ЦЕШКОВСКИЙ АВГУСТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЦЕШКОВСКИЙ Август
12 сентября 1814, дер. Сухая, Полесье — 12 марта 1894, Познань) — польский философ и общественный деятель. Получил философское образование в Берлине (1833), в докторской диссертации «Пролегоменакисториософии» (издана в 1838) переосмысливает гегелевское четырехчастное деление истории, выдвигая иное деление, согласно которому эпоха непосредственной объективности искусства и абстрактного права (прошлое) сменяется эпохой субъективности — рефлексии, морали, науки (настоящее), а на смену последней приходит эпоха действия, дела (die Tat, будущее). Идея примата исторического действия Цешковского, который ввел в оборот термин «историософия», оказала заметное влияние на многих левых гегельянцев. Вернувшись в Польшу, он публикует ряд работ по вопросам экономики, педагогики, истории и продолжает трудиться над главным историософским трудом «Отче наш» (1-й том вышел в 1848 в Париже и был переиздан в Польше в 1870, следующие тома вышли посмертно), в котором левое гегельянство сочетается с христианским мильенаризмом.
Соч.: Prolegomena zur Historiosophie. В., 1838; Gott und Palingenesie. B., 1842; Ojcze nasz, 1.1-3. Poznan, 1922-1923.
A. M. Руткевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ЦЕШКОВСКИЙ АВГУСТ

Cieszkowski), Аугуст (14 сент. 1814 – 14 марта 1894) – философ-гегельянец, экономист, политич. деятель, представитель т.н. национальной (мессионистской) философии. В своих "Пролегоменах к историософии" ("Prolegomena zur Historiosophie", В., 1838) подвергает критике систему Гегеля, обвиняя его в созерцательности. В качестве основы бытия и истории Ц. вводит "действие", "поступок", сближаясь тем самым с фихтеанством; критикует гегелевскую историософию за абсолютизацию и апологетику современности. Будущее философии Ц. представлял себе как синтез нем. идеализма и франц. утопич. социализма. Критика гегельянства Ц. послужила одним из источников развития младогегельянства и нашла отклик также в России (у Станкевича и Герцена – ср. письмо Герцена к Витбергу от [28] июля 1839 – см. Собрание сочинений, т. 22, 1961, с. 38). Однако в последующих работах Ц. "философия действия", очерченная в "Пролегоменах" только в самом общем виде, обнаруживала сближение с тенденциями правого крыла гегельянства и романтизмом позднего Шеллинга. Носителем действия, осуществляющего моральные идеалы христианства, является, по мысли Ц., славянство, в особенности польский народ. С концепцией Ц. полемизирует Дембовский в своей "философии творчества". Соч.: Gott und Palingenesie, ?l 1, В., 1842; Ojcze-nasz, t. 1, P., 1848. Лит.: Haрский И. С, Мировоззрение Э. Дембовского. Из истории польск. филос. 19 в., [M.], 1954; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., М., 1968; K?hne W., Graf ?. Cieszkowski, Lpz., 1938; Кro?ski T., Rozwa?ania woko? Heg?a, Warsz., 1960. Б. Б. ПНР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.