ЦАПОК Василий Андреевич

Найдено 1 определение
ЦАПОК Василий Андреевич
(р. 23.12.1939) — спец. по теории познания, методол. совр. науки, философии творчества, ист. румынской филос; д. филос. н., проф. Р. в с. Клокушна Хотинского уезда Молдавии. Окончил филол. ф-т (1966), асп. филос. ф-та МГУ (1973). Канд. дисс. — «Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе» (1974). Докт. дисс. — «Структура и противоречия творчества» (1990). Работал на кафедре филос. Кишиневского ун-та с 1966 — асе, после окончания асп. там же — ст. преп., доц. С 1986 — зав. кафедрой филос. Академии искусств Молдавской ССР, с 1990 — проректор по науке. С 1998 по 2004 проф., зав. кафедрой филос. Молдавского гос. ун-та, с 2004 по наст. вр. проф. там же. Осн. напр. иссл. — гносеол. и синтетическо-диалектич. анализ творч.; филос. анализ творч. румынских философов XIX-XX столетий. В работах Ц. выявлена более сложная структура творч. по сравнению с представлением его в виде этапов; она включает элементы: репродуктивный и продуктивный, редуцируемый и ирредуцируемый, рефлексивный и нерефлексивный, эзотерический, интуитивный и дискурсивный. Обосновано положение о том, что для обеспечения науч. подхода к изучению творч. необходимо опираться на следующие объяснительные принципы: принцип отражения, принцип преемственности, принцип деятельности и принцип диалектич. противоречивости. Установлена субординация филос. объяснительных принципов, раскрыты сущностные связи между противоположными сторонами творч., выявлен противоречивый характер компонентов самих элементов творч., скорректировано представление о соотношении понятий «традиция» и «старое» на основе анализа противоречивого единства традиции и новаторства, показана теор. некорректность и противопоказанность отожествления традиции и старого для творч. деятельности. Обосновано, что новые возможности для творч. процесса создаются не только в результате пересечения парадигм; вполне возможна монопарадигмальная творч. деятельность, а также творч. процесс с последовательно чередующимися парадигмами. В работах по методол. Ц. исследует науку как органическое единство качественного многообразия наук, развивающихся на базе принципов: простоты, соответствия, несоизмеримости и дополнительности в их диалектическом единстве. Эвристическая ценность данных принципов выявлена при анализе следующих осн. направлений совр. зап. эпистемологии: мутационизма (осн. представители К. Р. Поппер, Т. Кун, С. Тулмин, Ал. Койре и др.), кумуляционизма (представители Венского кружка, Б. Рассел и др.) и конструктивизма (представители К. Ф. Вайцзеккер, В. Гейзенберг и др.)
Соч.: Интуиция и художественное творчество // Проблемы диалектического материализма. Вып. 2. М., 1972; Структура творческого процесса и интуиция // Там же. Вып. 3. М., 1973; Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного позновательных процессов в научном творчестве // Методологические вопросы современной науки. Вопросы философии: Межвузовский сборник. Кишинев, 1987; Творчество (философский аспект проблемы). Кишинев, 1989; Основные принципы познания и их роль в научном творчестве // Вопросы философии и права. Кишинев, 1992. № 3; Интуиция и творчество. Кишинев, 1979 (на рум. языке); Научное творчество: философские аспекты // Вопросы философии и права. Кишинев, 1993. № 2 (на рум. языке); Конструктивные и деструктивные факторы в формировании творческой личности // Там же. Кишинев. 1996. № 6 (на рум. языке); Актуальность философии // Ученые записки. Кишиневского ун-та. 1997 (на рум. языке); Введение в методологию научного исследования. Кишинев, 2000 (на рум. языке); Введение в историю философии. Кишинев, 2002 (на рум. языке); Теория и методология современной науки. Кишинев, 2005 (на рум. языке).

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009