БОРЬБА ЗА НЕВОЗМОЖНОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БОРЬБА ЗА НЕВОЗМОЖНОЕ
(в философии Л. И. Шестова) – содержание истинной («библейской» или «экзистенциальной») философии.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

БОРЬБА ЗА НЕВОЗМОЖНОЕ
термин Шестова, к-рым он характеризует содержание истинной (в его понимании "библейской" или "экзистенциальной") философии. В ранних произв. философа ("Шекспир и его критик Брандес", "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше") еще нет обоснования идеи Б. за н., но выражается надежда на нечто высшее, что только и может помочь живому человеку перед лицом нелепого и равнодушного трагизма жизни, природы, об-ва. В кн. "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905) высказывается предположение о том, что в будущем невозможные чудеса станут естественными, а естественные явления - невозможными или необязательными. В произв. 1908-1910 гг. Шестов заявляет о чудесности как о признаке невозможного в природе и в жизни человека. Он верит в то, что сущность человека вследствие "великих лишений и великих иллюзий", ужаса смерти так заметно перестраивается, что невозможное вдруг оказывается возможным. На повороте от антирационализма и "философии жизни" к религиозному экзистенциализму (кн. "Sola fide - Только верою", написанная в 1911-1914 (1916?) Б. за н., получившая откровенно религиозный смысл, становится основой его философствования. Он жаждет не понимать, а верить, броситься вниз головой в бездонную, фантастическую пропасть веры, советует довериться своему "демону", центробежной силе, влекущей к окраинам жизни и смерти. Вера для него - это реальность невозможного, величайшее чудо и дар Бога. Б. за н., по Шестову, немыслима без отказа от эллинских понятий истины и добра, разума и науки ради живого Бога Библии, ради вечно скрытого, но "самого важного". Шестов полагал, что в глубинах бытия скрывается "иной мир" с необязательными законами, а за ужасами смерти "кроется что-либо, что нам нужнее". В этом мире, где существует Бог как "воплощенный каприз", человек должен быть тоже "капризным" и дерзновенным, каковыми являются подпольный человек Достоевского или библейский Иов. Ибо человек, в понимании Шестова, соразмерен Богу по духу и творчеству, в его жилах - "королевская кровь", и он "призван законодательствовать". Сам Бог требует от человека только невозможного. А невозможное - это разнообразное и радикальное отрицание, "тяжелая... борьба на жизнь и на смерть" за выход из небытия к бытию. Б. за н. сродни откровению и "соприкасанию мирам иным", она может привести к преступлению, к смерти и безумию и даже к отрицанию существования Бога. В результате к человеку приходит "непостижимая творческая сила", к-рая "определяет и формирует бытие". Конечная цель Б. за н. - радикальное изменение природы человека, полное истребление зла в мире, восстановление мира и человека в их первозданной свободе, добре, мудрости и творчестве. И это, по мнению Шестова, реально и достижимо. "Судьбы человеческие решаются на весах Иова...", т. е. на весах безумия и бунта против всего мира, всех законов, даже против несправедливости Бога. И победа Иова, возвратившего себе богатство, здоровье, загубленных детей, не случайна, ибо абсурд яростного взывания и дерзновения человека, согласно Шестову, и есть мудрость человеческая перед Богом.

Источник: Русская философия: словарь