ЧЖАН ДАЙНЯНЬ

Найдено 1 определение
ЧЖАН ДАЙНЯНЬ
Чжан Цзитун, псевд. Юй Тун. 23.5.1909, уезд Сянь-сянь пров. Хэбэй. Философ, историк кит. философии. В 1933 окончил Пекинский педагогич. ун-т, был ассистентом на филос. ф-те Ун-та Цинхуа. В 1943 - 6 преподавал на филос. ф-те Частного кит. ун-та (Сыли Чжунго дасюэ), с 1946 - доцент, в 1951 - проф. филос. ф-та Ун-та Цинхуа. С 1952 - проф. филос. ф-та Пекинского ун-та. После 1980 избирался пред. Об-ва изучения истории кит. философии 1-го и 2-го созывов. Директор Ин-та гуманитарных исследований Ун-та Цинхуа. Гл. ред. разд. "История кит. философии", т. "Философия" ("Чжэ-сюэ", кн. 1 - 2) "Большой кит. энциклопедии" ("Чжунго да байкэ цюаньшу", 1987). Филос. взгляды Ч.Д. формировались в 30-е it. под влиянием двух крупных течений филос. мысли Запада - марксистского диалектич. материализма и англ. аналитич. философии, представленной Дж.Э. Муром, Б. Расселом, А.Н. Уайтхедом. В 1-й пол. 30-х гг. Ч.Д. опубликовал более двух десятков статей, излагающих его подход к созданию новой синтетич. системы материалистич. философии. Исходя из тезиса о необходимости "дополнить" марксистский материализм совр. теорией идеального и разработанным в 20 в. зап. философами методом логич. анализа, находя в кит. философии тенденцию к "объединению феномена и реальности", "слиянию материального и идеального", Ч.Д. призвал осуществить синтез материализма, "теории идеалов" (идеализма - лисян лунь) и аналитич. метода (цзеси фа). Считая, что в последние три столетия в философии Китая ведущим и наиболее перспективным было проматериалистич. течение, представленное Ван Чу-аньшанем. Янь Юанем [2], Дай Чжэнем (17 в.), Ч.Д. усматривал путь развития нац. философии в ассимиляции и "китаизации" зап. учений, соответствующих этому направлению и дополняющих его. Необходимость синтеза обусловливается, по мысли Ч.Д., тем, что материализм не объясняет возможности идеального в преобразовании материального: "Дух ("сердце" -синь [1]) происходит из материи и может преодолевать материю (кэфу у)", человек подчинен среде (цзин [5]) и может ее изменять. Истина мироздания в том, что "материя - корень" (у бэнь), но принцип человеч. идеалов в "преодолении материи" (кэ у). Исходя из принципа методология. плюрализма, Ч.Д. призвал к взаимодополняющему синтезу диалектич. и логико-аналитич. метода. Касаясь в работах тех лет проблемы культурного синтеза Китай - Запад, Ч.Д. выдвинул диалектич. методологию "культурного креативизма" (вэньхуа чуанцзаочжуи). Исходными посылками служили тезисы о том, что культуры Китая и Запада различны по духу, всякая культура есть сложное, структурно целостное образование, все культуры содержат внутри себя противоположности и противоречия, культурное творчество не может не зависеть от материальной основы культуры и должно подходить одинаково критически как к старой, нац., так и к новой, зарубеж. культуре. По заключению Ч.Д., "полная вестернизация невозможна и не нужна", культурный синтез должен быть нацелен на подготовительную работу по созданию новой кит. социалистич. культуры. Противопоставляя свой "культурный креативизм" эклектике, Ч.Д. указал, что каждая новая культура должна обладать неким "коренным принципом", пронизывающим все ее аспекты. Со 2-й пол. 30-х гг. Ч.Д. обратился к исследованию проблем истории кит. философии. В 1937 он закончил "Очерк истории кит. философии", изд. под псевд. Юй Тун лишь через два десятилетия и содержавший опыт систематич. подхода к истории кит. философии, ее понятиям и категориям. Отличие кит. филос. традиции от зарубежных Ч.Д. видел в приверженности "объективной" диалектике (Западу присуща "субъективная"), в единстве сущности и явления, в слиянии практики и знания (на Западе они обособлены, в инд. философии практика не играет роли вообще), в акценте на гармонизации межчеловеч. отношений, самосовершенствовании, что имело оборотной стороной слабую разработку проблем науки и преобразования окружающего. В ходе филос. дискуссии 1957 Ч.Д. высказал мнение о наличии в средневек. Китае "материализма прогрессивных ученых кит. феодализма" с такими специфич. чертами, как резко критич. отношение к идеализму, использование достижений науки и связь с диалектикой. Выступив по поводу выдвинутого Фэн Юланем тезиса об "унаследовании абстрактного" общегуманистич. смысла конф. категорий, Ч.Д. настаивал на таком наследовании богатства традиц. философии, критериями к-рого выступают "научность и демократичность", т.е. нацеливал на восприятие гл. обр. материалистич., диалектич. мысли и критику чуждых ей тенденций. В 80-е гг. Ч.Д. продолжал исследования в обл. истории кит. этики, категорий и методологии истории древнекит. философии. Обратившись к теме специфики традиц. кит. философии, Ч.Д. выделил ее гл. особенности: единство онтологии, гносеологии и теории морали; подход к изучаемым явлениям с т. зр. их целостности и процессуальности; тенденция к объединению реальной жизни и морального идеала, слияние философии со схоластикой. *Чжунго вэйучжуи сысян цзян ши (Краткая история кит. материализма). Пекин, 1957; Чжунго луньли сысян фачжань гуйлюй дэ чубу таньсо (Первич. исслед. законов развития кит. этич. мысли). Пекин, 1957; Чжунго чжэсюэ даган (Очерк истории кит. философии). Т. 1 - 2. Пекин, 1958; Чжунго чжэсюэ фавэй (Тонкости кит. философии). Шаньси, 1981; Чжунго чжэсюэ ши шиляосюэ (Источниковедение истории кит. философии). Пекин, 1982; Чжунго чжэсюэ ши фанфалунь фафань (Основы методологии истории кит. философии). Пекин, 1983; Чжунго луньли сысян яньцзю (Исслед. кит. этич. мысли). Шанхай, 1989; Ч.Д. вэньцзи (Соч. Ч.Д.). Т. 1 - 4. Пекин, 1989 - 92; "Буров В.Г. Сову. кит. философия. М., 1980; Фань Сюэдэ. Лунь Ч.Д. чжэсюэ сысян дэ синчэн (О формировании филос. идей Ч.Д.) // Чжунго сяньдай чжэсюэ юй вэньхуа сычао (Совр. кит. филос. и культурная мысль). Пекин, 1989; Чжунго чжэсюэ сыши нянь (Сорок лет кит. философии). Пекин, 1989; Шэхуэй кэсюэ чжэнмин даси (1949 - 1989). Чжэсюэ цзю-ань (Дискуссии по обществ, наукам, 1949 - 1989. Философия). Шанхай, 1990. А.В. Ломанов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь