БРАХМАЧАРЬЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

БРАХМАЧАРЬЯ
принцип целомудрия. Означает чистоту помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах. Этимологически «брахмачарья» – это стремление к Брахме (Богу и Ведам) и путь воздержания. В обычной жизни это пугь безбрачия, который обязателен для тех, кто изучает Веды и посвятил себя исключительно познанию Бога. Кроме того, с безбрачием связаны все иные виды самоограничения. Строгий половой самоконтроль, предписываемый брахмачарьей, не может держаться на простом подавлении естественных склонностей, поэтому ищущий проходит сложный путь обуздания всех своих чувств и помыслов, в результат чего плотская любовь заменяется более высокой любовью к Богу.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БРАХМАЧАРЪЯ
(санскр. brahmacarya )—многозначное понятие инд. религиозных и философских текстов, имеющее три основных значения: а) аскетизм в целом, б) стадии жизни ученика, изучающего Веды под руководством и в доме учителя (за к-рой следуют три другие — домохозяина, лесного отшельника и странствующего аскета), в) воздержание от незаконных связей. О Б. как ученичестве обильно свидетельствуют уже ранние упанишады (Брихадараньяка-упанишада, V2.1, VI.2.4; Каушитаки-упанишада 1.1, IV. 19; Тайттирия-упанишада 1.3.3, 4.2 и т.д.), а также тексты, специально рассматривающие обязанности различных стадий жизни-ашрам — дхармасутры и дхармашастры.
С т.з. этики, интерес представляет, однако, преимущественно последнее значение рассматриваемого понятия. Б. в третьем значении входит составной частью в класс самоограничений, образующих нравственный обет (см. Врата) в джайнизме, буддизме и индуизме. У комментатора Палийского канона Буддхагхосы Б. соответствует «воздержанию от совокупления» (methunavirati), к-рая включается в класс десяти основных добродетелей.
В «Вайшешика-сутрах» (VI.2.2) Б. относится к одиннадцати факторам, способствующим достижению состояния «возвышения» (абхъюдая).
В «Падартхадхармасанграхе» вайшешика Прашастапады Б., наряду с верой, невреждением, человеколюбием, правдивостью, честностью, чистотой намерений, безгневием, омовениями, очищениями, богопочитанием, постом и вниманием, относится к способам достижения «заслуги» (дхарма).
В «Йога-сутрах» (11.30) Б. включается в число пяти воздержаний, составляющих яму (ср. Врата) и истолковывается у Вьясы как «контроль над сокрытым половым органом», в к-рый, по дальнейшему толкованию Вачаспати Мишры, включается также стремление смотреть на женщину, слушать ее голос и касаться ее. Особенностью трактовки Б. у джайнов является интерпретация совокупления как нарушения ахимсы: половой акт предполагает убийство множества микроорганизмов и. кроме того, будучи сопровождаем страстью, наносит ущерб душе. Однако, не желая лишиться своих мирян, джайны идут на компромисс, утверждая, что Б. предписывает избегать чужих жен и довольствоваться своей (Ратнакарандашравана-чарья, III. 13). См. Шила. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Похожие термины:

  • БРАХМАЧАРИН

            ученик; первая возрастная ступень в 4 стадиях жизни (ашрама). Юноши трех высших варн вступали в нее после совершения обряда инициации (упанаяна). На 7-м году жизни или, как сказано в текстах, "