине»

Стеженская Лидия Владимировна
Публикация транскрипции «Предисловия» архимандрита Даниила (Д.П. Сивиллов, 1798-1871) к его рукописному переводу 1855 г.
Читать PDF
219.88 кб

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СИ ЦЗИНЬПИНА

Нагуслаева Елизавета Альбертовна
Статья посвящена изучению религиозной политики Коммунистической партии Китая в период правления Си Цзиньпина с 2013 г. по настоящее время.
Читать PDF
163.22 кб

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.
Читать PDF
355.55 кб

Образы Инь фу цзина в даосском учении Цюаньчжэнь

Белая Ирина Витальевна
Даосизм весьма многогранное религиозное и культурное явление. Одним из его ярчайших представителей в современном Китае является школа Совершенной истины (Цюаньчжэнь). Её появление в XII в.
Читать PDF
12.31 мб

Диалог как философская концепция в "Дао Дэ Цзин"

Корягина Татьяна Олеговна
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы диалога как философской концепции восточной культуры на примере древнекитайского трактата Лао Цзы «Дао Дэ Цзин».
Читать PDF
373.77 кб

«Голос из древности»? (о новом переводе «Ши цзина»)

Орлова Наталия Александровна, Кобзев Артем Игоревич
Читать PDF
855.14 кб

Роль Ба Цзиня в становлении китайского тургеневедения

Сай На
Из всех русских писателей И.С.Тургенев является одним из самых изучаемых писателей в Китае. Первые работы о нем и переводы появились еще в начале XX века. К началу XXI века изучение Тургенева приобрело в Китае особую актуальность.
Читать PDF
381.38 кб

Трансформация буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматриваются этапы проникновения и становления буддизма в Китае в период эпох Вэй и Цзинь. Представлен анализ переводческой деятельности данного периода, исследуется зарождение и становление сангхи в Китае.
Читать PDF
507.60 кб

Слабость, мягкость и уступчивость в трактате Дао дэ цзин

Зиганьшин Ринат Махмутович
Статья посвящена таким даосским категориям как слабость, мягкость и уступчивость, которые являются главным средством достижения успеха в делах государственного управления, а также в военном и боевом искусстве.
Читать PDF
1.47 мб

Международный симпозиум по древней керамике в Цзиндэчжене

Жущиховская И. С.
24—27 октября 2012 г. в Цзиндэчжене (пров. Цзянси, КНР) состоялся очередной международный симпозиум по древней керамике (International Symposium on Ancient Ceramics — ISAC).
Читать PDF
494.44 кб

Проблема пустоты в китайском буддизме периодов Вэй и Цзинь

Орбодоева Марина Валерьевна
В данной статье рассматривается становление философской и сотериологической мысли в Китае, а также первые попытки понять проблему пустоты в китайском буддизме.
Читать PDF
494.50 кб

Прецедентные имена в романе Лю Чжэньюня «я не Пань Цзиньлянь»

Читать PDF
1.03 мб

БА ЦЗИНЬ И ТУРГЕНЕВ: ИДЕЙНЫЙ ОТКЛИК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Ван Лие
Литературные связи Ба Цзиня и Тургенева неизменно привлекают внимание исследователей как в Китае, так и за рубежом.
Читать PDF
279.14 кб

Внешняя политика Китая при Си Цзиньпине: преемственность и новаторство

Денисов Игорь Евгеньевич
Статья посвящена современным подходам КНР к международным проблемам и основным изменениям в китайской дипломатии после прихода Си Цзиньпина к власти в 2012 г.
Читать PDF
262.64 кб

Си Цзиньпин и новое поколение руководителей Коммунистической партии Китая

Румянцев Евгений Николаевич
В статье прослеживаются основные этапы политической биографии нынешнего китайского лидера Си Цзиньпина.

Похожие термины:

  • ЦЗИН

    кит.) – «экстракт», «сущность» (букв, «очищенный рис») – 1. Жизненная субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. 2. Общее название оборотней. По народным преданиям, цвет Ц. никогда не меняетс
  • Цзин1

    в китайской мифологии первооснова, заключающаяся в каждом живом существе. Согласно даосской теории в момент рождения человека образуется дух (шэнь) путем соединения внешней оболочки человека и е
  • Цзин2

    в китайской мифологии животные-оборотни. Согласно представлениям древних, лисицы, волки, шакалы, прожившие 500 лет, могут принимать человеческий вид, а тигры, олени и зайцы меняют свой цвет на белый
  • И-ЦЗИН

    Кит.) Древнекитайский труд, писавшийся поколениями мудрецов.
  • У-ЦЗИН

    классическое конфуцианское пятикнижие. Включает в себя “И-цзин” (Книга перемен), “Ши-цзин” (Книга песен), “Шу-цзин” (Книга истории), Ли-цзы” (Книга обрядов), “Чун-цю” (Книга весны и осени).  
  • Цзинту

    в китайской буддистской мифологии земля, которую посетили и где проповедовали будды и бодхисаттвы.
  • ЦИ ЦЗИН

    Семь канонов", "Семиканоние", "Семикнижие". 1. Обозначение комплекса канонич. книг конфуцианства, считавшихся в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) выражением доктрины "правления [на основе] сынов
  • ЛЮ ЦЗИН

    Шесть канонов", "Шестиканоние", "Шестикнижие". Обозначение шести канонич. памятников конфуцианства: "Ши [цзин]" ("(Канон] песен"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благо
  • ШИ ЦЗИН

    Канон стихов», «Книга песен») — самый ранний в Китае сборник поэтических произведений, вошедший в число канонических произведений конфуцианства (см. «Уцзин»), которые определяли идеологию и культ
  • ШУ ЦЗИН

    Канон (историч. или документальных) писаний", "Книга истории", "Книга документов". Др. назв. - "Шан шу" ("Книга преданий"). Один из наиболее почитаемых древнекит. памятников, входящих в конф. свод классич.
  • Цзинвэй

    в древнекитайской мифологии чудесная птица, в которую, согласно мифу, превратилась прародительница всего живого на земле Нюйва. В «Каталоге гор и морей» она описывается как птица, похожая на ворон
  • ЦЗЮ ЦЗИН

    Девять канонов", "Девятиканоние", "Девятикнижие". 1. Набор канонич. книг конфуцианства, в эпоху Тан (7 - нач. 10 в.) входивший в программу гос. экзаменов на ученые степени, к-рые давали право на занятие чин
  • ЦЗИН ФАН

    1. Каноновед-ицзинист (см. "Чжоу и") 1 в. до н.э. Апологет учения Лянцю Хэ. Учился у Ян Хэ. Был советником 1-го (да дафу) и 2-го (чжун дафу) рангов, наместником (тайшоу) окр. Цицюнь. Учение самого Ц.Ф. распростр
  • СЯО ЦЗИН

    Канон сыновней почтительности») — памятник китайской философской мысли, один из канонических текстов конфуцианства. См. ст. Сяо ти.