ЧЭНЬ ЛЯН

Найдено 1 определение
ЧЭНЬ ЛЯН
Чэнь Тунфу, прозв. Лунчуань сяншэн ("учитель из Лунчуаня"). 1143, Юнкан окр. Учжоу (территория совр. пров. Чжэцзян), - 1194. Мыслитель-неоконфуцианец, основоположник Юнкан школы. Имел высшую ученую степень цзиньши, но от службы отказался. Выступал против переговоров дин. Сун с агрессором - чжурчжэньским гос-вом Цзинь, за вооруженный отпор, что послужило причиной нескольких его арестов по ложным обвинениям. Выступал против законодательного ущемления интересов зажиточных землевладельцев и торговцев. Подвергал критике совр. ему приверженцев "учения о принципе" (ли сюэ) за увлечение схоластич. рассуждениями, ратовал за практич. применение конф. учения. Натурфилос. воззрения Ч.Л. отличались трактовкой дао как осн. закона мира вещей, имманентного этим вещам и не существующего в отрыве от них. Дао не проявляется внешне как нечто исходящее из "оформленной пневмы" (син ци, см. Ци [1]), но "постоянно действует среди дел и вещей", поэтому для его познания необходимо выявление его "действия" (син [3], см. Чжи - син) в "делах и вещах". Получение знаний, по Ч.Л., само по себе неотрывно от практич. деятельности. Ее условия в древности и в совр. ему эпоху считал настолько различными, что речи и деяния "совершенных мудрецов" (шэн сянь, см. Шэн [1]) древности не могут более служить образцом (законом - см. Фа [1]). Ч.Л. сближал понятие "[индивид.] природы" (син [1]) человека с "совокупностью человеч. страстей": чувства и страсти имеют определенные градации, удовлетворение многих из них соответствует нормам морали, так что "небесный принцип (тянь ли, см. Тянь) и человеч. страсти могут совместно действовать" в человеч. "природе". Осн. чертой взглядов Ч.Л. на историю было неприятие учения о деградации природной среды и человеч. сознания в течение трех эр (сань дай, см. Сань ши шо), что было осн. пунктом его расхождений со старшим современником Чжу Си. Ч. Л. был убежден в цикличности историч. процесса, связанного с состоянием "пневмы", единообразно меняющегося в течение каждого шестидесятилетнего календарного цикла. Его политич. идеалом было "совместное применение [путей] вана и деспота (см. Ван дао), обоюдное действие долга/справедливости (и [ 1 ] ) и пользы/выгоды (ли [3])". Соч. Ч.Л. были сведены в сб. "Лунчуань вэнь цзи". *Ч.Л. цзи (Собр. соч. Ч.Л.). Пекин, 1974; **Тillтапп Н.С. Utilitarian Confucianism. Chen Liangs Challenge to Chu Hsi. Camb. (Mass.), 1978. Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
893.83 кб

Чэнь Шоу. История трёх государств. Биография Чжугэ Ляна («Сань Го чжи», гл. 35)

Белова Светлана Владимировна, Мартынов Дмитрий Евгеньевич
Представлен в ознакомительных целях перевод на русский язык 35-й главы классического труда Чэнь Шоу «История Трёх государств», включающая биографию Чжугэ Ляна.