ЧЖАН БИНЛИНЬ

Найдено 1 определение
ЧЖАН БИНЛИНЬ
М№т. Чжан Тайянь. 1896, уезд Юйхан пров. Чжэцзян, - 1936, Сучжоу. Обществ, деятель, мыслитель, публицист, педагог, один из идеологов нац. бурж.-демократич. движения в Китае. С 1897 сотрудничал в прессе Шанхая, публиковал статьи в поддержку реформаторского движения. С 1900 выступал в печати против маньчж. владычества, высказывался за революц. обновление Китая. Написал предисловие к работе Цзоу Жуна "Армия революции", в результате чего подвергся аресту. Вместе с Цай Юаньпэем явился инициатором создания патриотич. об-ва Гуанфухуэй ("Союз возрождения славы"). В 1906 в Японии вступил в созд. Сунь Ятсеном Тунмэнхуэй ("Объединенный союз"), назначен гл. ред. газеты "Минь бао" ("Народ"), вел полемику с реформаторами. В 1910 вышел из "Объединенного союза", воссоздал "Союз возрождения славы". В 1912 назначен советником Нанкинского временного прав-ва. В 1913-16 вследствие оппозиции диктаторским претензиям президента Кит. Республики Юань Шикая находился под домашним арестом. В 1917 был нач-ком секретариата Военного прав-ва защиты конституции. На р-же и в нач. 20-х гг. выступал против "движения за новую культуру", реорганизации Гоминьдана Сунь Ятсеном, сотрудничества между Гоминьданом и КПК, за "почитание Конфуция и изучение классич. трактатов". В последние годы жизни преподавал на организованных им курсах по изучению кит. традиц. науки и занимался издательской деятельностью. В ранний период творчества испытал влияние эволюц. теории. Считал появление разума результатом борьбы за существование, законы к-рой переносил на историч. процессы. Истолковывал эволюцию как процесс "постепенного [развития] мышления и постепенных изменений предметов и явлений", в к-ром "мышление творит самое себя". Воздействие идей Э. Канта, Д. Юма, учений Лао-цзы, Чжуан-цзы и прежде всего буддизма Хуаянь школы и Фасян школы привело Ч.Б. к оригинальной космологич. и историософской концепции. Грядущий период развития человечества - "пять исчезновений" - Ч.Б. разделил на три этапа. На первом должны исчезнуть "прав-ва", т.е. любая власть, затем "совместные поселения" и семья, что исключит ссоры и насилие. На втором исчезнет человечество - личности избавятся от собственного "я" и сольются с истиной нирваны; потом уйдет все живое, из к-рого мог бы возродиться человек с его горестями и страданиями. На третьем этапе исчезнет сама Вселенная и воцарится алайя (см. Ба ши) - высшее сознание, источник и конец всего сущего. Периоду "пяти исчезновений" в Китае предшествует период "национализма" продолжительностью 100 лет. Он характеризуется поступательным обществ, развитием, в основе к-рого лежат "законы и мораль". За образец должны быть взяты старинные кит. правовые нормы, "близкие социализму" как образцу равенства (напр., "уравнение полей") и конф. этич. принципы. В социальном идеале Ч.Б.- суверенном, централизованном, бесклассовом "нар. гос-ве", основанном на "трех нар. принципах", прослеживается влияние взглядов Лю Шипэя и Сунь Ятсена. Ч.Б. выступал за республиканское правление с постепенным переходом от низшей формы - выборы только президента - к высшей - избрание парламента. Исполнительная, судебная, просветительная власти и, фактически, законодательная власть, представленная независимой группой ученых, должны быть разделены. Долг гос-ва и прав-ва - обеспечить "пребывание народа в равенстве и радости, спокойствии и безмятежности". Допускаются две формы собственности - частная и гос., отсутствует эксплуатация человека человеком, промышленные рабочие получают часть прибыли. В экономике сделан упор на сельское хоз-во, "уравнены права" на землю, частный найм максимально ограничен. Моральное воспитание, пс Ч.Б., должно опираться на буд. религию, прежде всего учения школ Хуаянь и Фасян, и патриотизм. Последний трактовался как "защита расы", "любовь к своей расе". Ч.Б. настаивал на приоритете ханьцев в "получении служебных постов", считал ассимиляцию малых народов условием их равноправия. Даже деловые отношения с Западом Ч.Б. рассматривал как "предательство", подвергал резкой критике все известные ему зап. социально-политич. и филос. теории. *Чжан Тайянь. Чжэнлунь сюаньцзи (Избр. политич. статьи Чжан Тайяня). Т. 1 - 2. Пекин, 1977; Чжан Тайянь сюаньцзи (Избр. соч. Чжан Тайяня). Шанхай, 1981; "Григорьев A.M. Социально-политич. идеи Чжан Тайяня в период подготовки Синьхайской революции // Синьхайская революция в Китае. М., 1962; Делюсин Л.Б. Спор о социализме в Китае. М., 1980; Калюжная Н.М. Мировоззрение Чжан Тайяня и его политич. деятельность в освещении историографии КНР // Обществ, науки в КНР. М., 1986; Ее же. Утопич. гос-во Ч.Б. // Кит. социальные утопии. М., 1987; Furth Ch. The Sage of Rebel!. The Inner World of Chang Ping-lin // The Limits of Change. Camb. (Mass.) - L., 1976. Н.М. Калюжная

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь