ЦЕЛЛЕР Эдуард
W. Dilthey. Aus E. Z. s Jugendjahren (Ges. Schriften, Bd. 4, 1921); H. Diehls. Gedächtnisrede auf E. Z., 1908; K. Guggisberg. DerZ.handel in Bern, 1847, in: «Zwingliana», 1944.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
(21 янв. 1814 – 19 марта 1908) – нем. историк антич. философии. Автор классич. труда "Философия греков в ее историч. развитии" ("Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung", Tl 1–3, T?bingen, 1844–52; самое известное изд., Bd 1–6, Lpz., 1920–23, перепечатано – 3 Tl in 6 Bd, Hildesheim, 1963), непревзойденного по обстоятельности и полноте приводимых в нем источников при крайней критичности в отношении к ним. Ц. изучал теологию в Тюбингене и Берлине; в 1840 – приват-доцент теологии в Тюбингене, с 1847 – профессор в Берне, в 1849 – в Марбурге, с 1862 – профессор философии в Гейдельберге; в 1872–94 – в Берлине. Вначале находился под влиянием Гегеля, в дальнейшем Ц. отходит от его спекулятивной философии и интересуется по преимуществу эмпирич. теорией познания, до нек-рой степени приближаясь к Канту. Однако признаваемая Ц. познаваемость "вещей в себе" никогда не могла сделать его главой неокантианской истории философии. Ц. был выразителем позитивистского настроения и сторонником здравого смысла, поскольку не проявлял особой склонности ни к идеализму, ни к материализму. Соч.: Platonische Studien, T?bingen, 1839; ?ber Bedeutung und Aufgabe der Erkenntnisstheorie, Hdlb., 1862; D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften geschildert, Bonn, 1874; Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz, 2 Aufl., M?nch., 1875; Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, В., 1883, 13 Aufl., 1928; рус. пер. – Очерк истории греч. философии, СПБ, 1886, М., 1912, 1913. Лит.: Diels H., Ged?chtnisrede auf E. Zeller, В., 1908; Rotta P., Ed. Zeller e la storia della filosofia, Treviso, 1909. А. Лосев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
В своем пространном комментарии "Содержание и источники книги Деяний апостолов в критическом освещении" (1854) Целлер использовал критический метод Баура и Штрауса, чтобы поставить вопрос об историчности Деян. Как теолог он отвергал ортодоксальное воззрение на Бога как личность и трансцендентного Творца и рассматривал Бога в пантеистическом ключе как творческую основу всякой жизни. Для Целлера сверхъестественная личность Христа была лишь измышлением ранней Церкви, жизнь после смерти он считал предметом бесплодных спекуляций, а фундаментальные принципы церковного вероучения Целлер рассматривал как никчемную схоластику. В ранний период своего научного творчества Целлер был гегельянцем, но в зрелые годы встал на позиции неокантианства.
R. V. Pierard (пер. В. Р.)
Библиография: H.Harris, The Tiibingen School; RGG, V; W. W. Gasque,/V/DCC, 1070. См. также: Тюбингенская школа.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Как теолог Целлер занимался источниковедческими проблемами раннего христианства, был близок к т. н. Тюбингенской школе Ф. X. Баура—Д. Ф. Штрауса, разрабатывавшей под влиянием философии истории Гегеля методику исторической критики Евангелий и заложившей основы современных исследований в области истории Церкви. С 1842 по 1857 совместно со своим учителем и тестем Бауром — редактор и издатель «Теологического ежегодника». Наиболее значительные труды: «История христианской церкви» (1847), «Теологическая система Цвингли» (1853), «Апостольская история: содержание и происхождение» (1854), «Государство и церковь» (1873).
«Философию греков», основной историко-философский труд, Целлер создавал, опираясь на достижения своих предшественников (Шлейермахера, Ритгера, Брандиса, Гегеля) и вместе с тем критикуя их. В частности, он отмечал у Шлейермахера историзм интерпретаций и переводы Платона, но в то же время необъективный подход к Аристотелю; у Ритгера — недостаток исторического чутья; у Брандиса — масштабность замысла, детальность исполнения, но и бессистемность изложения; у Гегеля — системность, органическое понимание истории, трактовку философских взглядов атомистов, софистов, Сократа, Аристотеля и принципиальное отождествление исторического и логического. Целлер прежде всего был нацелен на исследование источников, его интерпретации всегда подкреплены обильными цитатами, его обобщения никогда не опережают фактов — все это до сих пор поддерживает его труд на должной высоте. Принятое им деление, истории античной философии на три периода — от древних ионийцев до Сократа (1-й том); Сократ, Платон и Аристотель и их последователи (2-й том); философия 3—2 вв., эклектизм, неоплатонизм (3-й том) — было воспринято историками философии и послужило базой для дальнейших разработок уже отдельных периодов (ср. «Досократики» Г. Дильса). В последующем были преодолены некоторые методологически неверные установки Целлера, в частности его несправедливая оценка постаристотелевской философии как периода «упадка» (гегелевский «антитезис» к периоду классики), и восстановлено самостоятельное значение философии эллинизма (в первую очередь стоицизма). Круг интересов Целлера как историка философии не был ограничен античностью; в частности, он был автором «Истории немецкой философии от Лейбница» (1873).
Соч.: Platonische Studien. Tub., 1969 (repr. Amst., 1969); Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwiklung. 3 Teile in 6 Bd. Lpz., 1879-1922 (3-6 Aufl.), m neuer Bearb. v. W. Nestle, 1920. Darmstadt, 1963 (reprint); Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz. Lpz., 1873; Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, 9 Aufl., bearb. v. F. Lortzing. Lpz., 1908; Kleine Shriften, hrsg. v. 0. Lenze, Bd. l—III, 1911; рус. пер.: Очерк истории греческой философии, пер. С. Л. Франка. М., 1912 (переизд. М., 1996).
M. А. Солопова
Источник: Новая философская энциклопедия