ЧЖУН ЮН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ЧЖУН ЮН»
Срединное и неизменное», «Срединность и постоянство») — памятник конфуцианства, создан ок. 3 в. до н. э., в 12 в. вошел в состав канонического «Четверокнижия» («Сы шу») наряду с «Да сюэ», «Лунь юй» и «Мэн-цзы». Первоначально представлял собой часть канона «Ли цзи». Название восходит к высказыванию Конфуция: «Срединное и неизменное — это то, благодаря чему осуществляется благодать/добродетель (дэ}, доведение ее до совершенства» («Лунь юй», VI, 27). В «Чжун юне» соответствующий термин предстает качеством «благородного мужа» (цзюнь цзы), способом реализации изначального совершенства человека в его поведении по отношению к миру, преодоления любой односторонности и пристрастности, достижения «высшей искренности» (чжи чэн, см. Чэн), благодаря которой человек «уподобляется духу» (см. Шэнь) и «становится в триаду с Небом и Землей» (см. Тянь). В последующих комментариях к «Чжун юну» и «Лунь юю» понятие «чжун» («середина», «центральный») толковалось как исключительная «правота», «правильность» (чжэн), «срединная гармония» (чжун хэ), а «юн» (современное «обычный», «заурядный») — как «использование» (юн) «срединности» для гармонизирующего воздействия на мир и общество или как «постоянство», имманентное «постоянному дао». Основоположники неоконфуциянства Чэн ЧэнХао объясняли понятие «чжун» как «не имеющее отклонений», «юн» — как «не имеющее перемен (изменений)»; «обладающий срединностью в Поднебесной выправляет даопуть, обладающий неизменностью в Поднебесной утверждает принципы» (см. Лк-принцип) («И шу», цзюань 7).
Лит.: Древнекитайская философия, т. 2. M., 1973, с. 119—36 (пер. В. Г. Бурова); Мартынов А. С. «Искренность» мудреца, благородного мужа, императора.— В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М.,1984.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧЖУН ЮН
Учение] о срединном и неизменном [пути]", "Срединное и неизменное", "Учение о середине". Конф. филос. трактат, традицией приписываемый Цзы Сы (5 в. до н.э.), но, видимо, созданный ок. 3 в. до н.э. (по разным версиям 5 - 3, 4 - 3, 3 - 2 вв. до н.э.). Первоначально - часть трактата "Ли цзи", с 4 - 6 вв. рассматривалась как самост. произв. Отличается тематич. разнообразием и сложной композицией. Назв., восходящее к терминологич. сочетанию из "Лунь юя" (5 в. до н.э.), где оно представлено как принцип выявления "[совершенной] благодати/добродетели" (см. Дэ [1]), отражает осн. идеи памятника: источник гармонии ("срединности") в Поднебесной есть человеч. личность; выявление в себе "неизменной" "небесной природы" (см. Сын [1]) позволяет совершенствовать методы управления; потенциальное внутр. совершенство человека как эманация мира природы реализуется в процессе длительного, требующего внутр. усилий правильного ("срединного и неизменного") пути - дао. Выявление собств. "небесной природы" и совершенствование методов управления объединены операцией фань шэнь ("обращение к телу/личности"). Этот идущий от "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) тезис в "Ч.ю." выражает идею преимуществ, направленности на индивидуума, на анализ и ориентацию его сознания. Практика осуществления дао освещается сначала в социальной сфере на основании слов Конфуция, а затем переносится в политич. сферу посредством изложения взглядов якобы самого Конфуция на методы управления первых государей дин. Чжоу (11 -3 вв. до н.э.)- Вэнь-вана и У-вана (11 - 12 вв. до н.э.). Согласно "Ч.ю.", со смертью человека гибнет и его искусство управлять. Поэтому всякое совершенствование в сфере управления должно начинаться с самосовершенствования. Людей для управления следует подбирать не по умению, опыту, положению, а исключительно по личностному признаку. Правильно отобранные смогут следовать "срединным и неизменным" путем. Непременное качество для выполнения этой задачи - "искренность" (чэн [1]). Данная категория представлена в двух осн. аспектах: 1) "искренность Неба" - качество, имманентное миру, присущее "совершенномудрому" (шэн [1]) и обусловливающее его возможности оказывать на мир упорядочивающее воздействие самим фактом своего присутствия; 2) "искренность" нижестоящего - качество, направленное на поддержание должного социального контакта (в части., обретения "доверия" - синь [2] в отношениях с родственниками, друзьями и вышестоящими), нормального социального функционирования и обретаемое в процессе поиска и сознательного выбора цели ("стремящийся к искренности [должен] выбрать добро и твердо придерживаться [этого направления]"). Для обретения "искренности" нижестоящему следует "[обладать] обширной ученостью, [заниматься] доскональным исследованием и тщательным обдумыванием, достичь ясного понимания, [а затем постараться все это] точно воплотить на практике". В результате "даже глупый неизбежно становится умным", т.е. способным "ясно различать [добро и зло]". "Высшая искренность" (чжи Ч.), обладатель к-рой имеет дар предвидения и потому "м.б. уподоблен духу (шэнь [1])", сходна с "высшей и совершенной мудростью" (чжи шэн), но если последняя благотворно действует на народ при непосредств. контакте (появление "совершенномудрого" перед народом, его речи и действия), то "высшая искренность" функционирует в более отвлеченной сфере - "устанавливает великую основу в Поднебесной и постигает изменяющую и взращивающую [силу] Неба и Земли"; ее обладатель "становится в троицу с Небом и Землей", приобретая возможность участвовать в космич. процессе становления всего сущего. Согласно "Ч.ю.", между самостановлением и практикой, равно как между обладанием интеллектом и практикой, нет промежуточной сферы для волевого выбора: "Способный исчерпать свою природу (син [1]) способен тем самым исчерпать и природу других"; "[наделенный] интеллектом (мин [3]) воздействует [на других]", тем самым изменяя их. Т.о., правильное внутр. развитие неизбежно приводит к эффективной социальной практике. Выделение в "Ч.ю." из общего контекста конф. проблематики темы "обращения к самому себе" обусловило повышенное внимание к идеям этого памятника со стороны основоположников неоконфуцианства, проявлявших особый интерес к проблемам соотношения сознания и природы человека, прежде всего Чжоу Дуньи (11 в.) и Чжу Си (12 в.). *Древиекит. философия. Т. 2. М., 1973. С. 119 -36 (пер. В.Г.Бурова); **Кан Ювэй. Ч.ю. чжу (Коммент. к Ч.ю.). Б.м., 1901; Legge J. The Chinese Classics. Vol. I. Confucian Analects. The Great Learning and the Doctrine of Mean. Oxf. - L., 1861. См. также лит-ру к ст. "Ли цзи", Чэн [1]. По материалам А.С. Мартынова

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
907.23 кб

Чжунго синьвэнь шие тунши [всеобщая история журналистики Китая / под ред. Фан Ханьци]

Сергеев Г. И.
Читать PDF
111.01 кб

2009. 03. 058. Чжан Хайпэн. Обсуждение парадигм новой истории Китая. Чжан Хайпэн. Гуаньюй чжунго цзи

Ермаченко И. С.
Читать PDF
92.08 кб

2001. 02. 036. Скиппер К. Внутренний мир в "Лао-цзы Чжун цзин". Schipper K. The inner world of the "

Корнилов М. Н.
Читать PDF
72.42 кб

2003. 04. 011. Цю Цзы-хуа. Трагический дух и национальное сознание. У Хань: пед. Ун-т Хуа Чжун, 2001

Ду Жуй
Читать PDF
139.72 кб

Российско-китайские отношения и Корейский полуостров . Под ред. Чан Док Чжуна. Сеул : Хануль, 2012.

Дьячков И.В.
Читать PDF
310.08 кб

2003. 03. 003. Доклад об исследовании социальной стратификации современного Китая. Дандай Чжунго шэх

Бергер Я. М.
Читать PDF
105.75 кб

Доклад об исследовании социальной стратификации современного Китая Дандай Чжунго шэхуй цзецэн яньцзю

Бергер Я. М.

Похожие термины:

  • Чжуняо

    кит.) – «красная птица» – символ юга в виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ее изображали на знамени, которое несли впереди войска (юг считался наиболее почетной стороной света).
  • ЧЖУН ШУ

    кит. — преданность и взаимность/великодушие) — категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности. Ообъединяются в бином чжун шу в высказывании ученик
  • ЧЖУНКУЙ

    В народной мифологии и у даосов повелитель и усмиритель демонов.
  • Чжун Куй

    кит.)  – повелитель демонов. Картинки с изображением Ч. К., хватающего бесов, наклеивались на створки дверей, чтобы защитить дом от нечисти.
  • ВАН ЧЖУН

    22.1.1745, Цзянду, окр. Янчжоу пров. Цзянсу,- 11.12.1794, Ханчжоу пров. Чжэцзян. Ван Жунфу, Ван Бинчжун. Философ-неоконфуцианец, ученый-просветитель, историк и литератор. Род. в бедной, но образованной семье, в 17
  • ЧЖЭН ЧЖУН

    Чжэн Чжунши. ?, Кайфэн окр. Хэнань (совр. пров. Хэнань), - 83. Каноновед. Служил нач. ведомства земледелия (дасынун); чтобы отличить его от тезки и однофамильца - царедворца-евнуха, Ч.Ч. называли Чжэн-сынун
  • ГУАНЬ ЧЖУН

    Гуань Цзин-чжун, Гуань Иу, Гуань-цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун),? - 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в
  • ДУН ЧЖУНШУ

    187–120 до н.э.) – кит. философ-идеалист, метафизик, последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил прозвище "Конфуция эпохи Хань". Д.
  • ЧЭН ЧЖУНЪИН

    Cheng Chung-ying). 29.9.1935. Философ, историк философии, представитель "третьего поколения" постконфуцианства. В 1956 окончил Тайваньский нац. ун-т по лит-ре и философии. Изучал философию и логику в США, в 1958 полу
  • ЧЖУНЧАН ТУН

    Чжун Гунли. 180, Гаопин обл. Шаньян (на терр. совр. уезда Цзоусянь пров. Шаньдун), - 220. Философ-рационалист. Состоял на гражданской и военной службе в последние годы империи Вост. Хань (25 - 220). Осн. соч. - "Ч
  • ЛЯО ЧЖУНКАЙ

    Ляо Энь-сюй. 10.3.1878, Сан-Франциско, 20.8.1925, Гуанчжоу. Политич. деятель, публицист. Соратник и популяризатор взглядов Сунь Ятсена. Выходец из обеспеченной семьи кит. эмигрантов. Учился в США, в сянганско
  • Чжунли Цюань

    в китайской мифологии один из восьми бессмертных – отшельник-воин. Во времена династии Хан он служил генералом армии. По поздним преданиям, Чжунли был послан ханьским императором во главе войска
  • ЧЭНЬ ЧЖУНФАНЬ

    Чжун Фань, прозв. Цзюэюань, псевд. Цзюэсюань. 9.1888, Яньчэн, пров. Цзянсу, - 22.7.1982, Нанкин. Педагог, специалист по кит. философии и классич. лит-ре. В 1914 поступил на филос. ф-т Пекинского ун-та, где учился вм
  • ФАНЬ ЧЖУНЪЯНЬ

    Фань Сивэнь. 989, Усянь окр. Сучжоу (совр. Сучжоу пров. Цзянсу) - 1052. Гос. деятель, литератор, один из родоначальников реформаторства эпохи Сун, предшественник Ван Аныии. Испытал влияние взглядов Ху Юан