ЦЕРЕРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЦЕРЕРА
в римск. мифологии — богиня плодородия и земледелия. В ее честь в Риме был установлен праздник — цереалий, к-рый отмечался весной (19 апреля). Соответствует др.-греч. Деметре.

Источник: Атеистический словарь

ЦЕРЕРА
Лат.) По-гречески: Деметра. Как женский аспект Отца
Эфира, Юпитера, она эзотерически является плодородным принципом
во всеохватывающем Духе, который оживляет каждый зародыш в
материальной вселенной.

Источник: Теософский словарь

ЦЕРЕРА
(Ceres) - др.-римская богиня земледелия, особенно хлебных злаков; почиталась гл. обр. плебеями. Осн. праздник (цереалии) справлялся с 12 по 19 апр. Перед жатвой, в августе, вновь устраивались торжества в честь Ц. Дарами ей служили первые собранные плоды и колосья, в жертву приносились свиньи, как самые плодовитые животные. С V в. до н. э. культ Ц. слился с культом греч. богини Деметры. Почитание Ц. перешло в христианство, где она приняла образ «св. Флавы».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЦЕРЕРА
Древнейшая италийская и римская богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также богиня подземного мира, покровительница материнства и брака, хранительница сельской общины, защитница урожая от грабителей. Впоследствии Церера считалась только богиней злаков и урожая. Церере и Теллус были посвящены праздники жатвы, а также зимнего посева и Цереалии.
В III в. до н. э. произошло сближение Цереры с Деметрой, а Либеры — с Персефоной. Впоследствии с Церерой, как и с греческой Деметрой, связывали изобретение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Церера
рим.)  – древнеримская богиня производительных сил земли, роста растений, а также подземного мира, отождествляемая с греческой Деметрой. Впоследствии Ц. стала считаться дочерью Сатурна и Реи, сестрой Юпитера и матерью Прозерпины. Будучи первоначально богиней любой растительности, после отождествления с Деметрой Ц. стала считаться покровительницей только полезных растений – огородных и злаковых. Впоследствии она стала также богиней материнства и брака, хранительницей сельской общины. В честь Ц. в апреле ежегодно справлялись праздники-цереалии, а в декабре – сементивы. Вместе с Либером и Либерой Ц. входила в «плебейскую троицу», особенно почитаемую низшими слоями населения, ее верховным жрецом был плебей. Вместе с Теллус Ц. считалась богиней мертвых, наблюдавшей за правильностью проведения похоронных обрядов, ей были подвластны входы в преисподнюю и подчинялись божества загробного мира – маны. Ц. изображали зрелой женщиной с корзиной плодов, иногда в венке из колосьев.

Источник: Мифологический словарь

Церера
В древнеримской мифологии Церера – римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к так назыв. di indigetes). Ее главная функция – охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими основами римского миросозерцания, культа душ (manes) – и это вызвало наблюдаемые и в культе Цереры подробности анимистического характера. Праздники в честь Tellus и Цереры падали на особо важные в сельском хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это – подвижной праздник, в зависимости от времени посева. В самом начале сева стоит жертвоприношение Tellus и Церере, совершаемое flamen Cerialis, где Цереру призывали под 12 различными именами, сообразно различным моментам полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в связи с праздником Tellus-Fordicidia (15 апр.). В начале жатвы устраивается еще раз жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Церере служат первые сжатые колосья (praemetium). Во всех церемониях играет выдающуюся роль принесение в жертву тельных животных – коров и свиней.
По сообщению римских анналов в 496 г. до Р. Х. по поводу неурожая и остановки в подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу и греческими мастерами. Этот факт (сомнение может быть только в его дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если принять во внимание, что возникший тогда храм сделался средоточием культа и политической жизни римского плебса – носителя торгового развития Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и имя свое получили, благодаря исконной связи своей с aedes новых богов. Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная богиня триады, Деметра, слилась с Церерой; Дионис и Кора получили имена Liber и Libera. Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Ceres; ее именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19 апр.) был храмовым праздником триады, sacerdotes publicae Cereris populi Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из древнейших греческих богинь, к Церере примыкают хранители греческих культов в Риме и сивиллиных книг – квиндецемвиры sacris faciundis. Ko времени второй пунической войны мы слышим о празднике в честь Цереры чисто греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в этом празднике принимали исключительно матроны; состоял он в праздновании бракосочетания Плутона и Прозерпины (orci nuptiae), сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от пищи и супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (iejunium) справлялся с 191 г., в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября. 13 сентября в честь Цереры справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В императорское Время Церера была столько же богиней сельской жизни, сколько и богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из провинций ее особенно чтила хлебоносная Африка. М. Р.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.