БУДДХИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БУДДХИ
Санскр.) Вселенская Душа или Разум. Махабуддхи есть
название Махата (см. "Алайа"); также духовная Душа в человеке
(шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически - седьмой.

Источник: Теософский словарь

БУДДХИ

        в общеязыковом значении — интеллект. Важный термин антропологии во всех даршанах, понимаемый по-разному согласно различиям онтологии. В вайшешике и ньяе Б. по роду бытия — кач-во духовной субстанции (атмана), по способу бытия — события; т. обр. — это события психич. и интеллектуальной жизни с их содержательной стороны, верные и превратные акты познания, сомнения, внутренний вопрос и пр. В санкхъе Б. — первый продукт эволюции пракрити, содержательность в отделенности от сознания, ибо Б. в этой системе есть несознающий материальный орган. В веданте Б. есть внутренний орган (антахкарана) в аспекте возможного достижения уверенности в знании, в принятии решения. В йоге вместо термина Б. употребляется обычно чйтта.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

БУДДХИ
сс. Дух. Душа. Ум. Интеллект. Разум. Мудрость. Размышление. Разумная воля. Термин широко применяется в различных учениях. В «Ригведе» буддхи означает первую мысль безличностного начала (Брахман) при его пробуждении. В йоге буддхи — синоним низшего ума (читта). В санкхье и веданте выступает как разумно-волевое начало в комплексе, ответственном за ментальные функции (антахкарана) в индивидуальном сознании. Согласно санкхье, буддхи возникает при контакте духа (Пуруша) с материальным началом (пракрита). Он не обладает самосознанием и постигается через самость (аханкара). Считают, что буддхи обусловливает познавательную способность (джняна) и принимает решения о том, как поступить с полученной информацией. Его рассматривают как вместилище следов (санскара) прежних впечатлений. В буддизме под термином буддхи подразумевают высшее сознание. Общий корень с ним имеют ключевые слова буддийской лексики: будх (пробуждать, воспринимать), будда, будха, буддха (пробужденный), баудха (буддист), буддха-вачана (слово Будды) и др.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

БУДДХИ
санскр., от будх - бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать, понимать, познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способностей; интеллект, ум, способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умств. процессов. В понятии Б. др.-инд. мысль попыталась связать духовный и материальный аспекты существования (Б.- ключевой момент при переходе от материи к сознанию). Теория Б. наиболее разработана в школе санкхъя, где Б. соединяет космология, и познаватольнопсихологич. планы Вселенной. После соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возникает махат - первый продукт эволюции, выступающий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити преобладает светлая гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешенностью, познанием. При преобладании гуны тамаса Б. характеризуется несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Б. доставляет нуруше результаты чувств, восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем самым Б. становится как бы формой пуруши и представляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий свои функции и не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может быть воспринят самим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может выступать как собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я».
В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханкарой - один из аспектов единого внутр. органа. Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее развитие в буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высшего знания, обладателем к-рого был Будда [букв.- пробужденный, просветленный (знанием), мудрый].

Источник: Советский философский словарь

БУДДХИ
санскр. buddhi — пробуждение) — в космологии санкхъи первый эманат Пракрити (он же Махат—«Великий») и высшее гуннос (см. Гуны) ментальное начало, соответствующее приблизительно способности суждения. В «Санкья-карике» и у ее комментаторов бупдхи определяется как «решение» (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение (типа: «Это — горшок», «Это—ткань»), и как практическое (типа: «Я предназначен для того», «Я должен сделать это»), а также как субстрат 8 диспозиций сознания: добродетель, знание, бесстрастие и сверхспособности с их противоположностями — недобродетелью, незнанием, пристрастием и бессилием (ст. 23). Буддхи возглавляет иерархию всех индрий и ментальных начал (ст. 36). По Вачаспати Митре, подобно тому как надзиратели деревни передают собранный налог далее по инстанциям, индрий передают свое отражение объектов манасу, тот—аханкаре, а тот—буддхи. Но функции буддхи этим не ограничиваются: как начало, наиболее приближенное к Пуруше (как министр—к царю), буддхи осуществляет реально все «вкушение» опыта Пурушей и одновременно различает «тонкую границу» между ним и Пракрити (ст. 37). Деятельность всесильного «министра» оставляет, т. о., самого царя в роли пассивной санкционирующей инстанции при решении всех его задач. Эти сложные взаимоотношения поставили перед санкхьяиками проблему определения «сотрудничества» Пуруши и буддхи, которая решается через модели их отражения друг в друге, при котором одно начало принимает видимость другого. Проблема различения Атмана и буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что предлагали санкхьяики. По «Упадешасахасри» Шанкары, сама идея «Я—созерцатель» не могла бы осуществиться без отражения Атмана в буддхи (II. 18.89), а в «Брахма-сугра-бхашье» качествами буддхи названы желание, ненависть, радость, страдание, которые образуют свойства души (джчва), когда Атман находится в сансарном состоянии; по ассоциации с буддхи Атману приписывается и непричастный ему атомарный размер (II.3.29 и т, д.).
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • БУДДХИ-ЙОГА

    форма йоги для достижения мудрости Брахмана, особо выделяемая в «Бхагавад-Гите». Составитель словаря предлагает желающим начать заниматься Даналык,(София)-йогой.
  • МАХА БУДДХИ

    Санскр.) Махат. Разумная Душа Мира. Семь Пракрити, или семь "природ", или планов перечисляются начиная с Махабуддхи и вниз.
  • БУДХИ, БУДДХА

    санкр.): мудрость, совершенное знание или понимание, которые могут быть переданы другим в процессе обучения. Один из высших аспектов человеческой природы, заключенный в Монадической троице (Атма, Б
  • БУДДХА-ЧАРИТА

    (санскр. buddha-carita, тиб. sangs rgyas kyi spyod pa shes bya baI snyan dngags ched po, Путь, деятельность или жизнь Будды) — одно из первых полных жизнеописаний Шакьямуни, созданного классиком санскритской поэзии Ашвагхошей (I–II
  • БУДДХА-КШЕТРА

    (санскр. buddha-ksetra, тиб. sangs rgyas kyi zhing, страна Будды) — понятие махаянской космологии и мифологии, согласно которой каждый из множества будд имеет собственный космический регион духовного влияния, стр
  • БУДДХАГХОСА, Будпхагхоша

    пали Buddhaghosa) (ок. 5 в.)—буддийский философ, главный систематизатор комментаторской литературы школы махавихара в традиции тхеравады. Выходец из брахманского рода Магадхи (Индия), Будхагхоса переше
  • БУДДХАГХОША

    (санскр. buddha-ghosa, тиб. sangs rgyas dbyangs, Глас Просветлённого) — индо-буддийский мыслитель V в., редактор и комментатор палийского канона Трипитаки, крупнейший философ тхеравады. Родился в брахманской семь
  • САПТА БУДДХАКА

    Санскр.) Описание в "Маханидана Сутре" Сапта Будд, семи Будд нашего Круга, из которых Готама Шакьямуни эзотерически пятый, а экзотерически, как маскировка, седьмой.
  • БУДДХАПАЛИТА

    (санскр. buddha-palita, тиб. sangs rgyas skyang, Седовласый Будда) — буддийский философ V–VI вв. из Южной Индии, мадхьямик, мастер логико-философской полемики, автор комментария к «Коренным строфам о Срединности» (