ЧЖАН СЮЭЧЭН

Найдено 1 определение
ЧЖАН СЮЭЧЭН
Чжан Шич-жай, Шаоци. 1738, Хуэйцзи (совр. уезд Шаосин пров. Чжэцзян), - 1801. Историк, каноновед (см. Цзин сюэ). Имел высшую ученую степень цзиньши. Преподавал в высших учебных заведениях, занимал пост советника канцелярии гл. цензората по пров. Хунань и Гуандун. Осн. соч. - "Вэнь ши тун и" ("Всепроникающий смысл лит-ры и истории"), "Юань дао" ("Истоки дао"), "Юань сюэ" ("Истоки науки"), "И цзяо" ("Учение "[Канона] перемен"), "Цзин цзе" ("Разъяснение канонов") и др. Сост. "Ши цзи као" ("Исслед. историч. писаний") - библиографич. справочник по важнейшим историч. соч., ныне утраченный, а также ряд историко-географич. описаний нек-рых центр, и южн. районов Китая. Гл. составитель и ред. сб. "Хунань тун чжи" ("Историко-географич. описание пров. Хунань") (сохранился не полностью). Принимал участие в редактировании "Сюй Цзы чжи тун цзянь" ("Предисловие к [трактату Сыма Гуана] "Всеобщее зерцало, управлению помогающее"). Филос. взгляды Ч. С. осн. на положении о том, что "дяо обитает в орудиях (ци [2])" и "проявляется через орудия"; оно "делает вещи такими, какие они есть [в текущий момент], а не такими, какими они должны быть [всегда]". Отсюда требование Ч. С. к конкретно-историч. трактовке конф. канонов, к-рые "являются орудиями" и "целиком принадлежат истории", т.е. отражают определенную историч. ситуацию. Принимая популярную в его время идею "проникновения в каноны для [их] применения", Ч. С. в то же время отмечал, что в древних памятниках запечатлен классич. законодательный порядок, [к-рый позволяет] увидеть суть управления, воспитания, поведения и [ведения] дел" в определенную эпоху; их изучение необходимо для уяснения "смысла истории", истоков и процесса изменений в идеологии, филос. и науч. проблематике в последующие эпохи. Выступал против формального и догматич. отношения совр. ему каноноведов к классич. наследию как к дидактич. прописям, против увлечения каноноведов Тунчэнской школы филология, изысканиями, подчеркивая, что в первую очередь необходимо "изучать дела [гос. деятелей и философов], и лишь затем можно изучить [их] слова". Соч. Ч.С. после его смерти сведены в сб. "Чжан-ши и шу" ("Наследие г-на Чжана"). **Nivison D.S, The Life and Thought of Chang HsOeh-cheng (1738 - 1801). Stanf., 1966.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь