Чудеса

Найдено 1 определение
Чудеса
(Miracles).
Культуру кон. XX в. нередко называют "постхристианской". Приверженцы этого взгляда аргументируют его тем, что, хотя исходные положения и понятия исторической христианской веры попрежнему могут быть восприняты современным человеком, они уже не образуют основу нашего мировосприятия. Человечество, по их мнению, достигло "совершеннолетия" и обладает научным и эмпирическим мировоззрением, объективно связанным с реальностью и исключающим серьезное отношение к чуду. Библейский упор на чудеса кажется им чрезмерным и навязчивым.
Ясно, что для правоверных христиан такое мировоззрение оказывается неприемлемым. Вера в чудеса составляет сердцевину истинной христианской веры. Не будь чуда воскресения Христова, христианство уже давно сошло бы со сцены и не могло бы "навязывать" себя "современному человеку ".
Однако следует понимать, что указанное мировоззрение  часть той культурной среды, в крой сейчас живут христиане. Поэтому для современного христианина так важно понимать роль чудесного в становлении и распространении нашей веры.
В отличие от современного, древний мир не противился чудесам. Они рассматривались как реальная, пусть и не совсем обычная, часть жизни. Древние не только верили в существование сверхъестественных сил,но и признавали их вмешательство в человеческую жизнь. Т.о., чудеса не были камнем преткновения для первых христиан, пытавшихся осознать свою веру и соотнести ее с современной им культурой.
Важно иметь в виду, что в Библии чудеса понимаются как события, противоречащие наблюдаемым природным процессам. Здесь надо подчеркнуть слово "наблюдаемым". Еще Августин в своем труде "ОГраде Божием" утверждал, что чудеса, в христианском понимании, вступают в противоречие не с природой, а с тем, что нам известно о природе. Наше знание о природе ограниченно. Мы должны допускать существование высших законов, крые нам неизвестны. Чудеса разрушают иррациональным образом не картину природы, а лишь известную нам часть этой картины.
Такое понимание библейской концепции чудесного может несколько изменить отношение современного человека к чуду и преодолеть ошибочное убеждение, что чудеса происходят вопреки всем законам природы.
Смысл библейских чудес очевиден  они призваны как можно полнее явить нам славу и любовь Божьи. Помимо прочего, они должны отвлечь внимание человека от событий его повседневной жизни и явить ему величие дел Божьих.
В контексте ВЗ чудеса рассматриваются как прямое вмешательство Бога в человеческую жизнь. Они безусловно связаны с тем, как Бог искупает человека, и лишний раз доказывают, что библейская религия имеет дело не с абстрактными утверждениями о Божьем могуществе, но с Его действительными историческими проявлениями. Важнейшее в.з. чудо это разделение вод Красного моря, когда Бог помог евреям бежать от египтян. Это чудо можно считать центральным для еврейской истории и в.з. религии. Здесь могущество и любовь Бога явлены в действии. Этот акт Бога занимает большое место в еврейской религии и литературе. Евреи считали, что люди знают не столько самого Бога, сколько Его дела. Бог познается через Его дела в отношении человека, и чудо Красного моря  парадигма Божьего действия.
Взгляд на чудеса как на искупительные действия Бога сохраняется и в НЗ. Здесь они становятся частью Благой вести о том, что Бог ради нашего спасения послал на землю Сына своего Иисуса Христа. Чудеса  проявление той силы, крую Бог употребит, чтобы восстановить все творение, поврежденное грехом, полностью восстановить образ Божий в человеке и окончательно победить смерть. Мы снова убеждаемся в том, что библейская религия строится не на догме, но на живой действительности.
Центральное чудо НЗ, как и всего иудеохристианского Св. Писания,  воскресение Христа. Все книги н.з. канона либо провозглашают, либо предполагают, что Христос воскрес на третий день после крестной смерти. О воскресении говорится во всех евангелиях, а ап. Павел в 1 Кор 15 провозглашает его краеугольным камнем христианской веры. Упоминание о воскресении в 1 Кор относится к более раннему времени, чем свидетельства евангелий.
Если рассматривать отношение древних к чуду вкупе с поистине трагическим концом земного служения Христа, становится понятно, что лучшее доказательство воскресения  само существование и возрастание ранней Церкви. После смерти Христа апостолы ощущали полное поражение, сама их миссия, по всей видимости, подошла к бесславному концу. После того как Христа у них на глазах казнили как преступника, у них не осталось никакой надежды. Однако уже через несколько недель эти же люди радостно провозглашали воскресение Христа тем самым людям, крые требовали Его осуждения. Они проповедовали, что Он  воскресший Господь, пришедший спасти всех. Заметим, что апостолы были нормальными, разумными, трезвомыслящими людьми. Каждый в отдельности и все вместе они пережили глубочайшую внутреннюю перемену  вместо отчаявшихся, подавленных, совершенно растерянных людей мы видим убежденных и пламенных проповедников. Есть все основания полагать, что эта разительная перемена произошла в них после того, как они увидели воскресшего Христа. Следует также отметить, что один из самых ранних христианских обрядов  преломление хлеба, с сопутствующей символикой распятого тела Христова. Этого нельзя объяснить, если апостолы не знали о воскресшем Христе; иначе они предстанут просто бессознательными мазохистами, крыми, безусловно, не были.
Т.о., мы должны признать, что центральное чудо н.з. религии  воскресение Христа. Без этого чуда ранняя Церковь просто не возникла бы и мы, живущие сегодня, никогда не услышали бы о других н.з. чудесах, да и о самом Иисусе из Назарета, чье имя было бы забыто, как имена сотен других проповедников и чудотворцев, бродивших по дорогам Древнего Востока.
Согласно евангелиям, значение всех чудес, совершавшихся Христом, в том, что это  предсказанные пророками дела Мессии. Чудеса  не просто удивительные события,но знамения. Однако знамениями они становятся только для тех, у кого есть духовное вйдение. Без тесно связанного с христианской верностью вйдения они остаются только "чудесами ", странными событиями, их теологическое значение не раскрыто.
Вера в библейские чудеса всегда была отличительной чертой христианства, и наш век в этом смысле  не исключение. Христианская вера зиждется на Божьем откровении, данном человеку в Св. Писании, и на содержащихся в нем свидетельствах о великих делах Божьих. Христианская вера не должна приспосабливаться к окружающей культуре; напротив, она может влиять на культурную среду и преобразовывать ее. То, что Церковь продолжает действовать в мире, уже само по себе свидетельствует об истинности библейского понимания чуда. Христианский опыт постижения Бога как Спасителя и Подателя всех благ можно с уверенностью назвать опытом чуда. Он не оставляет места для скепсиса.
J. D. spiceland (пер. Т. В.) Библиография: C.S. Lewis.Miracles; C.F.D. Moule, Miracles; H. H. Farmer, Are Miracles Possible? U.S. Box, Miracles and Critics; A. C. Headlam, The Miracles of the NT; E. M. l. Keller, Miracles in Dispute; R.M. Burns, The Great Debate on Miracles; J. B. Mozley, Eight Lectures on Miracles.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
207.66 кб

Чудеса в истолковании Г. В. Лейбница: к вопросу о своеобразии концепции

Яковлев В. В.
В статье произведено систематическое изложение встречающихся в «Теодицее» суждений Лейбница о чудесах. В связи с этим выявлено, что своеобразие концеп- ции чудес, представленной им здесь, заключается в её исконной амбивалентности.
Читать PDF
16.24 мб

Чудеса в осмыслении Б. Спинозы: ракурсы концепции

Яковлев Валентин Валентинович
Статья посвящена исследованию концепции чудес Б. Спинозы, изложенной им в главе VI «О чудесах» «Богословско-политического трактата» и построенной на анализе чудес Библии.
Читать PDF
130.10 кб

2008. 03. 010. Харрисон П. Чудеса, Наука раннего нового времени и «Религия разума». Harrison P. mira

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
12.36 мб

Моральные чудеса и противоречивость доктрины первородного греха

Олденквист Эндрю, Николаичев Борис Олегович
Противоречивость доктрины первородного греха вытекает из невозможности моральных чудес, таких как наделение человеческой природы греховностью без каких-либо других иизменений в ней, из противоречивости наказания Богом человека пут
Читать PDF
863.64 кб

Чудеса и совершенство бытия: теологические корни научных концепций

Халапсис А.В.
Цель статьи заключается в исследовании западной картины мира в аспекте представлений о возможности сверхъестественного вмешательства в бытийные процессы. Методология.
Читать PDF
95.13 кб

Могут ли демоны творить чудеса? (шестой вопрос «Лекции о магическом искусстве» Франсиско де Витории)

Порфирьева Софья Игоревна
В эпоху Ренессанса тема магии представляет особый интерес для науки, являясь ее неотъемлемой частью.
Читать PDF
5.26 мб

Точки зрения, или разговор о чудесах

Герасимова И. А.
Читать PDF
655.95 кб

Специфика воззрений Д. Юма о чудесах

Яковлев Валентин Валентинович
В статье проведён детализированный анализ первой части главы «О чудесах» из «Исследования о человеческом познании» Давида Юма. Выявлена специфика его воззрений о чудесах, воплощённая в их органичной неоднозначности.
Читать PDF
114.53 кб

Дж. Локк о чудесах: своеобразие исследовательского подхода

Яковлев Валентин Валентинович
Статья посвящена исследованию концепции чудес Дж. Локка, изложенной им в эссе «Рассуждение о чудесах». Произведён обзор его идей о чудесах.
Читать PDF
145.50 кб

О статусе паранауки: возможна ли наука о чудесах?

Ермошина Ксения Александровна
Статья посвящена анализу феномена паранауки в его взаимодействии с академическим знанием.
Читать PDF
1.38 мб

Идеи Дж. Толанда о чудесах

Яковлев Валентин Валентинович
В статье проведён анализ основных положений двух глав трактата Толанда «Христианство без тайн», содержащих рассуждения о чудесах. Выявлены некоторые ключевые идеи Толанда о чудесах.
Читать PDF
689.17 кб

МЫСЛИ ДЖ. ЛОККА О ЧУДЕСАХ В КОММЕНТАРИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Яковлев Валентин Валентинович
Выявлены характерные особенности осмысления современными западными исследователями идей Дж. Локка о чудесах. Выполнен подробный анализ многочисленных научных материалов.
Читать PDF
146.63 кб

«Чудесная наука, тайная философия»: пять согласий великого делания в «Алхимическом служебнике» Томас

Родиченков Ю.Ф.
В работе анализируется поэтический трактат известного английского алхимика Томаса Нортона (ок. 1433-1513) под названием «The Ordinall of Alchimy». Томас Нортон занимает заметное место в истории английской алхимии.
Читать PDF
50.81 кб

Приложение. Франческо де Вьери. О чудесных устройствах в Пратолино (1578). Глава III. Заключительная

Соколов Борис Михайлович

Похожие термины:

  • СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

    в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, середина IV в. до н. э.;
  • Курс в чудесах

    курс для самостоятельного изучения спиритической мысли. Книга «Курс чудес» появилась в результате странных видений, пережитых Хелен Шукман (1909-1981), утверждавшей, что она слышала голос Иисуса. Учен
  • ЧУДЕСНОЕ

    1. Эстетическое понятие, осмысляющее и выражающее непознанные, не объяснимые известными законами природы и об-ва и потому таинственные и загадочные, удивляющие и восхищающие человека явления дейс