Церковная дисциплина

Найдено 1 определение
Церковная дисциплина
(Church Discipline).
Дисциплина или меры воспитания как функция Церкви предписаны Великим поручением: "...идите, научите все народы..." (Мф 28:1920).
Ученик  это тот, кто добровольно подчиняется господину, так христианин учится "делать все, что Я повелел вам", а Церковь учит будущих учеников творить явленную волю Божью. Т.о., всеобщая (хотя и не общепризнанная) форма церковной дисциплины проповедь Слова Божьего. В протестантизме ее признают одним из ключей Царства Божьего (Мф 16:19; 18:18).
Поскольку верующий становится учеником через послушание в поведении и словах, крые исходят из его уст (Мф 15:11), и о спасающей вере свидетельствуют добрые дела (Иак 2:17), церковная дисциплина предполагает активное руководство и наблюдение за поведением каждого члена Церкви. Глава Церкви требует у ее руководителей (как бы они ни назывались) "блюсти" стадо (Деян 20:28), а верующий должен прислушиваться к их совету и быть покорным (Евр 13:17). В этом смысле дисциплина и наблюдение за верой и жизнью членов Церкви  второй ключ к Царству Божьему.
Меры церковной дисциплины  от любовного предостережения (Гал 6:1) до отлучения (1 Кор 5:13)  обычно предписываются конфессиональной политикой. Первым шагом может быть частный личный совет руководителей общины, за ним следует встреча с этим руководством, обращение к общине (сначала анонимное) с настоятельной просьбой о молитвах, открытое порицание и, наконец, отлучение  если руководство прихода столкнулось с упрямым отказом признать грех и нежеланием исправить его(Мф 18:1517). С помощью этих мер упорствующего члена общины обычно подвергают " молчаливому осуждению ", т.е. не допускают к причастию (1 Кор 15:2732) и, если он не раскаивается,  отлучают.
Меры взыскания направлены на возрождение отпавшего члена Тела Христова. Бог радуется вместе с верующими, когда грешник раскаивается (Лк 15:7). Это и есть любовь Божья.
Отлучение как крайняя мера должно
(1) вызвать благоговение, к-рое ведет к восстановлению членства в Церкви;
(2) поддерживать единство Церкви  поскольку Церковь не только подвергается опасности открытого неповиновения, когда ее требованиями пренебрегают (1 Кор 5:7), но и порочит себя перед миром (Иуд 513). Более того, нераскаянное поведение христиан бесчестит самого Бога (Рим 2:2324). Отмена необходимого церковного наказания  проявление не любви, а сентиментальности, края противоположна любви.
Ученичество, основанное на послушании, характерно для Церкви, начиная с Адама и Авраама. В этом суть "Закона и пророков" (Мф 5:1720) и весь пафос НЗ.
Протестанты считают, что Вселенская Церковь присутствует в каждой церковной общине. Здесь находятся ключи Царства Небесного и осуществляется церковная дисциплина. В эпоху, когда Вселенская Церковь рассеяна и состоит из разных церквей, осуществление церковной дисциплины осложнено тем, что провинившийся, на крого наложено взыскание, может перейти в другую общину, где его с радостью примут. Эта вероятность в сочетании с яростным стремлением добиться "роста церкви" делает церковную дисциплину вялой и нерешительной. Но руководству церквей хорошо бы помнить о том, что Господь взыщет с них за каждого члена Церкви (Иез 3:2021; Деян 20:2627). Грех провинившегося лежит на его совести; упущения руководителей неизбежно лягут на их совесть.
L. De Koster (пер. А. к.) Библиография: L. DeKoster and G. Berghoef, Elders Handbook; Augsburg Confession (28)Belgic Confession (32); Westminster Confession (30).

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
129.45 кб

ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА В КОРИНФЕ (1 Кор. 5:113)

Геннадий Сергиенко
Случай аморального поведения в церкви в Коринфе поставил под угрозу репутацию всей христианской общины. Сама же община, в силу ряда богословских и социальных факторов, не видела основания для беспокойства.
Читать PDF
332.99 кб

Дисциплинарная область проблемы древнерусских церковно-государственных отношений и ее изменения в 18

Гребенюк А.В.
Показан процесс становления проблемы древнерусских церковно-государственных отношений как предмета специального интереса историков права пореформенного периода.
Читать PDF
153.21 кб

Преподавание церковно-богословских дисциплин и подготовка историков в Императорском Московском униве

Андреев Андрей Юрьевич, Цыганков Дмитрий Андреевич
В статье исследуется место церковно-богословских дисциплин в структуре Московского университета начиная с его основания в 1755 г. и до 1917 г.
Читать PDF
2.29 мб

К вопросу о церковной дисциплине: отзыв о сочинении В. Кипарисова: "О церковной дисциплине", предста

И. С. Бердников