ЧЭНЬ ГОЦЗЮНЬЧЭНЬ ИНЬКЭ

ЧЭНЬ ДУСЮ

Найдено 1 определение:

ЧЭНЬ ДУСЮ

1879, уезд Хуай-нин (совр. Аньцин) пров. Аньхой, - 1942, Цзянцзин пров. Сычуань. Пропагандист марксизма, один из лидеров "движения за новую культуру", один из основателей КПК, первый генеральный секретарь КПК (1921 - 7). Получил традиц. классич. образование, затем учился в Японии (1902). Совместно с Фэнь Цзыю и др. организовал в Токио "Об-во кит. молодежи" (Чжунго циннянь хуэй); вместе с Чжаи Шичжао, Су Маньцзю, Хо Мэйши выпускал в Шанхае газету "Гоминьжи жибао" ("Жизнь нации", 1903), а также "Аньхой сухуабао" ("Аньхойская нар. газета", 1904). Основатель, гл. ред. жури. "Циннянь цзачжи" ("Молодежь"), с 1916 - "Синь циннянь" ("Новая молодежь"). Совместно с Ли Дачжао редактировал "Мэйчжоу пинлунь" ("Еженедельное обозрение", 1918 - 9). После антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 2 принимал участие в борьбе против диктаторских притязаний Юань Шикая, бежал в Японию (1913 - 5). Проф., декан ф-та гуманитарных наук Пекинского ун-та (1917 - 9). На I съезде КПК (1921) избран генеральным секретарем. Отстранен от руководства КПК в связи с обвинением в правом оппортунизме (1927). Исключен из рядов КПК (1929). Арестован в 1932 и находился в заключении до 1937. До близкого знакомства с марксизмом путь к счастью человечества видел в воспитании в духе "всеобщей любви" (цзянь ай) и "шести добродетелей": трудолюбие, бережливость, честность, чистота, искренность, верность. В №1 журн. "Синь циннянь" Ч.Д. опубликовал программную статью "Обращение к молодежи", где выдвинул шесть критериев совр. человека: "быть свободной личностью, а не рабом"; "быть прогрессивным, а не консервативным"; "наступать, а не укрываться"; "быть космополитом, а не замыкаться [в нац. рамках]"; "быть реалистом, а не пустословом"; "заниматься наукой, а не фантазиями". Ч.Д. допускал необходимость революции для ускорения социального прогресса, но подчеркивал, что революция - "дело святое" и осуществлять ее могут лишь высоконравств. люди, иначе она вызовет хаос в об-ве. Рабочих и крестьян рассматривал в качестве объекта сострадания и не видел в них активную силу, способную к переустройству кит. об-ва. В ходе "движения за новую культуру" Ч.Д. заявил о себе как сторонник радикальных перемен, противник конф. идеологии, проповедник бурж. гуманизма и идеи демократии. Подчеркивал ведущую роль науки в преобразовании об-ва, призывал к моральному самосовершенствованию. Октябрьскую революцию Ч.Д. оценил как ключевое событие в мировой истории. В 1919 - 20 пропагандировал идеи марксизма, опыт рус. революции. Пришел к выводам, что марксизм не является только европ. учением и применим к разрешению нац. и социально-экономич. проблем Китая; несмотря на экономич. отсталость, слабое развитие капиталистич. отношений, Китай может успешно осуществить переход к социалистич. об-ву; для ускорения такого перехода необходимо совершить социальную революцию, передать власть в руки трудового народа и создать политич. условия для проведения социалистич. преобразований. Одним из первых пытался проанализировать структуру кит. об-ва с марксистских позиций и оценить революц. потенции различных классов. Выступал инициатором объединения сил кит. пролетариата и революц. буржуазии. Осн. аргументом Ч.Д. в пользу этого объединения был тезис о слабости и буржуазии, и пролетариата в Китае. Подчеркивал, что власть в стране должна принадлежать "силам народа" - "крестьянам, рабочим, торговцам и учащимся". Именно на них должна опираться партия в осуществлении своей историч. революц. миссии. Выводы Ч.Д. обосновывали необходимость и целесообразность установления сотрудничества КПК с Гоминьданом, на чем настаивало руководство Коминтерна. В историч. лит-ре КНР существуют различные оценки деятельности Ч.Д. В историографии 20 - 50-х гг. акцент делается на теоретич. ошибках руководства КПК во главе с Ч.Д. Для совр. лит-ры характерно стремление более объективно отразить его роль в революц. движении, отделить ошибки от заслуг, особенно в начальный пер. деятельности. *Ч.Д. вэньцунь (Избр. соч. Ч.Д.). Т. 1-2. Шанхай, 1925; Чжи Юйжи. Ч.Д. няныту (Жизнь и деятельность Ч.Д. 1879 - 1942). Сянган, 1974; Дин Шоухэ. Ч.Д. хэ "Синь циннянь" (Ч.Д. и "Синь циннянь") // Лиши яньцзю. 1979. №5; Ч.Д. пин-лунь сюань бянь (Критика деятельности Ч.Д.). Т. 1 - 2. Чжэнчжоу, 1982; Чжунго цзиньдай чжумин чжэсюэцзя (Знаменитые кит. философы нового [и новейшего] времени). Т. 2. Цзинань, 1983; **Делюсин Л.П. Из истории распространения марксизма в Китае // Марксизм и страны Востока. М., 1970; Его же. Спор о социализме. М., 1980; Рыкова С.Л. Ч.Д.: от теории эволюции к теории революции (нач. XX в.) // Восток: прошлое и будущее народов. Т. 1. М., 1991. М.А. Асланова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ЧЭНЬ ДУСЮ — 0

Найдено научныех статей по теме ЧЭНЬ ДУСЮ — 0

Найдено книг по теме ЧЭНЬ ДУСЮ — 0

Найдено презентаций по теме ЧЭНЬ ДУСЮ — 0

Найдено рефератов по теме ЧЭНЬ ДУСЮ — 0