БРЯНЦЕВ Андрей Михайлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БРЯНЦЕВ Андрей Михайлович
1749, Одигитриевская пустынь Вологодской губ.—26 января (7 февраля) 1821, Москва]—русский философ. Род. в семье причетника, учился в Славяно-греко-латинской академии. Московском университете, где помимо философского курса изучал точные науки, юриспруденцию. В 1787 защитил диссертацию «О критерии истины». С 1795 и до конца жизни—ординарный профессор логики и метафизики Московского университета. В 1791—95 занимал пост университетского цензора, в 1804—06 являлся директором Педагогического института. Статский советник. Из собственно философских произведений Бряицева известность получили «Слово о связи вещей во Вселенной» (1790) и «Слово о всеобщих и главных законах природы» (1799). Перевел «Начальные основания нравственной философии» Г. А. Фергюссона (1804) и (совместно с С. Е. Десницким) «Истолкование английских законов» У. Блэкстона (1780—82). Брянцев не создал собственной оригинальной философской системы и находился под влиянием немецкой мысли: сначала он держался системы Хр. Вольфа, затем перешел на позиции кантианства. Здесь основным источником для него являлись труды кантианца Ф. В. Д. Снелля. В целом философию Брянцева можно охарактеризовать как деизм с оттенком механицизма. «Мироздание в самой вещи есть неизмеримое тело, механически устроенное, и составлено из неисчислимых частей различной величины и твердости, которые посредством всеобщего закона взаимно сопряжены». Философ придерживался теории множества миров и бесконечного многообразия форм органической жизни, т. е. взглядов для церковного сознания того времени неприемлемых. Вольнодумство Брянцева ограничивалось рамками академических построений и на его университетской карьере не сказалось.

Источник: Новая философская энциклопедия

БРЯНЦЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

(1749 – 26 янв. 1821) – рус. философ, объективный идеалист. Учился в Вологодской духовной семинарии, Славяно-греко-лат. академии и Моск. ун-те. Проф. кафедры логики и метафизики Моск. ун-та (с 1795). Магистерская диссертация Б. "О критерии истины" ("De criterio veritatis", 1787) не сохранилась. В "Слове о связи вещей во вселенной..." (1790) Б. трактовал законы природы в плане каузально-телеологич. параллелизма. Согласно Б., в основе мироздания лежит некая "непостижимая деятельность", одушевляющая все его части. Природа, с одной стороны, – физич. целое, механически устроенное тело, подчиненное закону причинности. С другой, она – "нравственное целое", в трех царствах к-рого господствует установленная богом целесообразность. Все вещи не только "сопряжены" во времени и пространстве "физической связью", где настоящее определяется прошедшим и содержит в себе причину будущего, но связаны и посредством целей ("конечных причин"), предписанных творцом. В "Слове о всеобщих и главных законах природы..." (1799) Б. относил к всеобщим законам природы закон непрерывности Лейбница, закон "бережливости", а также закон сохранения количества вещества и сил в природе, к-рый он формулировал, опираясь на Декарта, Бильфингера, Мендельсона. Б. одним из первых знакомил русских с философией Канта. В оценке мировоззрения Б. имеются расхождения. Профессор И. Я. Щипанов (вступ. ст. к "Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. XVIII века", т. 1, 1952, с. 48–50) считает Б. "метафизическим материалистом". Соч. Б. см. вкн.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века, т. 1, М., 1952, с. 363–83. Лит.: Рус. биографич. словарь, т. 3, СПБ, 1908 (статья Брянцов ?. ?.). ?. Плимак. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БРЯНЦЕВ Андрей Михайлович
1749, Одигитриевская пустынь Вологодской губ. - 26.01 (7.02). 1821, Москва) - философ. Род. в семье церковного служителя. Образование получил сначала в Вологодской семинарии, затем в московской Славяно-греко-латинской академии, где в 1770 г. окончил курс богословских и философских наук. Отказавшись от духовной карьеры, Б. переходит в Московский ун-т, где изучает юриспруденцию, точные науки и иностранные языки. С 1779 г. преподавал различные дисциплины в Университетской гимназии. В 1787 г. защитил диссертацию на соискание степени магистра философии "О критерии истины". В ун-те Б. был ближайшим учеником и помощником проф. Аничкова и Деснщкого. Дальнейшая карьера Б. также связана с Московским ун-том, где он работал ординарным проф. логики и метафизики (с 1795 и до конца жизни). В 1817-1821 гг. адъюнктом при Б. был Давыдов, занимавшийся по преимуществу преподаванием философских дисциплин. Б. не создал собственной оригинальной системы. В начале своей карьеры придерживался в основном системы X. Вольфа, к-рую затем дополнил нек-рыми элементами кантианства, причем опирался он не на работы И. Канта, а на труды одного из его последователей - Ф. В. Д. Снелля. Из напечатанных работ заслуживают упоминания речи Б. "Слово о связи вещей во вселенной..." (1790), а также "Слово о всеобщих и главных законах природы..." (1799). Первое соч. носит ярко выраженный деистический характер с оттенком механицизма. Вот как, в частности, определяет Б. Вселенную: "...мироздание в самой вещи есть неизмеримое тело, механически устроенное, и составлено из неисчислимых частей различной величины и твердости, к-рые посредством всеобщего закона взаимно сопряжены". Здесь же Б. отстаивает теорию множества миров и бесконечного многообразия форм органической жизни. Во втором из названных соч. Б., опираясь на вольфианскую традицию, рассуждает об осн. законах, к числу к-рых он относит закон непрерывности, закон бережливости, кратчайшего пути, или самомалейших средств, и закон всеобщего сохранения. Б. является также автором и нескольких переводных произв. Так, в соавторстве с Десницким он перевел с англ. языка "Истолкование английских законов" У. Блэкстона (1780-1782), в 1798 г. во Владимире вышло в свет соч. Б. на лат. языке, к-рое содержит краткое описание классического периода истории Древней Греции. Наконец, в 1804 г. Б. перевел и издал "Начальные основания нравственной философии" Г. А. Фергюссона.

Источник: Русская философия: словарь