ЧИТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЧИТ
Санскр.) Абстрактное Сознание.

Источник: Теософский словарь

ЧИТ
сс. Душа. Мысль. Сознание. Ум. Разум. Дух. Термин означает единое сознание, присутствующее во всем и проявляющееся на атомарном, клеточном и других уровнях бытия. Оно входит в понятие сат-чит-ананда, которое в индуизме означает единство бытия, сознания и блаженства, высшее состояние, достижимое в процессе духовной практики и приравниваемое к слиянию с божественной сущностью. В буддизме чит выступает как чистое сознание, нематериальное, непространственное и неизменное в самом себе. Обладая силой (шакти), оно порождает материю и ум, которые с точки зрения высшей истины пустотны. Словосочетание «чит-акаша» означает чистый эфир сознания, субстрат, в котором происходит разделение на состояние покоя и движения, что создает напряженность и развертывание сознания в многообразии форм.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ЧИТ
санскр. cit — мыслить, сознавать) — в индийской философской традиции термин, обозначающий чистое сознание. Термин образован необычным способом, т. к. в роли существительного выступает глагольный корень, лишенный каких-либо именных суффиксов. В адваита-веданте Шанкары чит обозначает чистое сознание, тождественное Амману. С одной стороны, это сознание является «самоочевидным» (сваям-сиддха) и «самосветящимся» (сваям-пракаша), это первейшая для каждого реальность, подобная Декартову cogito; реальность его не нуждается в верификации или схватывании каким-либо другим сознанием. По словам Шанкары, «невозможно отрицать Атман, ибо тот, кто [пытается] отрицать, и есть этот Атман» (Комм. на «Брахма-сутры», 1.1.4, а также сходный пассаж там же, 11.3.7). В то же время эта основа сознания присутствует во всяком опыте, во всяком восприятии или суждении, а это значит, что, пытаясь составить себе некоторое представление о сознании, мы всякий раз вынуждены использовать ее самое. Получается, что сознание никогда не может обернуться на самое себя, не может сделаться собственным объектом, и о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что оно существует (ср. Брихадараньяка-уп., III.4.2: «Не может видящий зреть самого видящего... не может познающий знать познающего»; или у Шанкары в комм. на «Брахма-сутры», III.3.54: «Действие, направленное на свой собственный источник, не может быть [помыслено] непротиворечиво. Ведь и жаркий огонь сам себя не жжет, и искусному актеру самому на свое плечо не взобраться»). В этом и объяснение того, почему в адвайте чистое сознание, а стало быть, и Атман лишены каких бы то ни было свойств (ниргуна) и рассматриваются как нечто принципиально неопределимое. Чистое сознание сближается здесь с представлением о «сакшине» — внутреннем «свидетеле» всех актов восприятия, совершенно отличном от каких бы то ни было ментальных функций.
Н. В. Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
318.60 кб

Читать, а не чтить!

Чекмарев Василий Владимирович

Похожие термины:

  • ЧИТТА-МАТРА

    (санскр. citta-ma–tra, тиб. sems tsam, только-сознание) — одно из названий буддийской махаянской школы йогачара, происходящее от одного из главных её положений: «есть только сознание», или «есть только ум», к
  • ЧИТТА СМРИТИ УПАСТХАНА

    Санскр.) Одна из четырех целей Смрити Упастхана, т.е. постоянное удерживание в памяти преходящего характера человеческой жизни, и непрекращающегося вращения колеса существования.
  • ЧИТТА РИДДХИ ПАДА

    Санскр.) "Ступень памяти". Третье состояние мистического ряда, ведущего к достижению адептства; т.е. отречение от физической памяти, и от всех мыслей, связанных со светскими или личными событиями в ж
  • ЧИТТА

            в йога-даршане то же, что буддхи в санкхъе — материальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к-рого выражается в порождении содержаний, верных или нет, связа
  • ЧИТРА ШИКАНДИНА

    Санскр.) Созвездие Большой Медведицы; обитель семи Риши (Сапта-Рикша). Букв., "ярко-увенчанный".
  • ЧИТРА ГУПТА

    Санскр.) Дэва (или бог), который является писцом Ямы (бога смерти) и имеет обязанность читать отчет о жизни каждой Души из рекорда, называемого Агра Сандхани, когда эта душа предстает перед троном Су
  • ЧИТКАЛА

    Санскр.) В эзотерической философии идентичны с Кумарами; те, кто первые воплотились в людей Третьей Коренной Расы. (См. "Тайн. Доктр.", I, 357.)
  • ЧИТАТЕЛЬ

    ЧИТАТЕЛЬ — субъект чтения, представляющего собой совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Изначально конституируется как стратегии перевода письма в устную речь, как его буквал
  • ЧИТАГНИКУНДУМ

    Санскр.) Букв., "очаг огня в сердце"; место средоточия силы, уничтожающей все личные желания.
  • ЧИТТА-БХУМИ

    санскр. cittabhumi — ступени мысли) — уровни состояния менталитета-чвяуяы, различаемые Вьясой уже в его комментарии к «Йога-сутрам» (1.1). 5 уровней читта-бхуми составляют восходящую иерархию и характери