ЧижевскийЧикагская теологическая школа

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович

Найдено 6 определений термина ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович

26 января (7 февраля) 1897, посад Цехановец Гродненской губ. — 20 декабря 1964, Москва] — русский биофизик, один из основоположников космического естествознания и космической экологии, представитель русского космизма. В 1915—18 учился в Московском археологическом и Коммерческом институтах. В 1917 защитил магистерскую диссертацию «Русская лирика 18 в.», в 1918 — докторскую диссертацию «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса». В 1918—22 — вольнослушатель физико-математического и медицинского факультетов Московского университета. В 1922 утвержден в звании профессора Московского археологического института. В 1924—31 старший научный сотрудник Лаборатории зоопсихологии Наркомпроса. В 1931—36 директор Центральной научно-исследовательской лаборатории ионификации. В 1939 избран почетным президентом I Международного конгресса по биофизике и космобиологии в Нью-Йорке. В 1942 арестован и осужден на 8 лет по ложному обвинению; отбывал заключение на Северном Урале и в Казахстане. С 1950 по 1958 в ссылке в Караганде. В 1958 реабилитирован. В 1958— 64 — научный консультант, затем руководитель лаборатории ионификации и кондиционирования воздуха при тресте «Союзсантехника» Госплана СССР.

Научные интересы Чижевского были чрезвычайно разнообразными: исследование солнечно-земных связей (влияние Солнца на биосферу и социально-исторический процесс), разработка проблем аэроионификации для оптимизации здоровья и деятельности человека, структурный анализ движущейся крови и многое другое Значительное место в наследии Чижевского занимает разработка философских проблем в рамках русского космизма. Был убежден в существовании единого физического закона, определяющего в конечном счете все процессы в мире, универсальный детерминизм понимал как форму проявления этого закона. Считал, что космическая энергия всецело обусловливает все жизненные процессы в биосфере. Допускал, что не только процессы в человеческой психике, но и важнейшие социальные события зависят от ритмов солнечной активности. Поворотные этапы всемирной истории (восстания, революции, войны, крестовые походы, религиозные волнения) связывал с эпохами максимумов солнечной активности.

Соч.: Академия поэзии. Калуга, 1918; Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924; Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М., 1930; Структурный анализ движущейся крови. М., 1959: Аэроионификация в народном хозяйстве. М., 1960; Земное эхо солнечных бурь. М., 1973; Космический пульс жизни. М., 1995; В науке я прослыл поэтом. Калуга, 1996.

Лит.: Ягодинский В. Н. Александр Леонидович Чижевский. М., 1987; Голованов Д. В. Созвучье полное в природе. М., 1977; Казютинский В. В. Космизм А. Л. Чижевского.— В кн.: Из истории ракетно-космической науки и техники, в. 2. М., 1998. Архив: РАН, ф. 1703.

В. В. Казютинский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧИЖЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР  ЛЕОНИДОВИЧ  

1897-1964)  –  биофизик, (один  из  основоположников  космической  биологии),  основоположник  гелио- биологии,  аэроионификации,  электрогемодинамики,  поэт,  художник,  философ. Родился в семье кадрового офицера-артиллериста. Был  знаком с К.Э. Циолковским, окончил Коммерческий и археологическом институты в Москве, посещал литературные вечера, писал стихи. В годы I Мировой войны добровольцем ушел на фронт, был ранен и демобилизован (награжден Георгиевским крестом). Свои начальные научные взгляды изложил в книге «Физические факторы исторического процесса», суть которых в следующем: циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью  и психической настроенностью человечества. Это сказывается  на  динамике  исторических  событий  –  войн,  восстаний,  революций, политико-экономических кризисов и т.д. В течение ряда лет проводит экспериментальные исследования в области аэроионизации, показали, что отрицательно заряженные ионы воздуха  благотворно влияют на живые организмы, положительно заряженные производят противоположное действие. Позднее Чижевскому удалось  оформить  авторское  свидетельство  на  аэроионизатор  для  получения легких  аэроионов, известный сейчас как «люстра Чижевского». Его работам в области аэроионизации и гелиобиологии придают большое значение за рубежом. В 1931 году он становится директором Центральной  научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛИ) с рядом филиалов. Но в 1936 году лаборатория прекратила свое существование: роль в этом сыграл противник теории Чижевского, директор Всесоюзного института животноводства Б.М. Завадовский, который обвинял А.Л. Чижевского в контрреволюции. Только в 1938 году  А.Л. Чижевский был вновь приглашен  на  работу  в  качестве  научного  руководителя по  аэроионификации Дворца Советов. В сентябре 1939 года в Нью-Йорке состоялся Первый Международный конгресс по биологической физике и космической биологии, на котором Чижевский был избран почетным президентом.  Был направлен Меморандум о научных  трудах  Чижевского  от  имени  конгресса  в  Нобелевский  комитет,  но Чижевский  отказался от  выдвижения на  Нобелевскую премию «по  этическим мотивам». Осенью 1941 года эвакуировался в Челябинск, 21 января 1942 года был арестован, осужден на восемь лет (ссылку отбывал сначала в  Свердловской области, а затем в Казахстане). Полностью реабилитирован был только в 1962 году. По возвращении в Москву и до конца жизни был научным консультантом и руководителем лаборатории  «Союзсантехника».  Исследования  и  идеи  Чижевского высоко оценивались мировой научной общественностью: он избирался почетным президентом  Первого  Международного  конгресса  по  биофизике  (1939),  был действительным членом 18-ти академий мира, почетным профессором университетов Европы, Америки, Азии как основатель гелиобиологии. Чижевский был не только поэтом, но и  незаурядным художником-пейзажистом. Он написал более ста картин, средства от продажи которых шли на проведение опытов. За многогранную  научную  и  художественно-литературную  деятельность  его  называли«Леонардо да Винчи XX века».  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович

26.01(7.02). 1897, Цехановец Гродненской губ., ныне Польша, - 20.12.1964, Москва) - один из основоположников рус. космизма наряду с Циолковским и В. И. Вернадским. Окончил Московский археологический ин-т (1917) и Московский коммерческий ин-т (1918); учился также на физико-математическом (1915-1919) и медицинском (1919-1922) ф-тах Московского ун-та. В 1918 г. стал доктором всеобщей истории, а в 1922 г. - проф. Преподавал (1917-1927) в Московском ун-те и Московском археологическом ин-те. Был консультантом Биофизического ин-та (1922-1924), работал в Лаборатории зоопсихологии (1925-1931), организовал Центральную лабораторию ионизации (1931). В 1942 г. был репрессирован; реабилитирован в 1958 г. В конце жизни возглавлял Лабораторию аэроионификации (1958-1962). Главная научная заслуга Ч. - открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в т. ч. на стихийные массовые явления в человеческом сообществе; по сути, им была тем самым завершена историческая ломка геоцентризма в науке, начатая Н. Коперником. Изучение физических воздействий внеземного происхождения на возникновение, распространение и интенсивность таких явлений на Земле, как эпидемии, эпизоотии, эпифитии, а также на динамику ряда процессов в социосфере, Ч. начал еще в 1915-1916 гг. Результаты этих исследований были представлены в кн. "Физические факторы исторического процесса" (1924). В понятие "среда" как детерминанты биологической и социальной формы организации материи в географической оболочке Земли им было включено космическое пространство - факт принципиальной мировоззренческой значимости. Отсюда следовал вывод, что развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно в самом себе процесс, а результат комплексного действия земных и космических агентов, из к-рых вторые являются главными. Подавляющее большинство физико-химических процессов на Земле, по Ч., представляют собой результат воздействия космических сил, к-рые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космической среде. В поисках подтверждения данному тезису Ч. с помощью медико-статистических исследований установил синхронность долгопериодических (в среднем кратных И-летнему циклу) колебаний вспышек и угасаний разного рода эпидемий колебаниям солнечной активности. Заслуживает внимания вывод Ч. о наличии взаимодействия различных составляющих биосферы между собою. Он считал, что подобно тому как сложная совокупность метеорологических явлений воздушного океана представляет собою органическое целое, так еще более сложная система биологических феноменов Земли должна рассматриваться как нечто органически взаимосвязанное. Любые местные нарушения не могут не отразиться на ходе общих процессов этого целого, но рано или поздно в том или ином звене наступает компенсаторный процесс, стремящийся вернуть равнодействующую всех сил к норме. Эти наблюдения предостерегали от упрощенных толкований гелиобиологических проявлений солнечно-земных связей. Влияние уровня солнечной активности на жизненный тонус макро- и микробиосферы, по Ч., сказывается не только на долгопериодических колебаниях, но и на кратковременных, спорадических импульсах в жизнедеятельности любой биосистемы, особенно в моменты повышенной солнечной активности, характеризующиеся наибольшей напряженностью как физико-химического состояния среды, так и функционирования организма. Этим, по Ч., объясняются разного рода катастрофические события в жизни людей - нервные срывы, аномальные психические реакции, патологические всплески в социальном поведении и т. д. Он был убежден, что средствами прогноза суточных и месячных колебаний солнцедеятельности можно предвидеть нежелательные явления в биосфере и социальной среде, а затем избегать опасных последствий с помощью тех или иных профилактических мер. "Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца - этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет" - таков осн. вывод Ч. На всех уровнях сложнейшей организации биосферы, от общей ее системы до одноклеточных организмов, он впервые увидел общемировой пульс, великую динамику природы в ее космическом измерении, различные части к-рой "созвучно резонируют одна с другой". Эта т. зр. в течение десятилетий встречала сопротивление со стороны традиционно мыслящих естествоиспытателей и философов. После смерти Ч. была признана целесообразность дальнейшего развития его идей и всестороннего изучения его научного наследия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964)

историк, биолог, один основателей биофизики, структурной гематологии, космической эпидемиологии и космической биологии. Окончил Московский археологический институт (1917), учился на физико-математическом и медицинском факультетах МГУ (1918-1922). Вел преподавательскую работу в Московском археологическом институте, проводил исследования по выявлению влияния положительных и отрицательных ионов воздуха на живые организмы, применял искусственную аэроионизацию в медицине, животноводстве и т.д. Им открыта пространственная организация структурных элементов движущейся крови, установлены механизмы изменчивости микроорганизмов под воздействием физико-химических факторов среды ("эффект Ч. - Вельховерна"). Круг его научных интересов необычайно широк и во многих разделах науки он был первопроходцем. Новаторские исследования и идеи Ч. высоко оценивались мировой научной общественностью: он избирался почетным президентом Первого Международного конгресса по биофизике (1939), членом академий и научных обществ многих стран мира. Ч. был талантливым поэтом и незаурядным художником-пейзажистом, одаренным музыкантом. За многогранную научную и художественно-литературную деятельность его называли "Леонардо да Винчи 20 века". В 1942 Ч. был необоснованно арестован и осужден. Реабилитирован в 1958. В конце жизни возглавлял Лабораторию аэроионификации (1958-1962). Основные сочинения: "Физические факторы исторического процесса "(1924); "Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца" (1930); "Проблемы ионификации" (т. 1-3, 1933-1934); "Вся жизнь" (1964); "Земное эхо солнечных бурь" (1974); "Стихотворения" (1987) и др. В научном творчестве Ч. центральное место занимали вопросы влияния физических факторов космоса на живые организмы. Им установлена зависимость развития биосферы от космических факторов и, прежде всего, корреляция между циклами солнечной активности и различными явлениями биосферы - миграции животных, распространением эпидемий, пандемий и т.д. Обобщая данные своих наблюдений, проявления многих эпидемий и массовых психозов людей, сделал вывод о влиянии солнечной радиации на все живые организмы, в том числе и на психическое состояние человека и человеческих коллективов. На основании всех этих фактов выдвинул идею космичности жизни. Ч. считал, что жизнь является в большей степени явлением космическим, чем земным. Она возникла под воздействием космических сил и существует благодаря им: "...и человек и микроб - существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми молекулами, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями". Апплицируя идею космичности на социальный процесс, Ч. полагал, что "исторические и общественные явления наступают не произвольно, не когда угодно, не безразлично по отношению ко времени, а подчиняются физическим законам в связи с физическими явлениями окружающего мира и могут возникать только тогда, когда этому будет благоприятствовать вся сложная совокупность взаимодействия политико-экономических и других факторов в мире человеческом и физических факторов в мире неорганической природы". Предельно эксплицитно эти идеи выражены и в художественном творчестве Ч.: "И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна, // И омрачились трезвые умы, // И нам престол, и были неотвратны // Голодный мир и ужасы чумы. // И вал морской вскипел от колебаний, // И норд сверкал, и двигались смерчи, // И родились на ниве состязаний // Фанатики, герои, палачи. // И жизни лик подернулся гримасой: // Метался компас - буйствовал народ, // А над землей и под морскою массой // Свершало Солнце свой законный ход..."- Однако, глубокий экологический пафос концепции Ч., ставящий его идеи в один ряд с оформляющимся сегодня идеалом глобальной цивилизации, основанном на презумпции антропоприродной гармонии и коэволюционизма ("теперь истории отводится место не рядом с природою, а в ней самой", по словам Ч.), не был оценен по достоинству руководящими структурами советской науки и оказался истолкованным в свете редукционистского сведения социальных закономерностей к биологическим и физическим. Приверженность Ч. идеям космизма обусловила его творческую дружбу с Циолковским. Ч. сделал очень много по утверждению приоритета своего учителя и друга в области космонавтики. Их объединяла идея познания космоса, овладения его тайнами и использование этого знания для освоения человеком и человечеством космического пространства. В "космической философии" Ч. существенное положение занимает проблема человека, обоснование возможности высокого интеллектуального развития и нравственного совершенства человека. "Величие человека" он видел в "величии его духа". Освоение космического пространства может осуществляться, по убеждению. Ч., только совместными усилиями всех стран и народов. Вот почему со своих

теоретических и гуманистических позиций он обосновывая установление такого миропорядка на Земле, где "не должно быть вражды между странами". В своей деятельности Ч. продолжил лучшие традиции русской научной интеллигенции и принадлежал к той их группе, которую сейчас называют "русскими космистами" (см. Космизм русский). Ч. - общепризнанный пионер в области космического естествознания и практического использования его достижений.

П.С. Карако

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (1897-1964)

-ученый, мыслитель, поэт и художник, основатель гелио- и космобиологии, теории и практики аэроионификации. В 1913 семья Чижевских переехала в Калугу, где Ч. познакомился с Циолковским, чьи идеи оказали существ, влияние на формирование его мировоззрения. В 1915-18 Ч. учился одновременно в Моск. археол. и Коммерч. ин-тах. В 1917 защитил магистерскую дис. "Рус. лирика XVIII века", а в 1918 - дис. на степень доктора всеобщей истории "Исследование периодичности всемирно-истор. процесса". В 1918-22 Ч. - вольнослушатель физико-математич. и мед. ф-тов Моск. ун-та. В этот период он начал свои исследования по теории ионификации. В 1922 утвержден в звании проф. Моск. археол. ин-та. В 1931 организовал Центр, научно-исслед. лабораторию ионизации. В 1942 арестован, с 1950 - в Караганде; реабилитирован в 1958. С этого времени и до конца жизни - научный консультант, с 1962 - руководитель лаборатории ионификации и кондиционирования воздуха при тресте "Союзтехника" Госплана СССР.

Ч., наряду с Циолковским, В.И. Вернадским и другими мыслителями - представителями антропокосмизма - одним из первых обратил внимание на нерасторжимую связь между историей человечества, социокультурными процессами, космич. явлениями и геол. процессами, происходящими на планете Земля. Им была создана целостная концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космич. процессов и истор. процесса, идущего на Земле.

Идеи зависимости человеч. истории и развития культуры от периодичности астрофизич. и космич. факторов мыслитель высказывал уже в одной из своих ранних работ "Астрономия, физиология и история" (1921). В этом труде он пытался обнаружить и выявить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца, путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний. Ч. выступал против узконаучного понимания Солнца лишь в качестве явления природы. Совр. человечество, по его мнению, должно учесть культурный опыт предков, для к-рых Солнце "было мощным богом, дарующим жизнь, светлым гением, возбуждающим умы". Сам мыслитель на протяжении всей своей жизни благоговейно относился к Солнцу, полностью разделяя древнее понимание людей и "всех тварей земных" как "детей Солнца". На основе этого понимания он сформулировал научный подход к объяснению всех живых организмов как созданий сложного мирового процесса, имеющего свою историю, в к-рой Солнце занимает не случайное, а закономерное место наряду с другими генераторами космич. сил. Циолковский оценил эти идеи молодого ученого как "создание новой сферы человеч. знания".

Эта сфера была значительно расширена в последующих теор. исканиях Ч. Ядром его исследований стала теория гелиотараксии (от гелиос - "солнце" и тараксио - "возмущаю"). Ее осн. закон, сформулированный ученым еще в 1922, утверждает, что "состояние предрасположения к поведению человеч. масс есть функция энергетич. деятельности Солнца". В опубликованной в 1924 работе "Физич. факторы истор. процесса" мыслитель отмечал, что резкое усиление солнечных потоков приводит через воздействие на нервную и гормональную систему индивидуальных организмов к повышению коллективной возбудимости. Как эпидемии холеры и гриппа, существуют и своего рода "психич. эпидемии", вспышки негативной эмоциональности, агрессивности, экстремального поведения.

По теории Ч., "вторжение" на Землю солнечных агентов переводит потенциальную нервную энергию целых групп людей в кинетическую, неудержимо требующую разрядки в движении и действии. В случае наличия к.-л. объединяющей идеи, единой цели, куда может устремиться всеобщая нервная возбудимость, импульсивно возрастает социальная раздражимость масс, к-рая в своем выходе наружу приводит к социальным движениям, изменяет привычный ритм функционирования социума, общий социокультурный фон. В случае же отсутствия объединяющей идеи активное влияние солнечных потоков на людей приводит к росту индивидуальных и групповых аномалий поведения - преступности, хулиганства, коллективной истерии, экзальтации разного рода. В работе "Эпидемич. катастрофы и периодич. деятельность Солнца" Ч. отмечал, что от космич. и солнечных факторов воздействия на Землю зависит не только частота преступлений и несчастных случаев, но и рождаемость на Земле, распространение эпидемий и другие процессы.

Этим взглядам ученый оставался верен в течение всей жизни. В работе "Земное эхо солнечных бурь", написанной на франц. языке и опубл. в 1937 во Франции, он подчеркивал объективную связь человеч. истории и культуры со всеми процессами, происходящими во Вселенной, очевидную зависимость человечества от ближнего и дальнего Космоса. Теор. итогом филос. и научных размышлений ученого становится положение о том, что "жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное".

При всей присущей Ч. мощи теор. обобщения в нем постоянно жила страсть к экспериментальной работе, способной дать практич. эффект. Большим вкладом в отеч. экспериментальную науку стали проводимые им исследования по положит, влиянию на живые организмы, в первую очередь на человека, отрицательно ионизированного воздуха. Работы Ч. получили мировое признание. В мае 1939 он был избран Почетным президентом Междунар. конгресса по биол. физике и космич. биологии. Тогда же его выдвинули на соискание Нобелевской премии "как Леонардо да Винчи двадцатого века".

Творчество Ч. оказало значит, влияние на развитие рус. культуры. Труды мыслителя способствовали интеграции усилий ученых самых разных специальностей - биологов, медиков, геофизиков, историков, астрономов в комплексном изучении историко-культурных процессов и в гелиобиол. исследованиях. Вклад выдающегося ученого в формирование совр. культурых парадигм состоит еще и в том, что он одним из первых обозначил осн. задачу культуры будущего - отыскание путей гармонизации жизни людей и космич. процессов.

Соч.: Физич. факторы истор. процесса. Калуга, 1924;

Эпидемич. катастрофы и периодич. деятельность солнца. М., 1930; Лечение легочных заболеваний ионизированным воздухом. М., 1930; Солнце и мы. М.. 1963; В ритме Солнца. (В соавт. с Ю.Г. Шишиной.) М.. 1969; Земное эхо солнечных бурь. М., 1973; Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Рус. космизм: Антология филос. мысли. М.. 1993; Я молнию у неба взял...: Автобиогр. очерки. Калуга, 1994; Космический пульс жизни. М., 1995.

Лит.: Голованов Л.В. Вклад профессора А.Л. Чижевского в космич. биологию // Авиационная и космич. медицина: Труды 3-й Всесоюзной конф. по авиационной и космич. медицине. Т. III. М., 1969.

И. В. Цвык

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович

(1897— 1964) — рус. ученый-космист, основатель гелиобиологии. В 1915—17 гг. обучался параллельно в двух ин-тах: археологическом, в к-ром углубленно изучал гуманит. науки и защитил магистерскую дис. «Русская поэзия XVIII в.» (1917), и коммерческом, где изучал точные науки. В декабре 1917 г. на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та защищает магистерскую дис. «Эволюция физико-математических наук в древнем мире», а в следующем году —докт. дис. «Исследование периодичности всемирноисторического процесса». Одна ее часть была издана в Калуге под названием «Физические факторы исторического процесса» (1924). После защиты дис. Ч. преподавал в Моск. ун-те курс физ. методов в археологии, работал консультантом в биофиз. ин-те, с 1925 по 1931 гг. Ч. — старший науч. сотрудник лаборатории зоопсихологии, где он открыл биол. действие униполярных аэрономов. Но самым оригинальным, заветным направлением работ ученого стала теория гелиотараксии. Ее осн. закон Ч. сформулировал в 1922 г.: «состояние предрасположения к поведению чел. масс есть функция энергетической деятельности Солнца». Этой теорией он доказывал, что жизнь на планете Земля чутко отзывается на периодические возмущения, приходящие извне, в осн., от Солнца. Ч. не умалял и не игнорировал экон. и полит. факторы в соц. процессах; его интересовали космические факторы и их влияние на поведение масс и на течение истор. процесса. «Новая сфера чел. знания» состояла в том, что течение всех жизненных процессов, идущих в биосфере, находится в связи с периодической деятельностью Солнца, зависит от кол-ва и кач-ва притекающей к Земле космической, в частн. солнечной, энергии («Z-лучей», как их назвал Ч.). Бомбардировка Земли солнечными агентами переводит потенциальную нервную энергию целых групп людей в кинетическую, неудержимо и бурно требующую разрядки в движении и действии. Когда нет объединяющей идеи, единой цели, куда может устремиться общая нервная возбудимость, возрастают индивидуальные и групповые аномалии поведения — хулиганство, преступность. А когда есть такая идея и в котел общей озабоченности и недовольства — экон., полит., нац. — попадает искра Z-излучения, он начинает бурлить и переливаться через край. Возрастает «соц. раздражимость» масс, что ускоряет или замедляет темп истории, ритмы жизни социума. Человек не должен покоряться этому процессу, считал ученый. Он должен вторгаться в природу вещей, корректируя ее. Напр., человек не может жить без воздуха. След-но, воздух, к-рым мы дышим, должен способствовать нашей жизнестойкости и долголетию. Ч. предложил идею ионификации воздуха, считая, что «электричество», растворенное в воздухе, способствует благополучному существованию не только больных, но и здоровых людей. Сегодня успехом пользуется ионизирующая «лампа Чижевского». В мае 1939 г. Ч. избирают одним из президентов I Междунар. конгресса по биофизике и биокосмике, тогда же его выдвинули на соискание Нобелевской премии. На конгресс ученого не пустили. По этому поводу конгресс принял спец. меморандум, в к-ром было записано: «Гениальные по новизне идеи, по широте охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили проф. Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным гражданином мира, ибо труды его — достояние человечества». С этого момента судьба Ч. была предрешена. В начале 1942 г. он был арестован и осужден на 15 лет тюремного заключения. Но даже в этих условиях ученый продолжал работать над проблемами «электричества жизни». Вернувшись в 1957 г. в Москву, Ч. организовал лабораторию по аэроионификации, но вненауч. «интриги» коллег прервали в 1962 г. эти исследования. Ч. по праву м.б. назван философом-космистом. Он обессмертил свое имя открытием влияния солнечной активности на динамику истор. процесса, предложив новое филос. понимание всемирной истории. Уже в первом своем труде на эту тему — «Физические факторы исторического процесса» — он высказывает идею о поступательном характере истории, обусловленной полит.-экон. факторами, к-рые моделируются и модулируются внеземными гелиофиз. факторами — солнечной активностью. При этом автор предупреждает о недопустимости вульгаризации этой идеи. Наблюдения Ч. над воздействием Солнца на жизнь Земли привели ученого к формулировке нек-рых закономерностей. 1. Данные социальной психологии показывают, что идеи в массах могут жить годами, но прорываются, внедряются в жизнь внезапно. История учит, что массовые движения возникают сразу и охватывают большие территории. Ч. считает, что для возникновения массового истор. движения, помимо полит.-экон. раздражителя, необходим общий единовременный толчок, общее возбуждение инстинктивных реакций. Именно такие воздействия могут вызывать изв. изменения в физ.-хим. состояниях окружающей среды в форме минимального повышения возбудимости всего нервно-психич. аппарата в целом, в форме расторможения инстинктивных реакций. Этот вывод Ч. формулирует в виде з-на: состояние предрасположения к поведению чел. масс есть функция деятельности Солнца. 2. Если появляется объединяющий фактор — идея, к-рая индивидуальные поступки направляет в одну сторону, то создается единообразное поведение масс индивидов. И это происходит тем скорее и резче, чем сильнее действует космический агент. Этот вывод Ч. также облекает в форму з-на: резкие подъемы солнцедеятельности превращают потенциальную энергию в энергию кинетическую (энергию нервно-психич. разряда и движения). В обоих случаях Солнце представляется космическим генератором нервно-психич. возбудимости. Момент превращения одного вида энергии в другой, в результате чего на больших территориях возникает возбуждение больших масс населения, ученый называет гелиотараксией, или солнечным возмущением. Ученому удалось, используя огромный истор. материал (он составил синхронические таблицы от 500 г. н.э. до XX в.), установить циклы взаимодействия Космоса и земного истор. процесса. Эти ритмы в жизни народов, даже не связанных пространством, носят всеобщий характер. Каждый цикл равняется 11 годам и имеет свои внутр. ритмы. Количеств. анализ фактов дал возможность Ч. выдвинуты 3 осн. положения: 1) На разл. материках Земли, у разл. народов, независимо от того, существуют ли между ними к.-л. отношения, общее кол-во массовых движений, имеющих истор. значение, одновременно увеличивается или уменьшается, образуя всемирн. цикл истор. событий. 2) В столетие этот цикл повторяется 9 раз. 3) Каждый всемирно-истор. цикл равен в среднем 11,1 года. Из этих положений следуют выводы: 1. Одновременность увеличения или уменьшения массовых движений на Земле подчиняется единой причине. 2. Причиной их периодичности явл. фактор, воздействующий более или менее равномерно на все человечество. 3. Ввиду того, что всемирно-истор. циклы в среднем равны 11,1 года, можно допустить, что физ. фактором, вызывающим данную периодичность, явл. циклическая пятнообразовательная деятельность Солнца. Всемирно-истор. цикл разделяется на 4 части: 1. Эпоха минимума (3 года и 5% массовых движений). 2. Эпоха нарастания максимума (2 года и 20% массовых движений). 3. Эпоха максимума (3 года и 60% массовых движений). 4. Эпоха падения максимума (3 года и 15% массовых движений). Конечно, это идеальные характеристики, но к ним, по мнению Ч., приближается реальный соц.-истор. процесс. Акад. В.М.Бехтерев полагал, что нельзя считать простым совпадением, что годы сильной пятнообразовательной деятельности Солнца — 1830, 1848, 1860, 1870, 1905, 1917 гг. — были отмечены на Земле не только магнитными бурями, но и массовыми обществ. движениями. Если пульс человечества действительно бьется в унисон с биением космического сердца планетной системы, то можно даже говорить о возможности полит. гороскопа. Именно Ч. дал человечеству начало того знания, на основе к-рого можно действовать и предвидеть. Соч.: Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995; Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским. М., 1999. Лит.: Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. М., 1987; Гагаев А.А., Скипетров В.П. Философия А.Л.Чижевского. Саранск, 1999. Б.В.Емельянов Ш

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович — 0

Найдено научныех статей по теме ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович — 0

Найдено книг по теме ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович — 0

Найдено презентаций по теме ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович — 0

Найдено рефератов по теме ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович — 0