БУТРУ Эмиль

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БУТРУ ЭМИЛЬ

французский философ (Монруж, 1845 — Париж, 1921). Автор книги «О случайности законов природы» (1874). Преподавал в Париже в Высшей нормальной школе (1877) и Сорбонне (1885) [Фр. акад., 1912]. Бугру считает, что различные порядки феноменов в природе (механические, психохимические, биологические и психологические) накладываются друг на друга случайным и несводимым образом. Он написал: «Об идее естественного закона в науке и философии» (1895), «Очерки по истории философии» (1897).

Источник: Философский словарь

БУТРУ ЭМИЛЬ

(28 июля 1845 – 22 нояб. 1921) – франц. бурж. философ, представитель спиритуалистич. позитивизма. Проф. Сорбонны; с 1912 – член Франц. академии. Защищая религию и мистику, Б. выступал с критикой науки и науч. методов ("О случайности законов природы" – "De la contingence des lois de la nature", 1874, рус. пер. 1900). Б. отрицал существование объективных закономерностей; "корень бытия" у него – свобода, источником к-рой является вечно творящий мировой разум. Религия, по Б., есть высшая ступень духовной свободы, выражение человеч. стремления выйти за пределы данного. Учение Б. оказало влияние на Бергсона, Блонделя, Брюнсвика. Соч.: De l´id?e de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines, P., 1895; Е?tudes d´histoire de la philosophie, 5 ?d., P., 1925; Pascal, 5 ?d., P., 1912; Science et religion dans la philosophie contemporaine, P., 1908 (рус. пер. СПБ, 1910). Л. Герман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БУТРУ Эмиль
28.7.1845, Монруж, близ Парижа - 22.11.1921, Париж), франц. философ-идеалист. В центре внимания Б.- проблемы детерминизма и свободы, творчества и необходимости. Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений жизни и психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия - материального, инстинктивного и мыслящего - и подчеркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах механистич. законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч. акт, постоянно производящий чтото новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, к-рые фиксируют постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу: от неодушевленной материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени способен к творчеству и свободе; наделен этой способностью и человек, хотя он может и утратить ее из-за привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены духовного начала - у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе Б. подменял идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.

Источник: Советский философский словарь

БУТРУ Эмиль
французский философ; p. 28.7.1845 (Париж) — ум. 22.11.1921 (там же), будучи профессором (с 1888). Согласно Бугру, законы природы лишь в какой-то мере являются строгими законами, они оставляют место случаю, случайности, индивидуальности действия, свободе и в конечном счете творческому принципу, необъяснимому божественному началу, т. е. творцу. Осн. соч.: De la contingence des lois de la nature, 1874, нем. изд. 1911 (рус. пер.: О случайности законов природы, 1900); De veritatibus aetemis apud Cartesium, 1874; De l’idee de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines, 1895, нем. изд. 1907; Science et religion dans la philosophie contemporaine, 1908, нем. изд. 1910 (рус. пер.: Наука и религия в современной философии, 1910); L’idéal scientifique des mathématiciens dans l’antiquité et dans les temps modernes, 1920, нем. изд. 1927. (На рус. яз.: Паскаль, 1901; Вильям Джемс и религиозный опыт, 1908.)
А.-Р. La Fontaine. La philos. d’E. B., Paris, 1920; L. S. Crawford. The Philosophy of E. B., New York, 1924; A. F. Baillot. E. B. et la pensée religieuse, Paris, 1957; M. Bruno. Autonomía e collaborazione tra scienza e filosofía nel pensiero di E. B., in: Incontri culturali 8 (1975).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БУТРУ Эмиль
(1845, Монруж-сюр-Сен – 1921, Париж) – философ-спиритуалист. Окончил лицей Генриха IV, Высшую нормальную школу, а затем продолжил свое образование в Гейдельберге. Преподавал в лицее в Кане. В 1874 защитил докторские диссертации «О контингентности законов природы» и «De veritatibus aeternis apud Cartesium» («О вечных истинах у Декарта»). Читал курс философии в университетах Монпелье и Нанси, преподавал в Высшей нормальной школе (1876–1887) и Сорбонне (1888–1907). Член Академии моральных и политических наук (1898), Французской академии (1912). По своим взглядам принадлежал к традиции спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану. Автор оригинальной концепции контингентности (случайности как противоположности необходимости), критик понятия естественного закона и сциентистских представлений о причинности. Жесткому детерминизму противопоставлял конкретный детерминизм, не отрицавший, а, наоборот, предполагавший наличие в мире контингентности. Универсум в понимании Б. есть иерархия многих миров, каждому из которых присущи свой собственный порядок и определенная независимость по отношению к низшим мирам. Соответственно, необходимость, наблюдаемая в природе, носит лишь внешний характер, а контингентные факты – признак существования рационального порядка, более совершенного, чем тот, который выражается научным понятием необходимости, но недоступного человеческому пониманию. Основание всякой контингентности, наблюдаемой в мире, по Б., составляет контингентность самого акта творения, свидетельствующая о свободе Бога как необходимого и совершенного существа. Задачей философии Б. считал познание бытия в его творческом источнике, что предполагает обновление контакта с реальностью, расширение сферы опыта, внимание к историческому аспекту вещей, к процессу развития, необъяснимому в рамках позитивистски ориентированной науки, изучающей лишь повторяющиеся и постоянные явления. Творческая деятельность духа выражается в религии, морали и искусстве, доказывающих реальность человеческой свободы. Философия Б. оказала большое влияние на французскую мысль, в частности на А. Пуанкаре, П.М. Дюэма, М. Блонделя, Л. Брюншвика, А. Бергсона.
Соч.: О случайности законов природы. М., 1900; Паскаль. СПб., 1901; Вильям Джемс и религиозный опыт. М., 1908; Наука и религия в современной философии. М., 1910; Наука и философия // Логос. 1910. № 1; Об отношении философии к науке // Новые идеи в философии. СПб., 1912. Сб. 1; De l’idée de la loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines. P., 1895; Etudes d’histoire de la philosophie. P., 1897; Psychologie du mysticisme. P., 1902; Leçons sur Socrate. P., 1989; Leçons sur Platon. P., 1990; Leçons sur Aristote. P., 1990. Лит.: Parodi, D. La philosophie contemporaine en France. P., 1919; Bourget, P. Nouvelles pages de critique et de doctrine. P., 1922; Gunn, J.A. The philosophy of Emil Boutroux // The Monist. 1922. V. 32. Baillot, A.-F. Boutroux et la pensée religieuse. P., 1957; Beaufret, J. Notes sur la philosophie en France au XIX siècle. De Maine de Biran à Bergson. P., 1984; Дроздова, Д.Н. Преломления a priori во французской мысли: Эмиль Бутру и Элен Мецжер // Мысль: Журн. Петербур. филос. о-ва. 2013. № 15.

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

БУТРУ Эмиль
28 июля 1845, Монруж, близ Парижа — 22 ноября 1921, Париж)—французский философ, представитель спиритуалистической традиции. С 1871—профессор философии университета в Нанси (1876). С 1888 по 1907 заведовал кафедрой современной философии в Сорбонне. Бугру—критик точного научного знания. Он сосредоточил внимание на анализе научного творчества с целью выяснения, действительно ли категория необходимой связи, внутренне присущая разуму, присуща и самим вещам. «Если бы в данном нам мире,— писал Бугру,—проявлялась подлинная, ни к чему не сводимая случайность, то следовало бы полагать, что законы мира не являются самодостаточными и имеют свое основание в превосходящих их причинах, таким образом, точка зрения разума не была бы окончательной точкой зрения познания вещей случайности законов природы» (Бутру Э. О случайности законов природы. М., 1900, с. 4-5).
В центре анализа Бугру—законы сохранения как основа детерминизма. Эти законы, считает Бугру, казалось бы, полностью исключают случайность, однако существует столько же законов, сколько уровней бытия, и на всех этих уровнях более высокий уровень выступает в качестве случайного по отношению к низшим уровням. Эта случайность или несводимость уровней бытия друг к другу есть позитивная данность; более того, законы сохранения ставят проблему постоянства количества (энергии, жизненной силы, теплоты и т. д.). В механике принцип сохранения силы проявляется лишь в системе данных в опыте механических элементов и не выводит на познание высшей по отношению к опыту метафизической сущности; кроме того, невозможно строго установить абсолютное равенство двух последовательных состояний системы, и единственное постоянство, о котором может идти речь, есть постоянство изменения, необъяснимое в рамках механики. На каждом из уровней бытия роль случайности усиливается. На уровне жизни проявляется и действие исторического фактора в форме совершенствования или деградации. Т. о., заключает Бугру, на высших уровнях бытия «сохранение целого не определяет действий индивидуального существа, напротив, оно от них зависит», индивид превращает закон в орудие своего действия. Дедуктивный характер современной науки не должен вводить ученого в заблуждение: необходимость сосредоточена не в самом принципе, но в его следствиях. Тем самым Бугру ставит под сомнение «ценность позитивных наук», способных познать лишь постоянные и неизменные стороны бытия, тогда как подлинная жизнь остается вне поля зрения науки. Однако это не означает отказа от познания нашего опыта, границы которого, напротив, должны быть раздвинуты. Опыт служит основанием для индукции и установления закона, он упускает из виду исторический аспект существования всех вещей, не объясняя случайности; подлинное же и окончательное объяснение случайности можно найти только в морали, в стремлении к Благу: «Бог есть то самое бытие, чье творящее воздействие мы ощущаем в глубинах нашего я, в наших стремлениях приблизиться к нему». И вся иерархия бытия предстает как средство и условие развития свободы, нарастающей на каждом уровне вопреки действию физической необходимости. Критикуя натурализм. Бугру видит в свободе исток бытия, которое имеет случайную форму.
Историко-философские исследования Бугру согласуются с основными положениями его доктрины. Так, его диссертация «De veritatibus aetemis apud Cartesium» (1874; франц. пер. 1927) посвящена анализу случайности, приписываемой Декартом действию Бога. Во Введении к переводу книги Э. Целлера «Философия греков» (1877) он доказывает случайный характер исторического прогресса разума. В поздних работах («Наука и религия в современной философии», 1908; «Уильям Джеймс», 1911; «Об отношении философии к наукам», 1911; статье «Психология мистицизма», 1907) Бугру доказывает, что научный разум порожден реакцией разума, восставшего против религиозного духа, что триумф науки и утрата позиций религиозным разумом—две стороны одной проблемы. При этом он выступает за то, чтобы религия, не чиня никаких препятствий развитию науки и демократии, оставалась бы самой собой, очистилась бы от политических форм, в которые ее пытаются замкнуть, и оставалась бы созерцанием Бога и истины.
Соч.: De la Contingence des lois de la Nature. P., 1874; De lidee de la loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaine. P., 1895; Etudes dhistoire de la Philosophie. P., 1897; W.James. P., 1911; Science et religion dans la philosophie contemporaine. P., 1908; Morale et religion. P., 1925; О случайности законов природы. M., 1900; Паскаль. СПб., 1901; Наука и религия в современной философии. СПб., 1910. Лит.: fontaine A. P. La Philosophie dE. Boutroux. P., 1920.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия