ЦЕЛЛЕР Эдуард

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЦЕЛЛЕР Эдуард
теолог и философ; р. 22.1.1814 (Клейнботвар, Вюртемберг) — ум. 19.3.1908 (Штутгарт); профессор в Берлине (с 1872). Известен как специалист по истории античной и немецкой философии. Осн. соч.: Die Philosophie der Griechen, 3 Bde., 1844—1852 (теперь 6 т.); Grundriß der Geschichte der griechischen Philosophie, 1883, 1971 — изд. Нестле (рус. пер.: Очерк истории греческой философии, 1886, 1912, 1913); Geschichte der deutschen Philosophie, 1872; Friedrich der Große als Philosoph, 1885; Kleine Schriften, 3 Bde., 1910—1911.
W. Dilthey. Aus E. Z. s Jugendjahren (Ges. Schriften, Bd. 4, 1921); H. Diehls. Gedächtnisrede auf E. Z., 1908; K. Guggisberg. DerZ.handel in Bern, 1847, in: «Zwingliana», 1944.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЦЕЛЛЕР Эдуард

(21 янв. 1814 – 19 марта 1908) – нем. историк антич. философии. Автор классич. труда "Философия греков в ее историч. развитии" ("Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung", Tl 1–3, T?bingen, 1844–52; самое известное изд., Bd 1–6, Lpz., 1920–23, перепечатано – 3 Tl in 6 Bd, Hildesheim, 1963), непревзойденного по обстоятельности и полноте приводимых в нем источников при крайней критичности в отношении к ним. Ц. изучал теологию в Тюбингене и Берлине; в 1840 – приват-доцент теологии в Тюбингене, с 1847 – профессор в Берне, в 1849 – в Марбурге, с 1862 – профессор философии в Гейдельберге; в 1872–94 – в Берлине. Вначале находился под влиянием Гегеля, в дальнейшем Ц. отходит от его спекулятивной философии и интересуется по преимуществу эмпирич. теорией познания, до нек-рой степени приближаясь к Канту. Однако признаваемая Ц. познаваемость "вещей в себе" никогда не могла сделать его главой неокантианской истории философии. Ц. был выразителем позитивистского настроения и сторонником здравого смысла, поскольку не проявлял особой склонности ни к идеализму, ни к материализму. Соч.: Platonische Studien, T?bingen, 1839; ?ber Bedeutung und Aufgabe der Erkenntnisstheorie, Hdlb., 1862; D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften geschildert, Bonn, 1874; Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz, 2 Aufl., M?nch., 1875; Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, В., 1883, 13 Aufl., 1928; рус. пер. – Очерк истории греч. философии, СПБ, 1886, М., 1912, 1913. Лит.: Diels H., Ged?chtnisrede auf E. Zeller, В., 1908; Rotta P., Ed. Zeller e la storia della filosofia, Treviso, 1909. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Целлер, Эдуард
(Zeller, Eduard, 18141908). Немецкий протестантский теолог и философ. Родился в Вюртемберге, учился у Ф. Баура в Тюбингене, а впоследствии стал его зятем. Целлер был также близким другом Д.Ф. Штрауса и полностью принимал его взгляд на Библию как на собрание мифов, крые лишь затемняют личность исторического Иисуса. После получения докторской степени в 1840 г. Целлер читал лекции в своей alma mater, а через два года стал одним излидеров "Тюбингенскойшколы" и издателем жла Tuebinger Theologische Jahrbuecher( 184252). Целлер провел два бурных года в Берне (184749), после чего отправился в Марбург, где не без некрых трудностей получил место на философском факультете. Впоследствии он преподавал в Гейдельберге (186272) и, наконец, в Берлине (187295). Последние годы жизни Целлер посвятил работе над своим главным сочинением  "История греческой философии" (в 5т., 184452), а также составлению краткой версии этого труда  "Очерки по истории греческой философии" (1883). Однако и в эти годы, посвященные углубленному исследованию греческой мысли, Целлер с тем же уважением относился к Штраусу и опубликовал монографию о Штраусе и Ренане в 1864 г., а в 1874 г.  биографию Штрауса.
В своем пространном комментарии "Содержание и источники книги Деяний апостолов в критическом освещении" (1854) Целлер использовал критический метод Баура и Штрауса, чтобы поставить вопрос об историчности Деян. Как теолог он отвергал ортодоксальное воззрение на Бога как личность и трансцендентного Творца и рассматривал Бога в пантеистическом ключе  как творческую основу всякой жизни. Для Целлера сверхъестественная личность Христа была лишь измышлением ранней Церкви, жизнь после смерти он считал предметом бесплодных спекуляций, а фундаментальные принципы церковного вероучения Целлер рассматривал как никчемную схоластику. В ранний период своего научного творчества Целлер был гегельянцем, но в зрелые годы встал на позиции неокантианства.
R. V. Pierard (пер. В. Р.)
Библиография: H.Harris, The Tiibingen School; RGG, V; W. W. Gasque,/V/DCC, 1070. См. также: Тюбингенская школа.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ЦЕЛЛЕР Эдуард
22 января 1814, Клейнботвар— март 1908, Берлин) — историк философии и протестантский теолог. Известен прежде всего как автор основополагающего и долгое время нормативного для европейской науки об античности труда «Философия греков в ее историческом развитии» (3 т. в 6 кн.), а также «Очерка истории греческой философии» (1883) — популярного сокращения первого сочинения. Закончил евангелическую гимназию в Маульбронне (1831), затем Тюбингенскую семинарию (1835) и университет (1840). Основные этапы профессиональной карьеры: приват-доцент в Тюбингене (1840), профессор теологии в Бонне (1847), профессор философии в Марбурге (1847; после того, как из-за конфликта с ортодоксальными протестантскими кругами оставил кафедру в Бонне); с 1862 — профессор философии в Гейдельберге, с 1872 — в Берлине; в 1895 вышел в отставку.
Как теолог Целлер занимался источниковедческими проблемами раннего христианства, был близок к т. н. Тюбингенской школе Ф. X. Баура—Д. Ф. Штрауса, разрабатывавшей под влиянием философии истории Гегеля методику исторической критики Евангелий и заложившей основы современных исследований в области истории Церкви. С 1842 по 1857 совместно со своим учителем и тестем Бауром — редактор и издатель «Теологического ежегодника». Наиболее значительные труды: «История христианской церкви» (1847), «Теологическая система Цвингли» (1853), «Апостольская история: содержание и происхождение» (1854), «Государство и церковь» (1873).
«Философию греков», основной историко-философский труд, Целлер создавал, опираясь на достижения своих предшественников (Шлейермахера, Ритгера, Брандиса, Гегеля) и вместе с тем критикуя их. В частности, он отмечал у Шлейермахера историзм интерпретаций и переводы Платона, но в то же время необъективный подход к Аристотелю; у Ритгера — недостаток исторического чутья; у Брандиса — масштабность замысла, детальность исполнения, но и бессистемность изложения; у Гегеля — системность, органическое понимание истории, трактовку философских взглядов атомистов, софистов, Сократа, Аристотеля и принципиальное отождествление исторического и логического. Целлер прежде всего был нацелен на исследование источников, его интерпретации всегда подкреплены обильными цитатами, его обобщения никогда не опережают фактов — все это до сих пор поддерживает его труд на должной высоте. Принятое им деление, истории античной философии на три периода — от древних ионийцев до Сократа (1-й том); Сократ, Платон и Аристотель и их последователи (2-й том); философия 3—2 вв., эклектизм, неоплатонизм (3-й том) — было воспринято историками философии и послужило базой для дальнейших разработок уже отдельных периодов (ср. «Досократики» Г. Дильса). В последующем были преодолены некоторые методологически неверные установки Целлера, в частности его несправедливая оценка постаристотелевской философии как периода «упадка» (гегелевский «антитезис» к периоду классики), и восстановлено самостоятельное значение философии эллинизма (в первую очередь стоицизма). Круг интересов Целлера как историка философии не был ограничен античностью; в частности, он был автором «Истории немецкой философии от Лейбница» (1873).
Соч.: Platonische Studien. Tub., 1969 (repr. Amst., 1969); Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwiklung. 3 Teile in 6 Bd. Lpz., 1879-1922 (3-6 Aufl.), m neuer Bearb. v. W. Nestle, 1920. Darmstadt, 1963 (reprint); Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz. Lpz., 1873; Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, 9 Aufl., bearb. v. F. Lortzing. Lpz., 1908; Kleine Shriften, hrsg. v. 0. Lenze, Bd. l—III, 1911; рус. пер.: Очерк истории греческой философии, пер. С. Л. Франка. М., 1912 (переизд. М., 1996).
M. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
197.08 кб

Эдуард Целлер: Очерк истории жизни

Солопова Мария Анатольевна
Статья представляет собой биографический очерк о жизни и этапах научной карьеры Эдуарда Целлера, выдающегося немецкого ученого, богослова, историка философии и теологии, автора классического труда «Философия греков в ее историческ