ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Целесообразность
1) в прямом и узком значении – это то, что соответствует сознательно поставленным целям; 2) в широком и определённым образом условном значении – это объективная характеристика систем, достигающих заранее заданного результата.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Целесообразность
от лат. finalis — направленный к определенной цели) — целевая определенность (в противоположность каузальности — причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
критерий, соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. Понимание целесообразности в логике связано с принципом обратной связи (т.е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
организация процесса деятельности в соответствии с целью. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулирующихся систем. В человеческой деятельности понятие целесообразности связано с целеполаганием, как существенным признаком именно человеческой деятельности (см. цель) как в мышлении, так и в практике.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Целесообразность
организация и активность системы, оптимально соответствующая сохранению этой системы, ее адаптации к внешней среде и сохранению того вида природных образований, к которым принадлежит эта система. Это соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. В кибернетике понимание целесообразности связано с принципом обратной связи (с воздействием результата процесса на его исходный пункт).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
лат. finalis направленный к определенной цели) - целевая определенность (в противоположность каузальности - причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
характерная особенность всего, что наделено целью. Объяснение посредством целесообразности или целевое объяснение выводит действие из его цели, его намерения. Оно противостоит причинному объяснению, объясняющему то, что есть, тем, что ему предшествовало: целевое объяснение говорит нам о том, «ввиду чего» происходит событие; причинное объяснение — «посредством чего» оно происходит. Целесообразность — часто антропоморфная — находит тем не менее позитивное использование в биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент целостности (организма или психики), к которому она принадлежит: психоанализ объясняет сон через его цель, его задачу, его «намерение»; точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в организме. Что касается природных событий, то здесь целевое объяснение через намерение остается объяснением «магического» образца.

Источник: Философский словарь

Целесообразность
такое устройство какого-нибудь состава, в особенности растительного и животного организма, которое показывает, что в нем каждый член приспособлен к выполнению какого-либо отправления для достижения цели; выполняя же свое отправление, он содействует в том же и другим членам, а равно и от них получает содействие. Таким образом, все члены, гармоническим выполнением своего назначения или своей цели, способствуют общей цели, а именно, жизни целого организма. Так как вещество и вещественные причины, сами по себе, не могут сознавать, не могут и поставить какую-нибудь цель, то целесообразное устройство вещей ведет к признанию разумной причины мира. Сократ первый, в историческом развитии философии, стал указывать на целесообразное устройство произведений природы, которое необходимо препровождает к признанию бытия творящего разума; тогда как Анаксагор, по словам Сократа, хотя и признавал бытие высшего разума, но сказавши, что мир произошел от сочетания вещественных частиц, не мог указать следов высшего разума в происхождении мира.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
соответствие предмета определенной норме, которая выступает в данной ситуации как цель. С одной стороны, целесообразность выступает как имманентное соответствие предмета своей внутренней норме, своему наиболее развитому бытийному образцу. С другой стороны, целесообразность выступает как соответствие предмета типам внешних условий и взаимодействий, сложившихся в окружающей его среде. В человеческом мышлении и практике цель и целесообразность превратились в закон бытия. Форма целесообразности в человеческой деятельности широко используется как научный принцип для изучения многообразных целеподобных явлений в живой и неживой природе. Целесообразность выступает здесь как особый тип взаимодействий, позволяющий обнаружить детерминацию предметов со стороны их конечных результатов, которые предстают как целеподобные формы самих предметов. В исследованиях процессов развития широко применяется целевой принцип, ориентирующий на анализ отношений целесообразности в системах и структурах, функционирующих по законам циклических кругооборотов. В истории философии учения об имманентной целесообразности развивались Аристотелем, Лейбницем, Шеллингом, Гегелем.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
особая форма причинности в живой природе, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, материализмом и религией, идеализмом. Ц. в органич. мире, проявляющаяся в приспособлении структуры, функций живого к условиям среды, в известной направленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой деятельности бога, якобы направляющей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в формировании более совершенных обществ. систем, в целеполагающей деятельности людей, использовалась религ. философией истории для обоснования идеи предопределения. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность. Науч.-материалистич. учение о причинности показало, что известная направленность процессов в живом выступает в виде общей тенденции как результат его активного взаимодействия со средой. Истории, материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целеполагающей человеч. деятельности, базирующейся на познании объективных законов. «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 169).

Источник: Атеистический словарь

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Ц. специфически проявляется в органическом мире, общественных системах, действиях человека. Ц. выражается по-разному в различных областях: в органической природе — в форме приспособляемости и регуляции организмов, направленности процессов развития; в общественной жизни — в отмирании изживших себя социальных порядков и возникновении новых, способствующих дальнейшему развитию об-ва, в деятельности людей, направленной на достижение определенных целей, и т. п. Факты органической Ц., использованные телеологией, получили научное объяснение в теории естественного отбора Дарвина. Ц. форм общественной жизни — в экономической теории и историческом материализме Маркса. Кибернетика понимает под Ц. в ее общем виде действия обратной связи, при к-рой информация о разнице между требуемым и фактическим состоянием превращается в причину все большего приближения системы к требующемуся состоянию. Высшая форма Ц.— Ц. человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве ее важнейшего звена включается сознательная цель. Все действия человека, соответствующие нек-рой цели, “целесообразны” в широком смысле. В более узком смысле “целесообразна” лишь деятельность, отвечающая не только условиям данного момента, но и общему направлению развития, основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Способность предмета служить средством для осуществления какой-либо цели. Такое представление о Ц. возникает из наблюдения за деятельностью человека. Человек мысленно предваряет результаты своей деятельности, т. е. ставит перед собой цель и оценивает вещи с точки зрения того, в какой мере они могут служить средством для осуществления этой цели, насколько они соответствуют ей (сообразны с нею). Чтобы добиться успеха, человек должен целесообразно использовать средства, к-рыми он располагает. В природе нетрудно обнаружить удивительную приспособленность растений и животных к условиям их существования, слаженность, внутреннее единство их частей, целостность. Все эти особенности строения и жизнедеятельности живых организмов служат удовлетворению их биологических потребностей и в этом смысле являются целесообразными. Телеология объясняет органическую Ц. наличием сознательной цели, к-рая ставится заранее божественным разумом и к-рая определяет и направляет в конечном счете все происходящее в мире. Однако такое «объяснение» ТД. противоречит науке. В природе не может быть и речи о каких-то сознательных целях. Относите л ьная Ц. живых организмов (их приспособленность к условиям жизни)— это, как доказал Дарвин, результат действия материальных причин. Она возникла под влиянием естественного отбора, в ходе кро го накапливались и закреплялись полезные для организмов признаки. Существенный вклад в решение проблемы Ц. внесла кибернетика, к-рая дала причинное объяснение поведения сложных (состоящих из множества элементов) динамических систем. Если вывести такую систему из определенного состояния, то она стремится восстановить его, т. е. ведет себя объективно целенаправленно. Однако система сохраняет свою устойчивость не в силу осознанного стремления к какой-то цели, а благодаря наличию обратной связи — получению информации о фактическом состоянии исполнительных органов системы, их взаимодействии с окружающей средой. С помощью механизма обратной связи были раскрыты причины постоянства внутренней среды живых организмов, их сохранения в изменяющихся условиях существования.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
сообразность с целью; соответствие явления или процесса опред. (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель к-рого представляется в качве цели. Отношение Ц. характерно для чел. деятельности, но может выступать и в кач-ве науч. принципа исследования структуры и функций саморегулируемых систем (см. Синергетика). Генетически понятие Ц. связано с целеполаганием как существенной функцией чел. деятельности, характеризующей как мыслительные процессы, так и предметность самой деятельности, прежде всего трудовой (см. Труд). В мифол. мышлении с его антропоморфизмом представление о Ц. распространялось на всю природу. Для религ. сознания характерен провиденциализм, т.е. истолкование всего происходящего, прежде всего в истории, как осуществление замысла Бога. Идея внутр. Ц., присущей миру в целом, развивалась в филос. системах Аристотеля, Лейбница, Шеллинга, Гегеля (имманентная телеология), что позволило глубже осознать диалектич. аспекты проблемы. При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение имеет изучение органической Ц., к-рая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процессов обмена веществ, регуляции поведения и т.п. Но по мере развития биологии идея Ц. постепенно уступала место представлениям о материальных причинах. Особую роль в данном вопросе сыграла теория эволюции Дарвина, объяснившая органическую Ц. как приспособляемость организмов к условиям их существования. Новые аспекты проблемы органической Ц. были раскрыты в связи с развитием физиологии активности, теории систем, кибернетики, где сформировалось представление о принципе обратной связи, согл. к-рому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Явная аналогия с целесообразной чел. деятельностью не снижает ценность подобного представления. Напротив, исследование места и роли аналогии в мышлении самого человека позволяет глубже понять и природу мышления, и сущность Ц. Лит.: Фролов И.Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971; Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект? // Вопр. философии. 2005. № 4. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

целесообразность
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ — соответствие некоторого вида деятельности или черты строения какого-либо инструмента, органа, части и т.д. той цели, для достижения которой он и предназначен. Так, деятельность человека, «готовящего сани летом», или хомяка, запасающего зерно на зиму, весьма целесообразны. Ц. нередко отождествляется целенаправленностью, что не всегда верно. Деятельность может быть весьма целенаправленной, но отнюдь не целесообразной, и наоборот. Напр., ребенок, тянущийся к огню, или мотылек, летящий на огонек свечи, действуют целенаправленно, но не целесообразно. В то же время большинство инстинктивных реакций, как животных, так и человека, весьма целесообразно, но редко целенаправленно. По смыслу к понятию «Ц.» в рус. языке близки понятия «оптимальности», «рациональности» и т.п. Наибольшие философские трудности и дискуссии вызывало всегда понятие «органической Ц.», в котором нашел свое выражение факт очевидного соответствия биологических структур выполняемым ими функциям, а общей морфофизиологической организации живых организмов — условиям их существования. Достаточно напомнить о строении клюва дятла или крыла птицы, чтобы понять, что наводит на мысль о Ц. в мире живых организмов. Это обстоятельство в течение многих столетий было источником бесконечных спекуляций на материале биологии для различных спиритуалистических и религиозных концепций и направлений, нередко фигурируя в качестве самостоятельного аргумента в «рациональном» доказательстве существования Бога. Тайна органической Ц. была научно объяснена в рамках теории естественного отбора Ч. Дарвина. В современной теоретической биологии вслед за Дарвином Ц. понимается, во-первых, только как относительная Ц., а во-вторых, только как адаптация, приспособление к конкретным условиям существования, выработанная в процессе исторического развития в живой природе на основе и под определяющим влиянием естественного отбора. Только такая интерпретация «органической Ц.» дает возможность вписать живую природу в контекст общей эволюционной картины мира современной науки и с успехом противостоять крайностям как механистического материализма (и близкого к нему позитивистского редукционизма), так и витализма.         В.Г. Борзенков

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой — как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Генетически понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего процесс труда (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека — законы внешнего мира, природы (см.: Ленин В. И. ПСС, т 29, с. 171). В мышлении донаучного периода в силу его антропоморфизма представление о целесообразности, которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антропоморфизм характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего целесообразность как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращенно представляющей целесообразность. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы целесообразности. Научная интерпретация этой проблемы стала возможной лишь в рамках мышления, выявляющего объективное значение целесообразности.
При исследовании форм целесообразности как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической целесообразности, которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого «дополнения» к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая целесообразность объяснялась обращением к материальным причинам. Особое значение имела здесь теория эволюции Дарвина, в которой органическая целесообразность представала как приспособленность организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической целесообразности.
С позиций системно-структурного детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетические аспекты органической целесообразности, т. е. представление об известной направленности (и в этом смысле целесообразности) морфофизиологической реакции — наследственных изменений, метаболических, термодинамических и прочих процессов в живых системах. Эта направленность процессов, определяемая взаимодействием внешних и внутренних условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции — статистически.
Новые аспекты проблемы органической целесообразности раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является основанием для отказа от него. Аналогия с процессами целесообразной человеческой деятельности может быть в некоторых случаях весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. В то же время вполне правомерен особый научный подход — т н. целевой, ориентирующий исследование на анализ отношения целесообразности, взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой его является методологический принцип целесообразности, г е. подчинение процесса научного исследования его целевой, конечной стадии. Интерпретируемый г о. целевой подход может широко применяться в исследовании не только таких систем, но и циклических процессов или процессов поступательного развития.
Лит.: Энгельс Ф. Диалектика природы.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20; Фролов И. Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971; Он же. Жизнь и познание. М., 1981, гл. 2; Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1988; Dobihansky Т. Determinism and Indeterminism in Biological Evolution.— Philosophical Problems in Biology. N. Y, 1966; Rosenblueth A., WenerN., JBigelowJ. Behavior, Purpose and Teleology.— Purpose in Nature. Englewood Cliffs, 1966.
И. Т. Фролов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
особая форма причинных связей. Вокруг проблемы Ц. с древних времен идет ожесточ. борьба материализма и атеизма против идеализма и религии. Абсолютно противопоставляя Ц., как мнимое свидетельство «разумного начала», действию «стихийной» причинности (см. Детерминизм и индетерминизм), идеалисты и церковники выдают Ц. в природе за доказательство приоритета идеи, разума, в конечном счете - за доказательство существования бога (см. Телеология, Доказательства бытия божия). Церковники используют идею Ц., превратно истолковывая ее, также для обоснования богосл. учений о божеств, предопределении и о «совершенстве» всего существующего как якобы созданного богом. Такое телеологич. объяснение мира позволяет идеалистам и религ. деятелям оправдывать эксплуатат. строй, как якобы богоустановленный и обладающий высшей Ц. Эта т. зр. была положена, напр., в основу книги Августина (350—430) «О граде божием». Религ. воззрения па Ц. и предопределение занимают центр, место и в обосновании осн. задачи всякой религии - реакц. проповеди пассивности и смирения нар. масс перед социальным злом, к-рое религия пытается представить целесообразным, изображая его либо божеств, «испытанием» людей, либо «наказанием за грехи». Объяснение Ц. в природе - наличия удивит, приспособленности растений и животных к существованию в определ. условиях среды - до прошлого века представляло большую трудность. Но понимая в полной мере действия объективных законов природы, люди приходили к выводу: поскольку в человеч. жизни полезные результаты наступают вследствие достижения нек-рых заранее установл. целей, то и в природе полезная для растении и животных приспособленность к среде есть результат планомерной деятельности каких-то сверхъестеств. сил - «творца природы», бога. Такова гносеологич. основа всех форм мистич. понимания Ц. и решительного ее противопоставления причинности. Материалисты во все времена стремились опровергнуть мистич. трактовку Ц. Но плодотворные в целом усилия домарксовского материализма существенно ослаблялись, во-первых, его механицизмом (сведение биологич. явлений к механическим), во-вторых, его склонностью отождествлять причинность с чистой необходимостью, исключающей случайность, что в сущности приводило к фатализму - обратной стороне телеологии, в-третьих, отсутствием убедительной естеств.-научной аргументации в пользу естеств. происхождения органич. Ц. и, наконец, неспособностью противостоять идеализму в объяснении обществ, явлений.
Смертельный удар по телеологии и мистике в области философии был нанесен лишь марксистским диалектич. материализмом, свободным от указанных недостатков, а в естествознании - гениальным произведением Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859). Уже через месяц после выхода в свет этого произведения Ф. Энгельс писал К. Марксу: «Телеология в одном из своих аспектов не была еще разрушена, а теперь это сделано» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 29, с. 424). Учение Дарвина помогло науке уяснить, каким образом возникла та т. п. органич. Ц., к-рая проявляется в относит, соответствии строения организмов условиям внешней среды и к-рая позволяет организмам жить и размножаться. Дарвин открыл, что органич. Ц. возникла и развивается как результат естеств. отбора. Он дал ей, т.о., причинное объяснение и раскрыл ее как особую форму причинных связей. Учение Дарвина явилось важнейшим вкладом в естеств.-научное обоснование марксизма, Р дальнейшем теория Ц. получила развитие в учении И. В. Мичурина. Выводы относительно естеств. характера Ц. были подтверждены всеми последующими открытиями естествознания. Поэтому любые попытки вновь навязать науке мистич. трактовку Ц. обречены на провал.
Тем не менее такие попытки в капиталистич. странах делаются. Так, в концепциях холизма (от греч. holon - целое) и неофинализма (от лат. finalis - направленный к цели) (возрождается идеалистич. представление о существовании в органич. природе наряду с реально действующей причиной еще и некоей сверхреальной «целевой (финальной) причины» - «души» (И. Смэтс), «активного оператора или сознат. наблюдателя, ищущего и отбирающего благоприятные случайности» (Р. Рюийе) и т. д. Ничего научного в подобных направлениях нет, хотя их проповедники нередко ссылаются на самые последние достижения науки (напр., кибернетики), ложно их истолковывая. Единств. основанием указанных направлений является стремление реакц. кругов совр. капиталистич. общества повернуть науку вспять, на путь фидеизма.
Если относит. Ц. живой природы не связана с осуществлением к.-л. заранее установл. целей, то Ц. человеч. действий выступает именно как соответствие этих действий сознательным целям. Под целью понимается идеальное (т. е. складывающееся в сознании) предварение того или иного результата, к-рый впоследствии может быть осуществлен на деле в итоге труда, действия, в итоге материального процесса. В природе, писал Ф. Энгельс, «нигде нет сознательной, желаемой цели... Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» (там же, с. 305—306).
Указывая на регулирующую роль цели по отношению к деятельности человека, диалектич. и истор. материализм учит, что в самих этих целях нет ничего сверхъестественного. Они формируются не по произволу божества или даже человека. Хотя человеку нередко кажется, что его цели взяты вне мира и от мира независимы (на таком представлении спекулирует религия), в действительности они, как писал В. И. Ленин, «порождены объективным миром и предполагают его, - находят его, как данное, наличное» (Соч. Изд. 5. Т. 29, с. 171). «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека» (там же, с. 169) Открытием этого факта марксизм доказал, что и в области обществ, явлений, в области человеч. жизни Ц. причинно обусловлена. Т. о., и из этого прибежища изгоняются телеология, идеализм, религ. спекуляция. С первых шагов существования человека был целесообразен его индивидуальный труд. В целом же в обществ, жизни подлинная Ц. реализуется только в коммунистич. формации, в к-рой планомерный образ действий становится всеобщим объективным законом. На смену слепым силам, стихийно и жестоко регулирующим истор. процесс антагонистич. обществ, приходят осознанные законы оптимального развития коммунистич. общества.
В этих условиях гигантски возрастает роль сознат. деятельности людей, к-рая, конечно, не отменяет действия объективных законов обществ, развития, но существенно ускоряет (как в др. условиях она способна замедлять) истор. процесс. Установление максимального соответствия планируемой цели реальному закономерному ходу истории имеет первостеп. значение для быстрейшего осуществления генеральной цели нашего общества - построения коммунизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель к-рого представляется в качестве цели. Ц. рассматривается, с одной стороны, как имманентная взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой – как нек-рое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение Ц. имеет ярко выраженный аксиологич. смысл и вместе с тем может выступать в качестве науч. принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и "эквифинальных" (т.е. способных достигать одинакового конечного результата в известном смысле независимо от начальных условий) систем. Генетически понятие Ц. связано с целеполаганием как существ. элементом человеч. деятельности, характеризующим как мыслит. процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего – процесс труда (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Сформировавшееся на этой основе представление о Ц. (в узком смысле) уже в донауч. период в силу антропоморфизма, пронизывавшего мышление той эпохи, распространялось на всю природу, а в своих предельных формах воплощалось в религии. Антропоморфизм лежит в фундаменте и идеалистич. телеологии. Хотя телеология дает извращенную интерпретацию Ц., исторически в ее классич. формах (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля) были уловлены нек-рые диалектич. аспекты проблемы Ц. Продвижение вперед науч. интерпретации проблемы Ц. осуществлялось поэтому не только путем критики телеологии, но и с учетом объективного существования Ц. в природе, категорически отвергавшегося механистич. естествознанием. Снятие дилеммы механицизма и телеологии в интерпретации проблемы Ц. возможно лишь в рамках диалектико-материалистич. мышления, выявляющего объективное значение Ц., в частности в социальной сфере. Здесь Ц. предстает не только как специфич. форма человеч. деятельности, т.е. субъективно, но и раскрывается ее структура – единство субъективного и объективного. Объективное значение Ц. обусловливается содержанием реализуемых в деятельности целей, порождаемых материальными условиями. "Законы внешнего мира, природы... суть основы ц е л е с о о б р а з н о й деятельности человека" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 178–79). Вместе с тем диалектич. материализм подчеркивает активность целесообразной деятельности человека. При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц., к-рая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации метаболич. процессов, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных ее формах претендовала если не на универс. значение, то во всяком случае на роль необходимого "дополнения" к якобы недостаточному каузальному анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологич. мышление, органич. Ц. объяснялась путем обращения к ее материальным причинам. Особое значение имела здесь дарвиновская теория эволюции, к-рая объяснила органич. Ц. как приспособленность, соответствие строения и функций организмов условиям их существования (см. Приспособление). Эта приспособленность является относительной и вырабатывается исторически, в результате творч. деятельности естеств. отбора. Т.о., органическая Ц. оказывается результатом и одной из форм проявления причинных отношений в живой природе и лишь как таковая вообще может быть познана в естеств.-науч. рамках. "Сохраняя старое слово – целесообразность, мы придаем ему новый смысл. Не в виду, не в ожидании пользы созидались все эти совершенные органы и целые организмы, а сама польза создала их. Вместо предполагаемой цели мы имеем действительную причину" (Тимирязев К. ?., Соч., т. 7, 1939, с. 53). Отвергая телеологию, дарвинизм не отбрасывал фактов органич. Ц. (см. тамже, т. 5, 1938, с. 113). С позиций диалектико-материалистического, органич. детерминизма получают объяснение не только структурные, но и генетич. аспекты органич. Ц., т.е. представление об известной направленности (и в этом смысле Ц.) морфофизиологич. реакций – наследств. изменений, метаболических, термодинамич. и пр. процессов живых систем. Разумеется, это не та Ц., к-рая реализуется в сознательной человеч. деятельности. Кроме того, эта направленность процессов живых систем, определяемая взаимодействием внешних и внутр. условий, активностью организмов, вырабатываемая исторически и в индивидуальном развитии, реально обнаруживается лишь в качестве общей тенденции, не однозначно, а статистически. Материалистич. понимание этого свойства живых систем опирается на все расширяющиеся факты из разных отраслей совр. биологии. Его методологич. основой является выдвинутое Энгельсом предположение о том, что сложная способность к планомерным действиям генетически связана с более простыми и элементарными процессами, присущими всякому живому существу, напр. в форме раздражимости. Подчеркивая, что "...в ясно выраженной форме ощущение связано только с внешними формами материи (органическая материя)...", Ленин считал логичным предположение о том, что "...вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения..." (Соч., т. 14, с. 34, 81). Одним из видов этого отражения в пределах органич. материи является свойство приспособит. направленности и в этом смысле – относит. Ц. активных взаимодействий, процессов живых систем. Новые аспекты проблемы органич. Ц. раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно к-рому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало. Регуляция и управление в эквифинальных системах, способных вопреки внешним и внутр. нарушениям сохранять оптимальное динамич. равновесие, обеспечивают это диалектич. взаимодействие процессов и их стадий, предстающих в известных отношениях то как причина, то как следствие. И отношение Ц. выступает здесь, т.о., как специфич. форма взаимодействия, особый вид связи. Конкретные механизмы этого взаимодействия, расчлененные в линейном плане, дают картину определенной – статистически реализующейся – направленности процессов, их обусловленности конечными факторами, представляющимися в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознат. целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе; в этой связи проблематична сама применимость здесь понятий цели и Ц.). Условность понятия Ц., привносимая его антропоморфностью, не является основанием для отказа от этого понятия. Во-первых, аналогия с процессами целесообразной человеч. деятельности может быть (если исключить ее телеологич. интерпретацию) в нек-рых случаях эвристически весьма эффективной, в частности в биологии и кибернетике. Во-вторых, вполне правомерен особый науч. подход, к-рый лишь формально может квалифицироваться как "телеологический", поскольку в нем не предполагается представления о сознательно осуществляемой "внутр. цели". Это – функционально-целевой подход, ориентирующий исследование на анализ отношения Ц., взаимодействия процессов в эквифинальных системах. Основой этого подхода является методологич. п р и н ц и п Ц., т.е. подчинение процесса науч. исследования его целевой, конечной стадии. Говоря о задачах физиологии в изучении формообразования, К. А. Тимирязев писал, что она должна "...раскрыть экспериментальным путем основной механизм этого процесса, а, во-вторых, накопленным действием тех же факторов пытаться объяснить себе их конечный результат – образование формы, представляющей нам как бы осуществление заранее намеченной цели" (Избр. соч., т. 3, 1949, с. 408). Следовательно, обращение к конечной стадии процесса как его цели, т.е. функционально-целевой или просто целевой подход, реализуется независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие цели: последняя выступает здесь как нечто условное, эвристическое (в кантовском смысле), причем безразлично, так ли это на самом деле или процесс может быть охарактеризован как целесообразный в узком значении этого понятия. Интерпретируемый т.о. целевой подход может широко применяться не только в исследовании эквифинальных систем, но всюду, где дело касается циклич. процессов или процессов поступат. развития. При этом исследователь, рассматривая процесс с т. зр. его конечного результата и отправляясь от него как от своеобразной цели, аналитически устанавливает причины по их следствию. "Размышление над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается post festum [задним числом], т.е. исходит из готовых результатов процесса развития" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 85). Принцип Ц. может использоваться также в ситуациях, когда конечный результат процесса не может быть установлен эмпирически и конструируется идеально, гипотетически. Исследование здесь строится так, к а к б у д т о результат процесса имеется в действительности в виде своеобразной цели. Принцип Ц. выступает при таком подходе в качестве особого приема гипотетич. предвосхищения, подлежащего последующему науч. анализу. В этом случае целевой подход, отвечающий на вопрос "для чего", отграничивается от обычного каузального, отвечающего на вопрос "почему". Здесь нет, однако, противопоставления, т.к. указание на Ц. само требует дальнейшего объяснения. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Кант И., Критика способности суждения, СПБ, 1898; Берг Л. С, Номогенез, или эволюция на основе закономерностей, П., 1922; Агол И., Проблема органической Ц., "Естествознание и марксизм", 1930, No 1 (5); Морган Т. Г., Эксперимент. основы эволюции, М.–Л., 1936; Аристотель, О частях животных, пер. с греч., М., 1937; Дарвин Ч., Происхождение видов путем естеств. отбора, Соч., т. 3, М.–Л., 1939; Фролов И. Т., Существует ли Ц. в живой природе? М., 1957; его же, О причинности и Ц. в живой природе, М., 1961; Винер Н., Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине, пер. с англ., М., 1958; Малиновский ?. ?., Типы управляющих биологич. систем и их приспособит, значение, в сб.: Проблемы кибернетики, вып. 4, М., 1960; Анохин П. К., Опережающее отражение действительности, "ВФ", 1962, No 7; Клаус Г., Кибернетика и философия, пер. с нем., М., 1963; Бернштейн ?. ?., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, Л., 1969; его же, Кибернетич. вопросы биологии, Новосибирск, 1968; Hartmann ?., Teleologisches Denken, В., 1951; Hartmann M., Allgemeine Biologie. Eine Einf?hrung in die Lehre vom Leben, 4 Aufl., Stuttg., 1953; Вeckner M., The biological way of thought, N. Y., 1959; Bertalanffy L. von, Problems of life, N. Y., 1960; Klaus G., Das Verh?ltnis von Kausalit?t und Teleologie in kybernetischer Sicht, "Dtsch. ?. Philos.", 1960, No 10; Dobzhansky T., Determinism and indeterminism in biological evolution, в кн.: Philosophical problems in biology, N. Y., 1966; Rosenblueth ?., Wiener ?., ?igelоw J., Behavior, purpose and teleology, в кн.: Purpose in nature, [N. Y.], 1966. И. Фролов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
237.93 кб

Целесообразность концепции национальности как элемента самоидентификации

Кайгородов Павел Викторович
Статья посвящена анализу роли понятия «нация» в самоидентификации и структуре социальных трансакций современного россиянина. В статье рассматриваются и подвергаются критике возможные критерии формирования национальной общности.
Читать PDF
229.88 кб

Античная философия о целесообразности и вынужденном характере лжи

Мясников А. Г.
В статье рассматривается проблема морального отношения ко лжи в античной философии.
Читать PDF
128.12 кб

Античная философия о целесообразности и вынужденном характере лжи

Мясников А. Г.
В статье рассматривается проблема морального отношения ко лжи в античной философии.
Читать PDF
371.14 кб

Проблема исторической целесообразности в немецкой классической философии

Полетаева Юлия Геннадьевна
Исследуется проблема исторической целесообразности, раскрывается структура и основное содержание ее субстанциалистской концепции. В качестве первого и исходного понимания проблемы целесообразности рассматривается позиция Канта.
Читать PDF
171.27 кб

Дискурс о целесообразности в контексте философии науки

Левин В. Г.
Рассмотрены основные типы целесообразности в контексте истории науки. Эксплицирован процесс объективации понятия «целесообразность». Дана характеристика особенностей моделирования целесообразных процессов в биологии и кибернетике.
Читать PDF
139.70 кб

Соотношение возможности усмотрения и необходимости в аспекте целесообразности

Шевцов Сергей Геннадьевич
В настоящей статье автор анализирует дискуссионный вопрос о соотношении свободы и необходимости, в результате которого приходит к следующему выводу.

Похожие термины:

  • Целесообразность, Выгодность

    (Expediency). Свойство поступка, когда заранее установленная цель достигается теми средствами, крые позволяют прийти к ней прямым путем и с наибольшей выгодой, безотносительно к моральной подоплеке ис