БОННЕ Шарль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БОННЕ Шарль
13 марта 1720, Женева—20 мая 1793, там же) — швейцарский естествоиспытатель и философ. Член Парижской АН, почетный член Петербургской АН. Доктор права, от занятий юриспруденцией перешел к зоологии. Сторонник преформизма: согласно созданному им на основе представлений Лейбница об иерархии монад учению о «лестнице существ», развитие мира идет непрерывно; в нем не возникает ничего нового, ибо все, что происходит, уже содержалось в зародышах (реально, а не потенциально). В мире существует определенная градация сложности и «совершенства»: неорганические тела, живые организмы, «сверхъестественные» существа (ангелы, серафимы). В теории познания примыкал к сенсуализму Дакка и Кондильяка. Утверждал, что все психические движения человека ведут начало из чувственных ощущений, а память и представления зависят от движений мозга. Душа и тело относятся друг к другу не как causae efficientes (действующие причины), но как causae occasionalis (побудительные причины) (см. Окказионализм): душа не может стать деятельной без содействия тела. Естественно-научные взгляды Бонне оказали большое влияние на французских материалистов.

Источник: Новая философская энциклопедия

БОННЕ ШАРЛЬ

Bonnet), Шарль (13 марта 1720 – 20 мая 1793) – швейц. естествоиспытатель и философ. Француз по происхождению. Исследования Б. по биологии, физиологии и психологии оказали большое влияние на формирование естеств.-науч. представлений франц. материалистов. Сам Б. в решении общих вопросов мировоззрения оставался идеалистом. В теории происхождения знаний примыкал к сенсуализму Локка и Кондильяка. На основе учения Лейбница о градациях Б. построил "лестницу существ", расположив все живые существа и неорганич. тела в ряд, от простейших до самых сложных. Эти построения Б. оказали глубокое влияние на формирование идеи эволюции в биологии и предвосхищали идеи Ламарка. Однако сам Б. не понимал подлинного значения идеи развития, стоял на позициях преформизма, за что был подвергнут критике Радищевым (см. Полное собр. соч., т. 2, 1941, с. 139). Б. полагал, что в природе ничего вновь не возникает, что она не делает скачков, и рассматривал "лестницу существ", в к-рую включал и ангелов, лишь как воплощение принципа "градации" тел в природе. В работах, направленных против Беркли и Мальбранша, – "Опыте психологии..."("Essai de psychologie ...", 1755) и "Аналитическом опыте о способности души" ("Essai analytiquesur les facult?s de l´?me", 1760), Б. утверждал, что в человеке соединены тело и нематериальная душа. Принцип их связи науке недоступен, хотя она и познает действия души. Ощущения зависят от тела, обладающего нервами ("фибрами") – органами ощущений. Воздействия на "фибры" порождают ощущения. Память, внимание и др. действия души также зависят от тела; идеи суть видоизменения ощущений, а потому врожденных идей не существует; душа, как субстанция, есть только способность мышления. По Б., животное, как и человек, имеет бессмертную душу. Соч.: Oeuvres dhistoire naturelle et de philosophie, t. 1–8. Neuchatel, 1779–83. Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 2, М., 1940, с. 313–28; История философии, т. 2, М., 1941, с. 438–39; Lemoine J. A. F., Charles Bonnet de Gen?ve philosophe et naturaliste, P., 1850; Bonnet G., Charles Bonnet, 1720–1793, P., 1930; Savioz R., La philosophie de Charles Bonnet de Gen?ve, P., 1948 (имеется библиогр. работ Б.). Г. Зельманова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.