взаимное отрицание различных сторон вещи, явления, активное противодействие друг другу членов оппозиции.
БОРЬБА
Борьба
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Борьба
социал-демократическая газета, издававшаяся в Москве в 1905 г. Закрыта за напечатанный "Манифест Совета Рабочих Депутатов". /Т. 20/
Борьба
внефракционный с.-д. журнал, издававшийся незадолго до войны в Питере. Главным сотрудником этого журнала был Троцкий. Основные кадры сотрудников журнала работали в годы войны в интернационалистской газете "Наше Слово". /Т. 3/
БОРЬБА
сражение или состязание; преодоление сопротивления. В философии основное понятие динамического мировоззрения. Созидательная функция борьбы была впервые подчеркнута Гераклитом («Борьба — отец всех вещей»). В метафизике — борьба, принцип становления, У Гегеля борьба является сущностью диалектического движения: синтез может быть достигнут только через внутреннюю борьбу.
Борьба
1. В социальной философии и философской антропологии - вид субъектно-объектных и субъектно–субъектных отношений. Как субъектно-объектное отношение Б., в отличие от труда, как преодоления любых препятствий в достижении цели, суть преодоление препятствий, оказывающих активное, «агрессивное» воздействие и противодействие (Б. со стихией). Б. как субъектно-субъектное отношение есть взаимное преодоление направленного сопротивления или воздействия субъектов, стремящихся в пределе превратить друг друга в объекты (добиться победы, «поставить мат»). 2. В аксиологии Б.- это такое сочетание базовых ценностей целесообразности или игры, когда признание достигается посредством преодоления сопротивления со стороны объектов или субъектов: «Счастье в борьбе» (К.Маркс). Доминирование такой ценности стимулирует конкуренцию и чревато насилием, хотя её полное устранение снизило бы уровень человеческой активности. Здесь особенно актуально присутствие чувства меры.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 239-240.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 239-240.
БОРЬБА
(Kampf) — в философии основное понятие динамического мировоззрения. Созидательная функция борьбы была впервые подчеркнута Гераклитом («Борьба — отец всех вещей»); борьба — метафизический принцип становления. У Гегеля борьба является сущностью диалектического движения: синтез может быть достигнут только через внутреннюю борьбу. Для Ницше борьба неотделима от дионисического начала в человеческом бытии. У социологов это борьба Я за свое самоутверждение, борьба против мира, в котором властвует коллектив (см. Чувство неполноценности). «Благодаря борьбе жизнь получает большое содержание: вместо чистого существования жизнь переходит к полемике с миром, к состоянию труда и созидания» (Фиркандт). Со времени Дарвина говорят о «борьбе за существование». В этическом смысле борьба возможна лишь между принципиально равными (Ясперс говорит о «борьбе, проникнутой духом любви», в пределах коммуникации). В современном обществе социальная борьба основывается на различиях идеологий и поэтому отмечена фанатизмом веры.
Е. Jünger. Der Kampf als inneres Erlebnis, 1922; A. Vierkandt. Gesellschaftslehre, 1923.
Е. Jünger. Der Kampf als inneres Erlebnis, 1922; A. Vierkandt. Gesellschaftslehre, 1923.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
БОРЬБА
в истории философии одно из основных понятий философских школ диалектического и волюнтаристского толка. Созидательная функция Б. подчеркивалась Гераклитом, полагавшим ее "отцом всех вещей, отцом всего". У Гераклита Б. полярных сил не результируется попеременным их преобладанием, обе борющиеся силы всегда сосуществуют, всегда налицо, обусловливая целостность процесса. (По-видимому, достаточно точную цитату Гераклита воспроизвел Платон: "расходящееся всегда сходится"). У Гегеля Б. выступала сущностью и основой процесса диалектического движения: синтез может быть достигнут только через внутреннюю Б. противоположностей и их снятие. Для Ницше Б. была атрибутивна дионисическому началу бытия человека. Дарвин сделал популярным понятие "В. за существование". В революционистской и эсхатологической ипостасях исторического материализма Б. реально представала в качестве центральной категории и основной теоретической несущей конструкции: Б. классов за политическую власть, а в идеале - перманентное состояние гражданской войны в обществе трактовались как основной двигатель позитивных социальных изменений.
А.А. Грицанов
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь