БУНТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Бунт
в философском экзистенциализме Альбера Камю – это состояние человека, признающего некоторые ценности, во имя которых он бунтует; это одновременно утверждение и «да», и «нет»; это выступление человека против условий своей абсурдной жизни, символом которой является труд Сизифа. Боги наказали Сизифа за недостаточное уважение к себе бесконечным и бессмысленным заданием катить камень в гору, на вершину. И только в мгновения осознания, когда Сизиф вновь приближается к вершине, чтобы поднять свой камень, который опять скатится вниз, он задумывается над своей судьбой: нет такой судьбы, которую не победит презрение. Судьба становится делом человеческим и определяется людьми. Поскольку абсурд не существует вне человека и вне мира, возникает определенная ценность, которую не может отрицать абсурд, чтобы самому не перестать существовать, и этой ценностью является жизнь. Фундаментальной основой отношения человека к абсурду должен стать его бунт против абсурда. А. Камю, исходя из мысли, что мир абсурден, что он не имеет смысла, подчеркивает необходимость и Бунтующий человек важность сопротивления обману, войнам, насилию, лишению свободы, т.е. бунта против несправедливости. А. Камю подчеркивает, что бунт – это всегда не только отрицание несправедливости, но и утверждение каких-то ценностей, во имя которых человек бунтует. Если только фиксировать абсурдность мира и не сопротивляться ему, то можно оправдать и массовые репрессии, и крематории. Если бы не было никаких ценностей, то это привело бы к состоянию, когда все возможно.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

БУНТ
результат обычно скрытого накопления дискомфортного состояния, возникающего в локальных традиционного типа субкультурах, возможно.
охватывающих один или множество локальных миро] Б. - одно из проявлений инверсии, вызванной модернизацией, развитием большого общества, нарушением уравнительности, действиями местных властей и т.д. Б. выступает как возмущение масс, перерастающее в беспорядки, неповиновение властям, погромы, направленные против тех, кто в данном случае рассматривается как носитель зла. Природа Б. коренится в стремлении традиционного сознания сохранить монолог" распространить его на окружающий вызывающий дискомфортное состояние мир. Это требование, заложенное в вечевом нравственном идеале, не признает права на существование мнений, которые противоречат принятым в данной субкультуре.
Б. - специфическая реакция на раскол, на разрыв коммуникаций народа с властью. Нравственные мотивы его носят древний догосударственный характер, и власть подчас не может понять требования бунтарей из-за их иррациональности, утопического характера, специфического языка. Б. носит характер резкого отпадения от внешней силы, например, от власти помещика, местной администрации, и в конечном итоге может стремиться к партиципации, например, к приобщению к другой внешней силе, к самозванцу, к замене первого лица-тотема и т.д. Бунт его участниками может рассматриваться как воплощение высшей Правды, тождественной Правде первого лица в обществе.
Инверсионная основа Б. приводит к тому, что он превращается в источник распада Б., к собственному банкротству, что порождает обратную инверсию, возможное раскаяние (например, признания декабристов после их ареста или крестьянское "прости, батюшка, бес попутал"). Б. может выступать как элемент революции, государственного переворота, как движущая сила совершенно чуждых ему сил, которые в случае победы первым делом уничтожают тех, кто принимает их победу за победу Б.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Бунт
Решительное силовое противостояние; отказ от повинове ния, подчинения; активное нежелание мириться с угнетением. В современном контексте словом «бунт» все чаще называют индивидуальное поведение (для обозначения коллективного бунта используют слова «беспорядки», «восстание», «революция» и др.). Немалую роль в этом сыграл Камю. «Кто такой бунтарь? – пишет он. – Это человек, который говорит: “нет”. Но в его отрицании содержится также и утверждение. Уже первым своим действием он говорит и “да”» («Бунтующий человек», I). Чему же он говорит «да»? Собственному бунту, готовности сражаться за имеющиеся или зарождающиеся ценности. «Бунтарь меняет порядок вещей. Только что он подставлял спину под удары плети хозяина, но вот он повернулся к нему лицом. Он ясно дает понять, что он ценит, а что ему не нравится. Не всякая ценность обязательно вызывает бунт, но за каждым бунтом стоит молчаливое признание какой‑либо ценности» (там же). Этим «страстным утверждением» бунт и отличается от злопамятства: «За внешней негативностью бунта, который ничего не создает, стоит глубокий позитивный смысл, указывающий на наличие в человеке чего‑то такого, что требует защиты» (там же). Бунтуя, человек порывает со своим одиночеством; бунт есть «то общее место, в которое уходит основой первостепенная общечеловеческая ценность. Я бунтую, следовательно, мы существуем» (там же). Но бунт означает также уход от нигилизма и даже… самого бунта, точнее говоря, не столько уход, сколько включение бунта в более широкий контекст, каким является сама жизнь, и его возвышение до такой ценности, какой является человечность. Бунт – это «самодвижение жизни», это «любовь и плодородие, или ничто» (там же, V). «Человек – единственное создание, которое отказывается быть тем, что оно есть» (там же, Введение). Но это подразумевает, что мы согласны принимать себя другими. Поэтому бунт – это не более чем переход от абсурда к любви, от «нет» к «да». Значит, надо двигаться по этому пути, ведь «абсурд – не более чем пункт отправления» (там же), хотя пройти этот путь до конца нельзя. Все это напоминает трехмерный ритм. Сначала мир говорит человеку «нет» (абсурд); потом человек говорит миру «нет» (бунт); наконец, слышится великое «да» мудрости или любви (Сизифово «все есть благо»). Но это «да» не отменяет ни первого, ни второго «нет», которые ему предшествуют и готовят его появление. «Да» служит им продолжением и принимает их в себя. Это справедливо в отношении абсурда, который является точкой отправления, но никуда не исчезает из мира (мудрость не может превратиться в оправдание или объяснение). Это еще более справедливо в отношении бунта. Сказать «да» всему на свете, что и есть единственно мудрое, это значит сказать «да» в том числе и всем «нет».

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
284.77 кб

«Сердечный бунт» в век разума (к 300-летию Жан-Жака Руссо)

Мирошников Юрий Иванович
В статье сделана попытка выявить взгляды Руссо на роль чувств в менталитете человека, в его духовной деятельности. Автор показывает, что Руссо исходит из качественного различия чувств-ощущений и чувств-эмоций.
Читать PDF
81.69 кб

2003. 02. 002. Ященко В. Г. Либертарный бунт в эпоху постмодерна. Волгоград: Волгогр. Гос. Ун-т, 200

Андреева И. С.
Читать PDF
167.20 кб

Господство бытия: бунт или покорность

Васильева Анна Сергеевна
Статья посвящена исследованию двух типов самоактуализации и поиска смысла в условиях тотальности бытия. Рассмотрены условия и формы проявления бунта и покорности
Читать PDF
286.20 кб

Концепт «Бунт»: герменевтическое путешествие

Скиперских Александр Владимирович
Аннотация В статье речь идёт о политическом контексте русскоязычного концепта «бунт», который рассматривается в соотношении с концептами “ressentiment” и “resistance”, употребляющимися в политическом дискурсе в соответствии с суще
Читать PDF
594.83 кб

Сослагательное наклонение — виртуальный бунт против судьбы

Малышев М. А.
Автор анализирует виртуальный дискурс в сослагательном наклонении. «Мы бы могли» это признание необратимости времени, и одновременно, попытка оценить неиспользованные возможности с позиции настоящего.
Читать PDF
249.77 кб

Проблема «Свободы» во взглядах Ф. М. Достоевского (предопределенность событий мира и бунт против нее

Павленко Андрей Николаевич
В работе рассмотрено понимание Ф.М. Достоевским свободы человека. Показано, что свободу человека Достоевский сводил к свободе воли и считал «предопределенность событий мира» основным препятствием в ее реализации.
Читать PDF
86.49 кб

Бунт по правилам: теория политического действия Альбера Камю между теодицеей и нигилизмом

Хохлов Антон Михайлович
В статье предпринимается попытка рассмотреть теорию политического действия французского литератора и философа Альбера Камю в контексте его взглядов на религию и мораль.

Похожие термины:

  • МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ БУНТ

    - у А. Камю: "восстание человека против своего удела и против всего мироздания", против абсурда бытия, а также "непрерывная конфронтация человека с таящимся в нем мраком". Бунтует, по Камю, человек, не