ЦЕННОСТЬ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Найдено 1 определение
ЦЕННОСТЬ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Центральная категория аксиологии как основополагающей области философского знания, раскрывающая феномен иерархической упорядоченности мира. Исходный смысл категории ценности связан с проблемами онтологии и может быть конкретизирован в понятии «ценностная структура». Что означает выражение «ценностная структура»? Ничего более как упорядоченность ценностных свойств объектов, их поляризованность в смысловом поле культуры, вертикальную и горизонтальную ориентацию, благодаря которой эти две культурные оси дают себя обнаружить. Ценность – это важнейшее структурное свойство любого объекта культуры, указывающего на мировой космический и духовный порядок, на мировую вертикаль. Каждый объект отличается от другого тем, что он имеет особый ранг ценности, т. е. стоит на особой ступеньке иерархической лестницы, уводящей «вверх». Ценностный аспект структурного упорядочивания мира – обязательный компонент всех продуктов мифологического сознания и магической практики древнего человека. В мифологическом сознании структурные формы космических и природных процессов имеют определенное соответствие со структурной функцией человеческого тела.
При переходе от первобытного общества к цивилизованному, сопровождающемуся активным разрушением мифологического мышления, структурная определенность мира, его аксиологическая упорядоченность в новых типах мировоззрения обретают еще большую рельефность и пронизывают сознание людей во всех сферах жизни общества и индивида. Ценностная вертикаль – ведущий тип организации современной теории и практики. Он характеризует отношения между социальными группами и классами – своеобразными этажами социальной пирамиды, между видами деятельности и типами социальных институтов, ступеньками исторического процесса, элементами культуры, сознания и подсознания и т. д. Любой объект, вошедший в поле культуры, в структурном плане несет в себе указание на ценностную вертикаль. Отсюда следует, что структурировать культурные явления – это значит упорядочивать их в системе ценностных координат человеческого бытия, располагать объекты действительности по линии вертикали – «верх / низ». Бинарная структура ценности – доброе / злое, полезное / вредное и т. п. – имеет под собой онтологические и антропологические основания. Эти основания получают мощный импульс развития, когда человек превращается в субъект истории, а его активность приобретает характер, подчиненный закономерностям культурного процесса. Отныне в бинарной структуре ценностных свойств угадывается влияние не только структуры космоса и природы человека, но и форм исторического процесса. Как показал К. Ясперс, человек придает двусмысленность и амбивалентность историческим событиям. В этом контексте история может быть понята и как падение человечества (отсюда тоска по «золотому веку», по времени, когда человек жил в естественном состоянии), и как взлет, как возможность достигнуть небывалых высот. В этом смысле история являет собой проблему, не имеющую законченного однозначного ответа, но это всегда линия движения от начального, отправного пункта к конечному. Если духовная жизнь патриархального общества отличалась большой устойчивостью и повторяемостью ее ключевых моментов и коллизий, то со вступлением стран Западной Европы в эпоху промышленного переворота XVIII века резко возросло напряжение духовной жизни, обусловленное борьбой различных оппозиций: государства и церкви, католицизма и протестантизма, христианства и секуляризованной культуры, империи и отдельных народов и т. д . Неудивительно, что именно в эту эпоху ценностное сознание европейского человечества, наконец, приобретает форму теоретического знания. Отечественные исследователи неоднозначны в своих ответах на вопрос о том, кто впервые поставил феномен ценности в контекст теоретического знания. Заявив о себе каких-нибудь пару столетий тому назад, аксиология за прошедшее с тех пор время сумела из нескольких основополагающих философских идей превратиться в методологические основания различных общественных и гуманитарных наук, проникнув в области права, логики, социологии, психологии, антропологии, лингвистики и др. Важно отметить то конструктивное и методологическое значение, которое аксиология имеет в исследовании культуры в различных ее аспектах и, прежде всего, в коммуникативном плане. Аксиологический ракурс анализа феноменов культуры предполагает их восприятие на основе принципа иерархизма. Современные философы все больше склоняются к мысли, что важна не классификация рядоположенных ценностей, а именно их иерархия. Идеи об иерархичности мира ценностей, высказанные в развернутом виде М. Шелером и Н. Гартманом, оказались плодотворными, потому что ценности становятся ступенями восхождения человека по этой иерархической лестнице Иерархичность культуры – многоплановое явление, охватывающее собой различные виды, исторические типы, институты и учреждения, субъекты и формы деятельности и т. д .
Особый интерес представляет феномен ментальной структуры, выступающей основой любых аспектов иерархии культуры. В этой связи следует отметить заслуги современного структурализма, проявляющего большой интерес к внутренней географии человеческой мысли, к общим законам и особенностям ее ландшафта, претерпевающего изменения на всем протяжении истории человеческого духа. Образы пещеры, лабиринта, ризомы, вывернутого плаща Антисфена под пером структуралистов превращаются в символы и архетипы, в универсалии культуры, призванные, помимо всего прочего, передать топику и метрику семантического пространства культуры. Первые подступы в исследовании структуры семантического пространства были сделаны романтиками. Романтизму как философскому и художественному течению было трудно пройти мимо этой темы, ибо фантазия романтического сознания, практика художественного творчества были представлены разнообразными антитезами – мечты и действительности, снежных вершин и бесплодных пустынь, света и мрака, неба и земли, т. е. различными вариациями высокого и низкого. Кроме того, романтизм, уделяя особое внимание субъективному началу в мире, как правило подвигал поэтов, писателей, художников, музыкантов к рефлексии по поводу своего и чужого творчества. При этом главная траектория романтического движения предстает в качестве вертикали – прямой, соединяющей землю и небо. Даже в том случае, когда действие разворачивается как будто бы в плоскости земли – в степи или пустыне, – пространство моделируется так, что обязательно присутствуют элементы основной оппозиции верха/низа. Один из современных мыслителей Ж. Делез считает топику вертикального мышления устаревшей еще со времен Платона. Уже в античности, по мнению этого видного представителя постмодернизма, структурная эволюция философского мышления совершила полный цикл развития. При этом из поля зрения Ж. Делеза выпадает структура неоплатонической и средневековой мысли, целиком укладывающаяся в топику господствующего вертикального движения. Яркой иллюстрацией тому является «Божественная комедия» Данте: спуск в ад и подъем в чистилище и рай – четкая канва, по которой следует развертывание действия этого величественного произведения. Можно уверенно утверждать, что развитие античной философии – это не история победы «горизонтального» мышления стоиков, киников и киренаиков, а постепенное укрепление позиций вертикальной топологии мышления, унаследованной позднейшими эпохами европейской культуры. Мы полагаем, что структурализм недооценил роль верха / низа как универсалии культуры, принизил значение вертикально организованной ментальности в античности и в последующие эпохи вплоть до современности.
Горизонтальное мышление, объявленное от лица современности генеральной структурой человеческой ментальности, неспособно сколько-нибудь последовательно исключить вертикаль, в т. ч . и из науки. Как показывает И. Я. Лойфман, «предметно концептуальная, оперативно технологическая и социально функциональная стороны науки имеют определенную иерархическую структуру, свой верх и низ, свою ценностную топометрию».
Постепенно от эпохи к эпохе различными способами в европейском сознании утверждалась идея вертикальной оси мира, обозначающая собой верх/низ культуры. В контексте этой идеи и утверждается понятие ценности как одно из основных понятий аксиологии. В истории европейской цивилизации осознание ценностной структуры мира постоянно нарастало, и, начиная с XIX в., оно воплотилось в особой научной дисциплине – аксиологии, которая в свою очередь серьезно повлияла на различные общественные науки, утвердилась в качестве важнейшего аспекта философского анализа. Следует отдельно отметить конструктивную роль аксиологических понятий в активно развивающихся сегодня исследованиях культуры. Ю. И. Мирошников

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
590.96 кб

Аксиологические аспекты бытия человека: человекосозидающие и человекоразрушающие ценности

Константинов Дмитрий Владимирович, Холомеев Алексей Геннадьевич
Рассматриваются три аспекта природы человека (биологический, социальный и духовный), необходимые для его существования.