ЧЖАН ЭРЦИ

Найдено 1 определение
ЧЖАН ЭРЦИ
Чжан Цзижо, прозв. Гаоянь. 1612, Цзиян (совр. пров. Шаньдун), - 1677. Каноновед. Потеряв отца и братьев, погибших от рук маньчж. завоевателей, стал вести отшельнический образ жизни, занимаясь исключительно изучением канонов и коммент. лит-ры. Осн. соч. - "И ли Чжэн чжу цзюй ду" ("Изучение по предложениям коммент. Чжэн [Сюаня] к "Образцовым церемониям и правилам благопристойности"), "Чжоу и шо люэ" ("Анализ учения "Чжоуских перемен"), "Ши цзин шо люэ" ("Анализ учения "Канона песен"), "Тянь дао лунь" ("О небесном дао"), "Гаоянь би хуа" ("Речи затворника Гаояня") и др., в т.ч. комментарии к "Дао дэ цзину", "Чунь цю", "Да сюэ" и "Чжун юну". Почитал учение Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы, развивал тезис о приоритетности "активного (энергичного) действия" (ли син) как единств, пути к различению истины и лжи. Считал, что "действие" (син [3], см. Чжи - син) должно быть реализатором моральных принципов: "Действие предполагает наличие стыда" (син и ю чи). Выступая против бесцельной схоластики рассуждений о "высочайшем, тончайшем семенном едином" (вэй вэй цзин и), считал равно важными этич. утилитаризм неоконфуцианства эпохи Сун (10 - 13 вв.), выраженный в учении о "принципе и долге/справедливости" (и ли), и логико-грамматич. методики анализа (као цзюй) т.н. ханьского учения (хань сюэ). Был высоко оценен Гу Яньу, к-рый считал Ч.Э. высочайшим авторитетом в обл. учения "Сань ли" ("Трех трактатов о правилах благопристойности" - "Чжоу ли", "Ли цзи" и "И ли"). Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь