ЧЕСТНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Честность
человеческое качество, являющееся основой любого информационного процесса, протекающего в обществе.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЧЕСТНОСТЬ
(древ.‑рус. чьсть – честь, почёт) – черта личности, проявляющаяся в прямоте, открытости для окружающих, добросовестности, ответственности к своим словам, делам, принципам и обязательствам. Честный не завидует, не живёт за чужой счёт, не допускает лжи и обмана в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие Ч. подчёркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и, вместе с тем, снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение. Т. е. человек может оставаться честным в ситуации, когда он сообщает другому субъекту неправду, в которую верит сам.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Честность
Справедливость от первого лица, особенно проявляющаяся в отношениях собственности, обмена и договора. Уважение не только законности, принятой в данной стране, но и равенства, во всяком случае правового, между всеми заинтересованными лицами. Например, я продаю квартиру и не сообщаю покупателю о ее скрытых дефектах или, скажем, нежелательном соседстве. Вполне возможно, что я при этом не нарушил ни одного закона (здесь все зависит от состояния законодательства, но, насколько мне известно, нигде не существует закона, согласно которому продавец обязан сообщать покупателю, что его сосед – хулиган или просто шумный человек). Тем не менее я поступил по отношению к покупателю не вполне честно, потому что воспользовался существующим между ним и мной неравенством (во владении знанием, т. е. информацией), и извлек для себя выгоду за его счет. Таким образом, эталон честности является эталоном справедливости, необходимость которой проявляется в отношениях, особенно торговых или договорных, человека с другими людьми. О честности хорошо сказал Ален: «Заключая любой договор или приступая к любой сделке, поставь себя на место другого человека, вспомни все, что тебе известно, прикинь, насколько ты свободен от обязанностей, и посмотри, одобрил бы ты на его месте эту сделку или этот договор». Если я могу ответить на этот вопрос утвердительно, значит, сделка честная; в противном случае – бесчестная. Честность – явление более редкое, чем это принято думать.
На практике понятие честности чаще всего употребляется по отношению к собственности. Быть честным значит уважать чужую собственность. Пытаться незаконно завладеть ею значит совершать нечестный поступок. Для собственников это, конечно, очень удобно. И никто не станет спорить, что вору, даже самому бедному, не хватает честности. Тот, кто хоть раз стал жертвой ограбления, это прекрасно понимает: несправедливо, когда у тебя без твоего согласия и без всякого возмещения забирают то, что тебе принадлежит. Но разве мало богачей, которые, никого не ограбив лично и в этом смысле оставаясь вполне честными людьми, самим фактом своего чрезмерного богатства и вполне осознанного эгоизма попирают справедливость? Ведь равенство людей не может быть замкнуто в тесном мирке права, сделок и контрактов. Честность – это справедливость собственников или по отношению к собственникам. Но нравственную ценность имеет не собственность, а справедливость.

Источник: Философский словарь.

ЧЕСТНОСТЬ
моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед др. и перед самим собой в отношении тех мотивов, к-рыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав др. людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью Ч. являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие. Требование Ч. обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе социальной практики, взаимной координации их действий и потребностями повседневного общежития. Однако в условиях эксплуатации, классовых противоречий, взаимной конкуренции Ч. не могла стать всеобщим правилом, законом социальной жизни. Это требование постоянно нарушалось. Буржуазные просветители, сведя к земной основе мораль, к-рой прежде приписывалось божественное происхождение, провозгласили Ч. залогом личного преуспеяния (Эгоизма теории), приобретения доверия людей и кредита. Буржуазная практика истолковала такое представление о Ч. в духе торгашеского практицизма, считая ее чем-то вроде неофициального контракта, к-рый можно расторгнуть, как только его соблюдение становится невыгодным. В политике это означало узаконение обмана избирателей для приобретения их голосов, в коммерции-надувательство конкурента, в международных отношениях -нарушение условий договора при изменении соотношения сил, когда др. государство уже не может защитить свои права. По отношению же к трудящимся господствующий класс соблюдал законы и выполнял взятые на себя обязательства лишь постольку, поскольку опасался массовых выступлений (забастовок или восстаний). Буржуазия неоднократно предавала своих союзников в борьбе против феодальной знати (пролетариат и крестьянство) и обращала против них оружие, как только приходила с их помощью к власти (примером может служить французская революция 1848 г.). Коммунистическая нравственность рассматривает Ч. не как результат соглашения людей, общественного договора и залог взаимной выгоды частных лиц, а как непреложное общечеловеческое требование, вытекающее из объективной необходимости совместной деятельности и жизни людей. Особое значение приобретает Ч. в революционной и общественно-созидательной деятельности, подчиненной целям построения самого гуманного и справедливого об-ва. В силу общности этих интересов для всех людей Ч. перед об-вом и перед др. становится вопросом Ч. перед самим собой.

Источник: Словарь по этике

Честность
(Honesty).
Первоначально это слово указывало на то в поведении человека, что заслуживало уважения и почитания (чести) (см. Деян 6:3; Рим 12:17), позднее стало обозначать правдивость, открытость, уклонение от лжи в практических делах и в слове. Так, напр., воровство и грабеж строго запрещены (Исх 20:15; 22:2); обман в торговой деятельности с помощью " двояких " мер и весов постоянно осуждается законом (Лев 19:3536; Втор 25:1316) и пророками (Ам 8:45; Мих 6:11; ср. Ос 12:7; Иез 45:10 и дал.; Пс 23:3 и дал.). ВИЗ воры и лжецы исключены из Царства Божьего и Его Града (1 Кор 6:910; Откр 21:8, 27; ср. 1 Пет4:15). Мошенничество Анании и Сапфиры, крые обманным путем пытались приобщиться к христианской благотворительности, наказано смертью (Деян 5:111). Поэтому ап. Павел, собирая пожертвования для Иерусалимской церкви,специально брал с собой представителей тех церквей, крые оказывали помощь, чтобы эти люди, избранные от церквей "сопутствовать для сего благотворения", не подверглись " нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению" (Деян 20:45; Рим 12:17; 2 Кор 8:1821).
В более личном смысле  цельности характера  Иисус требует совершенной честности, когда упраздняет клятвы и настаивает на том, чтобы всякое "да" означало "да", а всякое "нет"  "нет" (Мф 5:3337), а также неустанно обличает лицемерие. Богненавидит "говорящих ложь" (Пс 5:7). Лживость особенно осуждается в Пс и в книгах премудрости (Иов, Притч и Еккл). Для ап. Павла лживость  явный признак впадения в язычество (Рим 1:29; ср. 3:13). Ап. Иоанн соотносит знание истины с честностью в речах и поступках, ибо истина должна пребывать в душе верующих; лишь такое полное "хождение в истине" угодно Богу, Которыйестьсвет, и Христу, Который есть истина (ср. Ин 8:12; 1 Ин 1:6,8; 2:4; 2 Ин 12; 3 Ин 3).
Глубочайший мотив христианской честности коренится в поклонении Богу как абсолютно истинному, верному, "хранящему завет" и требующему, чтобы истина обитала в сердце человека (Пс 50:8). Другие мотивы  это закон любви (Рим 13:910; 1 Кор 6:8; Еф 4:15) и единство всех христиан, к-рое разрушается от бесчестности (Еф 4:2528; ср. Кол 3:9). Более того, подлинная вера названа среди прочих плодов Духа (Гал 5:22).
В поздней христианской этике честность обычно рассматривали как элемент социальной справедливости,однако в современной мысли эта добродетель все более вытесняется алчным материализмом, крайностями военной пропаганды, лживыми софизмами ситуативной этики и соображениями политической выгоды. Из всех христианских групп чуткая забота о простоте и точности речи, а также о соответствии действия и исповедания, крые подразумевает понятие христианской честности, в наибольшей степени присуща Обществу друзей.
R. Е. О. White (пер. в. Р.) См. также: Библейская этика.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
152.16 кб

Трактовка справедливости как честности в социально-политической философии Джона Ролза

Ахметов Р. Э.
В статье анализируются социально-политические идеи известного англо-американского мыслителя современности Джона Ролза.