ЧЖУН ШУ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЖУН ШУ
кит. — преданность и взаимность/великодушие) — категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности. Ообъединяются в бином чжун шу в высказывании ученика Конфуция — Цзэн-цзы, где чжун шу предстает условием «пути (дао) мудреца» («Лунь юй», IV, 15). Понятие «взаимность/великодушие» («отзывчивость» — шу) устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в отрицательной формулировке «золотого правила»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим» («Лунь юй», XV, 23). Впоследствии «преданность» стала пониматься как гл. о. принцип отношения нижестоящего к вышестоящему. Согласно комментарию Чжу Си к «Лунь юю» (TV, 15), «преданность» есть «исчерпание себя» — максимальная самореализация в своем отношении к людям, тогда как «взаимность/великодушие» — «распространение себя» (т. е. отношения к себе) на другого человека.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧЖУН ШУ
Преданность и великодушие (отзывчивость)". Этич. требования в конфуцианстве, подразумевающие осуществление "золотого правила" морали. Согласно "Лунь юю" (5 в.), "преданность" (чжун [2]) означает "утверждать других в том, в чем желаешь утвердиться сам, подвигать других на то, на что желаешь подвигнуться сам". Там же понятие "великодушие" ("отзывчивость" - шу [3]) устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в апофатич. формулировке "золотого правила": "Чего не желаешь себе, того не навязывай другим". Заслугу объединения обоих понятий в бином Ч.ш. "Лунь юй" отдает ученику Конфуция - Цзэн-цзы, в высказываниях к-рого Ч.ш. предстает условием "Пути (дао) мужа". В целом Ч.ш. выступают у Конфуция способами реализации "гуманности" (жэнь [2]). Это положение отчетливо высказано Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) в отношении "великодушия". Впоследствии "преданность" стала пониматься как гл. обр. принцип отношения нижестоящего к вышестоящему. Согласно коммент. Чжу Си (12 в.) к "Лунь юю", "преданность" есть "исчерпание себя" (цзинь цзи) - максимальная самореализация в своем отношении к людям, тогда как "великодушие" - "распространение себя" (т.е. отношения к себе) на другого человека.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
907.23 кб

Чжунго синьвэнь шие тунши [всеобщая история журналистики Китая / под ред. Фан Ханьци]

Сергеев Г. И.
Читать PDF
111.01 кб

2009. 03. 058. Чжан Хайпэн. Обсуждение парадигм новой истории Китая. Чжан Хайпэн. Гуаньюй чжунго цзи

Ермаченко И. С.
Читать PDF
92.08 кб

2001. 02. 036. Скиппер К. Внутренний мир в "Лао-цзы Чжун цзин". Schipper K. The inner world of the "

Корнилов М. Н.
Читать PDF
72.42 кб

2003. 04. 011. Цю Цзы-хуа. Трагический дух и национальное сознание. У Хань: пед. Ун-т Хуа Чжун, 2001

Ду Жуй
Читать PDF
139.72 кб

Российско-китайские отношения и Корейский полуостров . Под ред. Чан Док Чжуна. Сеул : Хануль, 2012.

Дьячков И.В.
Читать PDF
310.08 кб

2003. 03. 003. Доклад об исследовании социальной стратификации современного Китая. Дандай Чжунго шэх

Бергер Я. М.
Читать PDF
105.75 кб

Доклад об исследовании социальной стратификации современного Китая Дандай Чжунго шэхуй цзецэн яньцзю

Бергер Я. М.

Похожие термины:

  • Чжуняо

    кит.) – «красная птица» – символ юга в виде птицы, напоминающей фэнхуана. Ее изображали на знамени, которое несли впереди войска (юг считался наиболее почетной стороной света).
  • ЧЖУН ЮН

    Срединное и неизменное», «Срединность и постоянство») — памятник конфуцианства, создан ок. 3 в. до н. э., в 12 в. вошел в состав канонического «Четверокнижия» («Сы шу») наряду с «Да сюэ», «Лунь юй» и «Мэ
  • ЧЖУНКУЙ

    В народной мифологии и у даосов повелитель и усмиритель демонов.
  • Чжун Куй

    кит.)  – повелитель демонов. Картинки с изображением Ч. К., хватающего бесов, наклеивались на створки дверей, чтобы защитить дом от нечисти.
  • ВАН ЧЖУН

    22.1.1745, Цзянду, окр. Янчжоу пров. Цзянсу,- 11.12.1794, Ханчжоу пров. Чжэцзян. Ван Жунфу, Ван Бинчжун. Философ-неоконфуцианец, ученый-просветитель, историк и литератор. Род. в бедной, но образованной семье, в 17
  • ЧЖЭН ЧЖУН

    Чжэн Чжунши. ?, Кайфэн окр. Хэнань (совр. пров. Хэнань), - 83. Каноновед. Служил нач. ведомства земледелия (дасынун); чтобы отличить его от тезки и однофамильца - царедворца-евнуха, Ч.Ч. называли Чжэн-сынун
  • ГУАНЬ ЧЖУН

    Гуань Цзин-чжун, Гуань Иу, Гуань-цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун),? - 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в
  • ДУН ЧЖУНШУ

    187–120 до н.э.) – кит. философ-идеалист, метафизик, последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил прозвище "Конфуция эпохи Хань". Д.
  • ЧЭН ЧЖУНЪИН

    Cheng Chung-ying). 29.9.1935. Философ, историк философии, представитель "третьего поколения" постконфуцианства. В 1956 окончил Тайваньский нац. ун-т по лит-ре и философии. Изучал философию и логику в США, в 1958 полу
  • ЧЖУНЧАН ТУН

    Чжун Гунли. 180, Гаопин обл. Шаньян (на терр. совр. уезда Цзоусянь пров. Шаньдун), - 220. Философ-рационалист. Состоял на гражданской и военной службе в последние годы империи Вост. Хань (25 - 220). Осн. соч. - "Ч
  • ЛЯО ЧЖУНКАЙ

    Ляо Энь-сюй. 10.3.1878, Сан-Франциско, 20.8.1925, Гуанчжоу. Политич. деятель, публицист. Соратник и популяризатор взглядов Сунь Ятсена. Выходец из обеспеченной семьи кит. эмигрантов. Учился в США, в сянганско
  • Чжунли Цюань

    в китайской мифологии один из восьми бессмертных – отшельник-воин. Во времена династии Хан он служил генералом армии. По поздним преданиям, Чжунли был послан ханьским императором во главе войска
  • ЧЭНЬ ЧЖУНФАНЬ

    Чжун Фань, прозв. Цзюэюань, псевд. Цзюэсюань. 9.1888, Яньчэн, пров. Цзянсу, - 22.7.1982, Нанкин. Педагог, специалист по кит. философии и классич. лит-ре. В 1914 поступил на филос. ф-т Пекинского ун-та, где учился вм
  • ФАНЬ ЧЖУНЪЯНЬ

    Фань Сивэнь. 989, Усянь окр. Сучжоу (совр. Сучжоу пров. Цзянсу) - 1052. Гос. деятель, литератор, один из родоначальников реформаторства эпохи Сун, предшественник Ван Аныии. Испытал влияние взглядов Ху Юан