БЫТИЕ К СМЕРТИ

Найдено 1 определение
БЫТИЕ К СМЕРТИ
Sein zum Tode)—один из основных зкзистенциалов М. Хайдеггера («Бытие и время», § 46—53, слл), обнаруживающий онтологическое измерение человека (Dasein) и показывающий его целостность и временной характер. Адекватное осознание феномена смерти—условие перехода к подлинному (а не безличному) модусу существования человека (Dasein). Смерть носит «личный» характер, она—всегда «моя», никем не может быть со мной «разделена», «никто не может отнять у другого его смерть». Смерть—это то, что не выбрано нами, мы брошены в наше «бытие к смерти». Брошенность открывается нам в настроении ужаса, который в отличие от страха не имеет «объекта» и ставит нас перед самими собою, а не перед чем-то другим. В повседневной жизни человек «забывает» про смерть, вытесняет ее из жизни, превращая в объект, которого следует бояться, окружая его обрядами и ритуалами, или стремится избегать ситуаций, которые могут к смерти привести. Смерть других «людей» является для нас опытом утраты, однако утраты в нашем Dasein, в пределах нашего бытия-в-мире, смерть недоступна для нас как потеря нашего собственного Dasein (человеку доступен только опыт смерти других людей). В повседневном существовании «очевидность» и несомненность смерти не ставится под сомнение, однако воспринимается как «эмпирическая». Человек релятивирует значение этого феномена с помощью временной неопределенности («я когда-нибудь умру»). Между тем формула аутентичного сознания смерти — «я умру»: смерть следует рассматривать не как реальное событие в будущем, но лишь как будущую возможность. Поскольку условия и обстоятельства смерти недоступны рефлексии (смерть принципиально непредставима), важно не то, что человек думает о самом событии смерти, но то, какое она может иметь значение для «полноты» жизни, понимания человеком своих бытийных возможностей.
Смерть, по Хайдеггеру, дает возможность целостного видения нашего бытия, которое, пока мы живем, никогда не является «целым» и «завершенным», в нем реализованы не все его возможности (в т. ч. и главная—смерть): в Dasein всегда присутствует его «еще-не», что-то, что еще не случилось. Нет необходимости достигать конца, чтобы осознать свое бытие-к-пределу, «бытие к смерти»: сознание того, что я умру, дает мне достаточную перспективу тотальности. Подлинное отношение к этому пределу возможно лишь в «забегании», «заступании вперед» (Vorlaufen) — не в приближении или ускорении этого предела, характерного для пассивного «ожидания» (Erwarten) того или иного события, но в признании смерти как предельной, наиболее всеохватывающей возможности Dasein. Думать о смерти как о реальном событии в будущем — значит ждать ее как «уже не бытие возможного» и, следовательно, отвлекаться от «возможности быть». Если же «предвосхищать» смерть как возможность «не быть», то это неминуемо обращает нас к «возможности быть»: знать, что я могу не быть, предполагает знание того, что я могу (и как я могу) быть. Человек не свободен от смерти как от актуального реального события, но свободен понимать свою возможность быть или не быть (подлинный модус существования), а также свободен не понимать ее как возможность (неподлинный модус).
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
392.91 кб

Экзистенциализм: бытие между жизнью и смертью

Силенин Иван Александрович
Статья посвящена изучению феномена человеческой жизни, которая представляет собой суть бытие между жизнью и смертью.
Читать PDF
1.27 мб

Бытие и смерть в религиозной и светской эсхатологии

Муравьев В.В.
Эсхатология учение о конечных целях существования индивида и человечества. В истории культуры сложилось несколько ее типов.
Читать PDF
1.36 мб

«Смерть и бытие» в философской лирике Н. Заболоцкого

Федоров Владимир Сергеевич
Рассматриваются ключевые образыпонятия художественной философии крупнейшего поэта XXвека.
Читать PDF
412.35 кб

«Бытие-к-смерти» как возможность и условие коэкзистенциального общения

Байбородов Алексей Юрьевич
Статья посвящена анализу проблемы коэкзистенциального общения в контексте возможности смерти. «Бытие-к-смерти» понятие-экзистенциал, первоначально введенное М. Хайдеггером. Смерть в онтологии М.
Читать PDF
1.28 мб

Бытие, одиночество и смерть как литературно-философские феномены в поэзии Д. Мережковского и А. Блок

Гречаник Наталья Владимировна
В данной статье понятия бытие, одиночество, смерть раскрываются как литературно-философские феномены. В начале XX века многие русские поэты, включая Д. Мережковского и А. Блока, трагически запечатлели названные концепты.

Похожие термины:

  • Экзистенциализм:Бытие между жизнью и смертью

    Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду - тема в философии человека XX в. еще более популярная, чем во времена Шекспира. А. К