ЧЭН ХАО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЧЭН ХАО
Ч э н M и н - д а о) (1032–1085) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн И. Разделял взгляды Чэн И относительно первенствующей роли принципа "ли" по сравнению с материей ци. В учении Ч. X. новую интерпретацию получило понятие жэнь. Здесь оно приобретает значение не только гуманности, но и всеобщей любви. Ч. X. учил, что жэнь – животворящее начало добра, к-рое человек, углубляясь в себя, обнаруживает в своем сознании; оно объединяет его с небом, землей и со всем, существующим во Вселенной, и является источником всех остальных добродетелей. В нек-рых высказываниях Ч. X, жэнь отождествляет с жизнью, и защита жизни провозглашается им главной моральной обязанностью. Человеч. природе, по Ч. X., свойственна изначальная гармония с миром, к-рая нарушается эгоистич. желаниями; восстановить ее – задача духовного самоусовершенствования, путем к-рого Ч. X. считает серьезность во внутр. жизни, справедливость – во внешней. Лит. см. при ст. Чэн И. В. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЧЭН ХАО
Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сяныпэн — «учитель из Миндао») [1032, Лоян (современная провинция Хэнань) — 1085] — китайский философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианского «учения о сердце» (ли сюэ). Вместе с младшим братом Чэн Яучился у ЧжоуДуньи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Основные сочинения — «Дин син шу» («Книга об установлении [индивидуальной] природы»), «Ши жэнь пянь» («Главы о познании гуманности»). Позднее произведения Чэн Хао и Чэн И были сведены в сборники «И шу» («Унаследованные книги») и «Эр Чэн цюань шу» («Полное собрание книг братьев Чэн»). В отличие от Чэн И избегал акцента на первичности лв-принципа, упорядочивающего и структурирующего начала, по отношению к вселенской духовно-материальной субстанции пневме. Отдельные аспекты учения Чэн Хао сближают его с «учением о сердце» (синь сюэ) Лу Цзююаня, конкурировавшим с ли сюэ. По Чэн Хао, «искреннее и почтительное» «сердце» не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь), которое одновременно является универсальным «принципом» («Дин син шу»). Поэтому «исчерпание [собственного] сердца» является способом «исчерпания принципа» и «исчерпывающего [познания своей] природы», единосущной природе Вселенной. «[Я] сам есть лучшая мера [всего]» («И шу», цзюань 15), ибо при «обращении [к собственному] сердцу» устраняется двойственность восприятия мира, уже не членимого на «внутреннее» и «внешнее». Его единство и свою «единотелесность» с вещами постигает тот, кто проникнут «гуманностью» (жэнь), объединяющей «долг/справедливость» (и), нормы «благопристойности» (ли), «мудрость» (чжи) и «благонадежность/доверие» (синь). Категория жэнь приобрела у Чэн Хао онтологический характер как условие «слияния» с окружающим миром, достижения «общетелесности» (тун ти) с ним. «Познание гуманности» рассматривалось им как первостепенная задача «учения». Соч.: Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981. Лит.: Панъ Фуэнь, Сюй Юйцин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей «учения о принципе» Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЧЭН ХАО
Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сянышн ("учитель из Миндао"). 1032, Лоян (в совр. пров. Хэнань), - 1085. Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дунъи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Выступал против реформ Ван Аньши, подвергал критике идеи уравнительного перераспределения земли, ратуя за поддержку зажиточных хозяйств, в к-рых видел гарант устойчивости экономич. и фискальной системы. Осн. соч. - "Дин син шу" ("Книга об установлении индивид, природы"), "Ши жэнь пянь" ("Главы о познании гуманности") и др. Позднее произв. Ч.Х. и Чэн И были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги") и "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр. книг братьев Чэн"). Считая ли [1] общим "принципом" природных и социальных процессов, "изменений и превращений" в окружающем мире, Ч.Х. в отличие от Чэн И избегал акцента на первичность ли [1] по отношению к "пневме" (ци [1]). Последнюю Ч.Х. отождествлял с "оформленным" (ю син, см. Син [2]), т.е. миром вещей, а "неоформленное" (у син [2]) считал синонимом дао, "не имеющего ни начала, ни конца". Этот тезис ложился в русло отрицания выдвинутой Чжан Цзаем концепции "Великой пустоты" (тай сюй) как единой общемировой "пневмы" и источника многообразия вещей. Нек-рые стороны учения Ч.Х. позволяют считать его непосредств. предшественником "учения о сердце" (синь сюэ [1]), основы к-рого заложил Лу Цзююанъ (12 в.). По мнению Ч.Х., "проявления Неба и Земли" суть "проявления всего и меня (в том числе]"; хотя "принцип Неба, Земли и тьмы вещей подразумевает обязательное наличие внутри себя противоположностей, но "искреннее и почтительное" "сердце" не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь) - высшему природному началу, к-рое одновременно является универсальным "принципом". Поэтому "исчерпание [собств.] сердца" является способом "исчерпания принципа" (цюн ли) и "исчерпывающего [познания своей] природы" (цзинь син), единосущной природе Вселенной. "[Я] сам есть лучшая мера [всего]", ибо при "обращении [к собств.] сердцу" (чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на "внутреннее" и "внешнее". Его фактическое единство и свою "единотелесность" с вещами постигает тот, кто проникнут "гуманностью" (жэнь [2]). Этот моральный фактор, включающий в себя, по Ч.Х., "долг/справедливость" (и (1J), нормы "благопристойности" (ли [2]), "мудрость" (чжи [1]) и "благонадежность" (синь [2]), приобрел в учении Ч.Х. онтологич. характер как условие подлинного "слияния" с окружающим миром. "Познание гуманности" рассматривалось им как первостепенная задача "учебы". *Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981; "Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю); Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935; Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. [учений] братьев Чэн). Шанхай, 1937; Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Ч.Х., Чэн Или сюэ сысян яньцзю (Исслед. идеи "учения о принципе" Ч.Х. и Чэн И). Шанхай, 1988; Graham AC. Two Chinese Philosophers: Cheng Ming-tao and Cheng Yi-chuan. L., 1958. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Чжу Си. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь