ЧИТРА ШИКАНДИНАЧИТТА РИДДХИ ПАДА

ЧИТТА

Найдено 3 определения термина ЧИТТА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧИТТА


        в йога-даршане то же, что буддхи в санкхъе — материальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к-рого выражается в порождении содержаний, верных или нет, связанных с настоящим моментом или нет. Цель йоги — прекратить активность Ч. В веданте Ч. — внутренний, т. е. психический, орган индивидуального сознания в аспекте припоминания или сосредоточения. В буддизме — сознание.
А. Парибок

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ЧИТТА

санскр. citta — мысль) — общеиндийский философский термин, обозначающий менталитет прежде всего как единство механизмов индивидуального сознания. В текстах Палийского канона читта уподобляется светоносной природе, «окрашиваемой» внешними объектами (Ангуттара-никая 1.11). В абхидхармистской «Пракаранападе», приписываемой Васумитре, дхармы каталогизируются в пяти рубриках, три из которых включают чипу, факторы, сопровождающие читту, факторы «расторжения» связи с читтой. Читта определяется как синоним минаса и виджняны и как осознание объектов, опирающееся на б чувств (включая манас) и соответствующую им объектную сферу (I, §2). Факторов, связанных с читтой, насчитывается 20 (начиная с основных эмоциональных состояний и кончая высшим «умозрением»). В том же тексте, как и в «Абхидхармакоше» (гл. VII), рассматриваются 10 разновидностей функционирования читты, при этом различаются «чистые» и «нечистые» осознания объектов. В ином онтологическом контексте читта занимает важное место в идеализме йогачары, согласно которому мир есть не что иное, как чипа, обращающаяся на себя (читтаматра-вада). В «Йога-сутрах», не без влияния буддизма, читта становится основным исходным понятием йоги, ибо цель йоги декларируется как «прекращение колебаний чипы» (1.2). Эти «колебания читты» распределяются (как и у буддистов) на «загрязненные» и «не загрязненные» аффектами и классифицируются как средства познания предметов, создание безреферентных мыслительных конструкций, заблуждение, сон и память (1.5—11). Спонтанная деятельность чипы сравнивается Вьясой с течением реки, один из потоков которой, устремленный к чувственным объектам, перекрывается бесстрастием, другой же, стремящийся к «различению», поддерживается йогической практикой. В веданте чипа — четвертый компонент «внутреннего инструментария» (антахкарана). В ее текстах чипа определяется то как «осознание» (четана), то как память. По «Вивекачудамани», приписываемой Шанкаре, чипа постоянно интересуется внешним миром (ст. 94).

В. К. Шохин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧИТТА

санскр.- мышление, мысль, умств. фиксация, наблюдение; память, сердце, от чит - воспринимать, замечать), понятие др.-инд. теории познания и психологии, означающее совокупность модификаций ума, к-рые определяют разные состояния духовной жизни. Ч. соотносится с умом (манасом), как внешнее с внутренним. Будучи связана с к.-л. объектом через манас, Ч. принимает форму этого объекта; Ч. Лишена сознания, но способна, будучи вблизи «Я», отражать сознание этого «Я» и представляться разумной (др. аспект этого же явления - «Я», по незнанию отождествляющее себя с Ч.). В йоге различают пять модификаций Ч.: истинное познание (восприятие, логич. вывод, устное свидетельство), ложное познание, знание слов (чисто лингвистич. знание), сон (его возникновение объясняется преобладанием в Ч. гуны тамаса) и память (воспроизведение переживаний прошлого опыта). Прекращение этих модификаций Ч. и есть йога, препятствующая «Я» отождествлять себя с ними. Разные соотношения гун объясняют пять ступеней Ч.: кшипта - беспокойство (переключение Ч. с одного объекта на другой, исключающее контроль над умом и чувствами), мудха - бездеят. притупленное состояние (тенденция к сну, невежеству, пороку), викшипта - рассеянность, умиротворенное состояние, экагра - сосредоточенность на одном объекте, нироддха - прекращение мыслит. деятельности, самоограничение, сдержанность (полное прекращение модификаций Ч. и погружение в состояние абс. покоя).

Ч. В йоге соответствует махат в санкхье; в веданте слово «Ч.» - синоним буддхи, и его модификаций, а также аспект единого внутр. органа; в ряде концепций (напр., у Гаудапады) акцент ставится на нереальности Ч. Буддийская школа йогачары, напротив, отстаивала реальность Ч. как первоисточника всех вещей; Ч. имеет 8 дхарм, пять из к-рых связаны с органами чувств. три - не связаны (дхармы внутр. чувства, виджняны и алаявиджняны, т. е. чистого бытия). Духовный аспект существования - нама (см. Намарупа), наряду с манасом и виджняной включает в себя и Ч., понимаемую как эмоциональное начало, связанное с сердцем (в буддийских соч. Ч. может означать не только мысль и ум, но также волю, намерения, эмоции, сердце).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме ЧИТТА — 0

Найдено научныех статей по теме ЧИТТА — 0

Найдено книг по теме ЧИТТА — 0

Найдено презентаций по теме ЧИТТА — 0

Найдено рефератов по теме ЧИТТА — 0