БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯБЮФФОН Жорж Луи Леклерк

БЮРОКРАТИЯ

Найдено 11 определений термина БЮРОКРАТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бюрократия

1) организация процесса государственного управления на основе четкого разграничения функций и обязанностей между чиновниками; 2) строгая иерархичность властных отношений, контроль действий нижестоящего чиновника вышестоящим; 3) систематизация и формализация всех управленческих правил и инструкций, придающие упорядоченность организационно-управленческой деятельности, позволяющие применять общие нормативные положения к конкретным ситуациям; 4) безличный, беспристрастный характер отношений внутри бюрократической структуры.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия права, словарь-минимум

БЮРОКРАТИЯ

особая форма деятельности людей, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов и социальных групп. Б. использует многомерность человеческой деятельности, она "спрямляет" эту деятельность до прямых и жестких зависимостей, а "затененные" ее структуры использует в качестве источника своей власти и привилегий. Так, например, выполняя функцию распределения каких-то жизненных средств, Б. присваивает себе возможность распоряжаться ими, а стало быть, и чужой деятельностью.

В. Е. Кемеров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

БЮРОКРАТИЯ

власть или воздействие администрации на ведение дел. Бюрократия всегда рассматривалась как упадок управленческого аппарата, ставшего паразитическим и злоупотребляющим. В 1843 г. Маркс в «Критике гегелевской философии права» описывает рождение феномена бюрократии. Социолог Гоулднер в «Patters of industrial Bureaucracy» (1954) описывает механизмы конформизма, создающие конфликты между правящими политиками, исполнителями и обществом. Во Франции М. Крозье в «Феномене бюрократии» (1964) описывает генезис бюрократии, а в «Закрытом обществе» (1970) анализирует французскую модель бюрократии, для которой характерны централизация, дистанция между управляющими и функционерами, затрудненность общения, обеспеченность. К. Лефорт («Элементы критики бюрократии», 1979) и К. Грефф («Экономический анализ бюрократии», 1981) вновь сделали актуальной критику феномена бюрократии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

БЮРОКРАТИЯ

франц.-бюро, стол канцелярский и власть): власть стола, управленческой должности. Тип управления, основанного не на избрании и участии граждан, а на назначении специально подбираемых чиновников и организованного по принципу иерархии и строгого подчинения всех звеньев управления центральному. Образуется могущественный слой чиновников-управленцев, полагающих себя главной силой в государстве. Этот тип характерен как для государства, так и для различных организаций общества. Как специализированная корпорация профессиональных чиновников бюрократия возникает с появлением государства и складывается уже в рамках древневосточных деспотий. Теория бюрократии разработана немецким социологом М. Вебером, видевшим в ней естественную и необходимую форму всякой социальной организации, которая появляется в силу объективной потребности в специализации управления, в рационализации деятельности коллективов и организаций. Однако требования компетентности, четкости, эффективности управления далеко не всегда воплощаются в деятельности бюрократического аппарата. Гораздо чаще ее отличают рутинность и неповоротливость, формализм и безразличие к людям, безответственность и не оперативность. Отрываясь от основной массы народа, бюрократический аппарат нередко становится орудием угнетения и подавления. Этим объясняется негативный оттенок понятия «бюрократия» в обыденном сознании людей. В СССР возникает особая тоталитарно-бюрократическая система.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

БЮРОКРАТИЯ

фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая (политическая, экономическая и др.) система, делающая осн. правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство; 2) носитель этой системы — слой привилегированного чиновничества. С деятельностью Б. связаны чинопочитание, карьеризм, угодничество и т. п. явления и то, что обычно называют бюрократизмом: формализм, бездушие, волокита. Б. неизбежно возникает и развивается в классово антагонистическом об-ве, начиная с ранних рабовладельческих государств и кончая совр. государственно-монополистическим капитализмом, в условиях к-рого она обрела значительные масштабы и силу. Вебер создал социологическую теорию Б., согласно к-рой под Б. понималась рационально построенная организация, отвечающая определенным формальным критериям. В марксистской традиции Б. связана как раз с возникновением превращенных форм (Форма превращенная) деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей. Теория марксизма ставила перед социалистической революцией задачу уничтожения Б. Считалось, что социалистическая демократия, требующая широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности, несовместима с Б. Поэтому социалистическая революция ломает бюрократическую систему, старой государственной машины. Однако в результате деформаций целей и идеалов социалистической революции в СССР сложилась административно-командная система с бюрократическим аппаратом, к-рый фактически отстранил народ от участия в управлении, привел к его отчуждению от власти. Поэтому перестройка предполагает преодоление Б., ломку авторитарной бюрократической системы. В совр. условиях борьба с бюрократизмом приобретает особое значение. Она связана с борьбой против командно-административных деформаций социализма, за высокую организованность, дисциплину, ответственность и самостоятельность в работе; предполагает развитие социалистического самоуправления народа в рамках правового государства, защиту прав и свобод личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

БЮРОКРАТИЯ

одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся об-ве, важный элемент механизма интеграции и соц. регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности профессиональных управленцев. Сущностная характеристика Б. состоит в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновничества, стремящегося избежать или ослабить демокр. контроль за своей деятельностью. Этот процесс проявляется в трансформации объективно необходимых для нормального функционирования механизма соц. Управления инструментальных функций аппарата в целеполагающие и превращении аппарата в самодовлеющую силу обва. Б. —особая форма деятельности людей, превращающая функцию управления соц. системами в прямую или скрытую власть индивидов и соц. групп. Б. использует многомерность чел. деятельности, она «спрямляет» эту деятельность до прямых и жестких зависимостей, а «затененные» ее структуры использует в кач-ве источника своей власти и привилегий. Так, напр., выполняя функцию распределения к.-л. жизненных средств, Б. присваивает себе возможность распоряжаться ими, а стало быть, и чужой деятельностью. В науке термин «Б.» используется в след. интерпретации: 1) Система управления, в к-рой решающую роль выполняет бюрократич. аппарат. 2) По М.Веберу, тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных з-нах и правилах, определяющих принятие решений; отделение административных функций от собственно средств управления. 3) Синоним бюрократизма —отчуждение гос. аппарата по отношению к об-ву, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализм, канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита. Лит.: Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974; Песчанский В.В. Служащие в буржуазном обществе. М., 1975; Гудков Л., Левада Ю., Левинсон А., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнения // Коммунист. 1988. № 12; Миллс Р. Властвующая элита. М., 1999; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; Блау П.М. Исследование формальных организаций // Американская социология. М., 1972; Масловский М. Политическая социология бюрократии. М., 1997. Л.Г.Скульмовская В

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

БЮРОКРАТИЯ

фр. bureaucratie, буквально - господство канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч.: kratos - сила, власть, господство) - способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. - разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность. Бюрократическая рационализация управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером, выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность, достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид выступает как частичная функция - носитель определенного должностного статуса. Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б.Б. - это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный слой ("как бы класс") и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе, предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры - ценность порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм, ориентация на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда, - продукт многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственной власти и привилегий. Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме, Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г. Поповым был предложен термин "административно-командная система". Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики ото оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарата такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление. Третья черта такой Б. - сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" - принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса (в несколько иных терминах) также охарактеризовали Авторханов, Джилас и Вселенский.

В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

БЮРОКРАТИЯ

франц. bureaucratic, букв.- господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия), специфич. форма социальных организаций в обществе (политич., экономич., идеологич. и др.), существо к-рой заключается в отрыве центров исполнит. власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения и укрепления; ведет к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы.

Формы Б. менялись па протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских обществ.-экономич. формаций. Если в докапиталистич. формациях Б. существовала прежде всего как форма политич. организации, то в период господства капиталнстич. отношений она становится формой организации экономич. жизни. С развитием гос.-монополистич. капитализма Б. превратилась в универсальную форму социальной бурж. организации, начиная с монополий и кончая различного рода добровольными орг-циями.

Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых индустриальных странах отмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич. области это выразилось в возникновении производств. комплексов и централизации управления ими, в политической - в формировании нолитич. партий, в области культуры - в возникновении централизов. сети средств массовой коммуникации, и т. д. Объективный ход социально-экономич. развития в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных организаций, к-рые включают структуру управления, иерархию должностей и постов, строгое разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе еще не означают Б. Бюрократия - это независимость аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отд. частей организации. Условия бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главными психологическими и моральными чертами к-рой являются политический, идейный и моральный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.

Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике гегелевской философии нрава» Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержат. цели своей деятельности, в подчинении правил ее функционирования, деловых принципов задаче сохранения и укрепления ее как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 270). Именно отсюда Маркс выводил такие черты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бюрократич. произвол. Как писал Маркс, бюрократия «...вынуждена ...выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные» (там же, с. 271). Строгие правила и жесткие предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтаристские решения, что особенно ярко демонстрирует практика работы буржуазной полицейскобюрократпч. машины.

Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В работе «Восемнадцатое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал задачу слома бурж. бюрократич. машины как первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе «Гос-во и революция» разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич. революции.

Явление Б. привлекает особое внимание бурж. ученых с нач. 20 в., когда рост бюрократич. орг-ций принял огромный размах. Основы бурж. социологич. концепций Б. были заложены в работах нем. социолога М. Вебера, к-рый рассматривал Б. как естеств. и необходимую форму всякой социальной организации. Сам термин «Б.» приобрел у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологич. работах. Безличность, рациональность, строжайшая регламентированность, ограниченность ответственности в атих работах считаются идеалом всякой организации.

Непосредств. итогом развития Б. являются процессы роста отчуждения во всех сферах жизни бурж. общества, атмосфера конформизма. Б совр. бурж. общества и защищающие ее концепции вызывают резкую критику со стороны марксистов. Она также подвергалась критике со стороны либерально настроенных ученых в бурж. странах.

Окт. революции 1917 в России разрушила старую полицейскобюрократпч. машину. Ленин в качестве одной из осн. задач по созданию демократич. аппарата власти выдвинул задачу изгнать из гос. аппарата «...все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от еебюрократическокапиталистического аппарата» (ПСС, т. 45, с. 405). Борьбу с бюрократизмом Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение извращений, возможных в условиях социализма в результате нарушения норм социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращения бюрократич. стиля руководства в условиях социализма Ленин считал всестороннее развитие внутрипарт., гос. и хоз. демократии на основе принципа демократического централизма. В условиях социализма вырабатывается не только принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации, постоянно осуществляется контроль за соблюдением норм и принципов социалистич. демократии. Развивая и расширяя сеть орг-ций (экономич., политич., культ.-просвет, и др.), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членом орг-ций, социалистич. общество одновременно решительно борется с бюрократич. извращениями, расширяет возможность для привлечения масс к управлению обществ. жизнью и отд. орг-циями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Бюрократия

франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство). В социально-политическом смысле бюрократия означает осуществление власти в эксплуататорском обществе избранными господствующим классом привилегированными лицами. Однопорядковым понятием является бюрократизм, означающий метод управления через чиновников или чиновничий аппарат, оторванный от народа и стоящий над ним. Бюрократия возникает с разделением общества на классы и появлением государства, когда получивший политическую власть эксплуататорский класс представляет свои интересы как интересы всего общества. Эту «мнимую всеобщность особого интереса» (Маркс) и воплощает бюрократия. Характерными чертами чиновничье-бюрократического аппарата являются замкнутость, кастовость, подавление инициативы исполнителей, формализация, стандартизация обязанностей. Бюрократия, писал Маркс, «делает свои „формальные“ цели своим содержанием... она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями... Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» (т. 1, с. 271). Формы бюрократии менялись с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают партии политические и другие негосударственные организации буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом. В докапиталистических формациях бюрократия проявлялась преимущественно в сфере политической жизни, при капитализме она проникает и в организацию экономической жизни. Поэтому Ленин подчеркивал, что «бюрократия... и по своему современному источнику, и по своему назначению представляет из себя чисто и исключительно буржуазное учреждение...» (т. 1, с. 440). Особенно усиливается бюрократия в эпоху империализма, когда происходит слияние государственного аппарата с монополиями и соответственно объединение государственной бюрократии с верхушкой монополий, сосредоточивающих в своих руках политическую и экономическую власть. Важным звеном в этой системе становится институт так наз. «менеджмента» — корпоративной администрации, представляющей новый слой бюрократии. Крайними формами бюрократии при империализме являются автократические системы управления фашистского типа (см. Фашизм). Буржуазные социологи, пытающиеся оправдать процесс усиления бюрократии, характерный для современного капитализма, обычно ссылаются на усложнение организации управления, на необходимость в связи с этим его иерархизации, а также рационализации и упорядочения. Они отождествляют, таким образом, бюрократию с самим принципом организации и руководства. Между тем необходимость организации управления различными сферами общественной жизни существовала на всех этапах человеческого общества и будет существовать всегда, а ее извращенная форма — господство бюрократии — появилась в классовом обществе и исчезает с устранением классово-антагонистических различий. Некоторые представители буржуазной социологии предлагают определенные меры против бюрократизации общества: усиление «демократического» контроля, прикрепление к чиновникам специалистов-технократов, выдвигают программу улучшения личных отношений между людьми, морально-психологического климата, в основе которой лежит известная концепция «человеческих отношений» (см. «Человеческих отношений» доктрина). Но они не учитывают того, что капиталистические общественные отношения по самому своему существу неразрывно связаны с антидемократической организацией управления. Поэтому кризис буржуазной демократии (см.Демократия буржуазная) в странах империализма не может не сопровождаться дальнейшей бюрократизацией, усилением полицейско-бюрократической государственной машины, ростом привилегированного чиновничьего аппарата, стоящего над массами. В этих условиях трудящиеся массы усиливают борьбу против военно-бюрократической системы капитализма, они стремятся сбросить бюрократию и установить подлинную демократию. Установление подлинного народовластия, несовместимого с бюрократией, возможно лишь со свершением социалистической революции, переходом к социализму и построению коммунизма. Утверждение общественной собственности и ликвидация эксплуатации создают основу для единства общих и особых, личных интересов, для ликвидации отрыва органов власти, управления от трудящихся. Слом буржуазной государственной машины означает ликвидацию системы бюрократического управления; аппарат нового государства, его органы ставятся на службу народу. «Упразднение бюрократии, — писал Маркс, — возможно лишь при том условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности», а «особый интерес становится в действительности всеобщим» (т. 1, с. 273). Однако искоренение остатков бюрократических черт управления не происходит автоматически с упразднением бюрократии, оно требует систематической и целенаправленной работы. Социализм создает все условия для преодоления бюрократизма, дальнейшей демократизации системы управления. Основные направления этого процесса определены в программных документах КПСС и в Конституции СССР. Особое внимание уделяется расширению прав и полномочий представительных органов власти, повышению роли общественных организаций, обеспечению социалистической законности, охране прав граждан и т. д. (см. Демократия социалистическая). Одна из важных задач в этом плане — постоянное совершенствование государственного аппарата, улучшение его организационной структуры и более четкое разграничение функций различных его звеньев. Это позволяет ликвидировать отставание деятельности органов управления от новых задач, стоящих перед обществом, устранить дублирование, повысить ответственность должностных лиц и т. д. В соответствии с решениями последних съездов КПСС осуществляется широкая программа по внедрению современных средств и методов управленческой деятельности (организационной и электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем и т. д.), что создает условия для более рациональной организации аппарата управления. Все это, вместе взятое, равно как и утверждение ленинского, партийного стиля в работе государственных органов, имеет важное значение для борьбы с проявлениями бюрократизма у нас, такими, как принесение существа дела в жертву форме, бумажная волокита и т. д. Совершенствование принципов управления социалистическим обществом способствует созданию предпосылок для перехода к коммунистическому общественному самоуправлению.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Научный коммунизм. Словарь

БЮРОКРАТИЯ

фр. bureau — бюро, канцелярия, греч. kratos — власть) — организация профессиональных государственных служащих для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Начиная с М. Вебера большинство исследователей Б. (М. Крозье, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет и др.) главное внимание уделяли изучению ее структуры и функций как рациональной системы управления обществом. Наиболее полно основные принципы рациональной бюрократической организации представлены в работах Вебера:

Б. имеет иерархическую структуру;

каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции;

чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов;

чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом;

для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;

чиновник не владеет учреждением, в котором работает;

чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем;

смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio — “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела.

Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик — бороться. Принятие решений, борьба и страсть — стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат.

В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления — иерархия, дисциплина, инструкции и пр. — превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных — иррациональными.

Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “общее благо” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы

должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум, чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”.

Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен, в котором ведущую роль играют инновационные изменения.

В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает:

разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях;

организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

анализ, обобщение, интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе-

ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации;

определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации.

Современная Б. стремится держать под контролем наиболее важную сферу управления — информационную, чем и объясняется ее все возрастающее воздействие на развитие современного общества.

О Вильсон Б. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М., 1905; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Зверев А.Ф. Теория бюрократии от М. Вебера кЛ. фон Мизесу// Государство и право. 1992. № 1; Эрхард Л. Полвека размышлений. М., 1993; ВасиленкоИ.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998; Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. New York, 1946; Headey B. The Civil Service as an Elite in Britain and Germany // Revue international des sciences administrative. 1972. Vol. 38. N 1.

И.А. Василенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: энциклопедический словарь

БЮРОКРАТИЯ

фр. bureau—бюро, канцелярия и греч. kratos—власть)—организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнении общественной политики. Одним из первых критиков бюрократии был К. Маркс, который обратил внимание на то, что она связана с потерей организацией содержательной цели своей деятельности, с ее подчинением задаче самосохранения и укрепления, с превращением государственных целей в канцелярские, а канцелярских—в государственные (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 270—271). Начиная с М. Вебера, большинство исследователей бюрократии (М. Крозье, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет и др.) главное внимание уделяли изучению структуры и функций бюрократии как рациональной системы управления обществом. Наиболее полно основные принципы рациональной бюрократической организации представлены в работах М. Вебера: 1) бюрократия имеет иерархическую структуру; 2) каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции; 3) чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации (по диплому или по результатам экзаменов); 4) чиновники получают заработанную плату в соответствии с рангом; 5) для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие; 6) чиновник не владеет учреждением, в котором работает; 7) чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем; 8) смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций. М. Вебер представлял государственную бюрократию как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и мещанства, что поставило бы под угрозу техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно—данное требование применимо даже к так называемым «политическим» управленческим чиновникам,—по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены «государственные интересы», т. е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio — без гнева и пристрастия должен он вершить дела.

М. Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом должен делать политик—бороться. Ведь принятие решений, борьба и страсть—стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется принципу ответственности, противоположному ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. М. Вебер полагал, что без такой дисциплины развалился бы весь бюрократический аппарат. Безличность, формальность, рациональность, регламентированность, ограниченность ответственности — идеал бюрократии.

В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели бюрократии, предлагаются более реалистические модели, описывающие бюрократию как систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу бюрократии понятие дисфункции. Типичной дисфункцией бюрократии является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления—иерархия, дисциплина, инструкции и пр.—превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных иррациональными.

Главной Проблемой бюрократии в период после 2-й мировой войны становится ее политизация. Если «классическая бюрократия» начала 20 в. ориентировалась на «общее благо» и «общественные интересы», убежденная в том, что государственные проблемы должны решаться на деловой основе и политически нейтрально, то современная политизированная бюрократия ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Можно сказать, что современная бюрократия даже пытается руководить политиками: не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству (Неааеу В. The Civil Service as an Elite in Britain and Germany.—«Revue Internationale des sciences administrative» (Brussels), 1972, vol. 38, N l, p. 41). Серьезные изменения в современной теории бюрократии связаны и с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль бюрократии стал принципиально иным: в условиях потока инноваций в государственном управлении, современный чиновник идет на риск .в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость достижений. Бюрократия сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как она описана в идеальной модели М. Вебера. Это динамично развивающийся слой, который все в большей степени ориентирован на инновационные изменения. В отличие от «идеальной модели» современная концепция бюрократии включает ряд сложных характеристик. Прежде всего это обусловлено тем, что бюрократия активно использует новые информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность бюрократии сегодня включает разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях; организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений; анализирование, обобщение, интерпретирование социально-политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации; определение потребностей в изменениях и нововвеяениях и осуществление практических действий по их реализации.

Следовательно, современная бюрократия стремится расширить область контроля и подчинить себе новую сферу управления — информационную, чем и объясняется ее всевозрастающее воздействие на развитие современного общества.

Лит.: Wsber M. The Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1946; Вебер M. Избр. произв. M., 1990; Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М., 1905; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; Макаренко В. Д. Бюрократия и сталинизм. Ростов н/Д, 1989; Зверев А. Ф. Теория бюрократии от М. Вебера к Л. фон Мизесу.— «Государство и право», 1992, № 1, с. 89-95; Эрхард Л. Полвека размышлений. М., 1993; Василенко И. А. Административно-государственноеуправление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998. И. А. Василенко, Г. Ю. Семигин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме БЮРОКРАТИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме БЮРОКРАТИЯ — 0

Найдено книг по теме БЮРОКРАТИЯ — 0

Найдено презентаций по теме БЮРОКРАТИЯ — 0

Найдено рефератов по теме БЮРОКРАТИЯ — 0