БОРОДАЙ Юрий Мефодьевич

Найдено 1 определение
БОРОДАЙ Юрий Мефодьевич
(22.2.1934-28.8.2006) - философ и публицист, д. филос. н. Р. в Ташкенте. В 1952 поступил на философский ф-т, позже перешел на ф-т журналистики, к-рый окончил в 1958. С 1958 работал лит. сотрудником ряда моек. газ. и ж., а с 1961 по 1966 — в изд-ве «Высшая школа» на должности редактора филос. литературы. В значительной мере благодаря его усилиям в «подцензурные» 1960-е впервые увидели свет такие выдающиеся филос. труды, как «История античной эстетики» А. Ф. Лосева, к которой Б. написал введение «Древнеазиатская классика и судьбы буржуазной культуры (о методе историко-эстетического исследования), «История античной эстетики» В. Ф. Асмуса, работы В. А. Лекторского, Ю. Н. Давыдова, Н. И. Лапина, Э. Ю. Соловьева и др. В этот же период была опубликована его первая (собственная) монография «Воображение и теория познания (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения)» (М., 1966). Эта книга внесла заметный вклад в дело возрождения отечеств, кантоведения. С 1967 и до конца жизни Б. работал в ИФ РАН, последние годы — гл. н. с. В начале 1970-х вышли колл. монографии Б., В. Ж. Келле и Е. Г. Плимака «Историзм как принцип познания социальных явлений» и «Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации», вызвавшие дискуссии внутри страны и за рубежом. В 1970е Б. продолжал работать в русле социальнофилос. тематики, а также опубликовал ряд работ по проблемам этики, психоанализа, культурологии, этногенеза. Ряд статей написан им в соавт. с А. Ф. Лосевым и Л. Н. Гумилевым. В 1996 Б. защитил докт. дисс. на тему «Ценность и знание. Природа нравственно-культовых представлений (многовариантность путей культурного и социально-экономического развития)». Последний творческий этап Б. связан с обобщением и дальнейшей разработкой исследований по антропогенезу. В 1996 вышла его монография «Эротика, смерть, табу: трагедия человеческого сознания», где изложена оригинальная концепция антропогенеза: происхождения первичных религиозно-культовых форм сознания, целесообразной деят-ти и архаичных чел. общностей. Акт превращения зверя в человека, по мнению автора, мог быть осуществлен лишь посредством бунта против реальности, против собственного естества, пружиной к-рого и стало гештальт-представление: эротика — смерть — табу. Предметами бунта становятся первичные формы нравственнорелигиозной аскезы, навыки самоограничения вплоть до самоотречения и пралогическое «аутистическое мышление», обеспечивающее возможность оценки собственных побуждений, и их коррекция — совесть.
Соч.: Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. М., 1966; Пути аграрного возрождения. (В соавт.). М., 1991; Эротика, смерть, табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009