БОНАЛЬД ЛУИ ДЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БОНАЛЬД ЛУИ ДЕ

род. 2 окт. 1754, Мана, Гвиана - ум. 23 нояб. 1840, там же) - франц. философ. Выступал против враждебного отношения к религии, которое сильно чувствовалось после революции 1789. Человеческое мышление в целом, язык, общество и государство рассматривал как творение божие, посредниками которого являются Христос и церковь. В учении о государстве Бональд ратовал за монархию на теократической основе ("Theorie du pouvoir politique et religieux dans la societe civilisee", 3 vol., 1796 - "Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе").

Источник: Философский энциклопедический словарь

БОНАЛЬД ЛУИ ДЕ

Луи, виконт де): французский философ (Шато де Монна, близ Мийо, 1754-1840). Мэр Мийо с 1785 по 1789 г., президент Государственной ассамблеи Аверона в 1790 г., сторонник монархии и религии, с 1816 г. член Французской академии. Опубликовал: «Теорию политической и религиозной власти» (1796), «Аналитическое эссе о естественных законах социального порядка» (1800), «Философские исследования» (1818). Бональд считает, что социальная природа человека исходит не из договора, как у Руссо, но от Бога, который сотворил человека социальным существом, дав ему язык. Религиозное общество, таким образом, неотделимо от общества гражданского. Эти философские идеи оказали глубокое влияние на монархистскую мысль XIX в.

Источник: Философский словарь

БОНАЛЬД ЛУИ ДЕ

Bonald), Луи Габриель Амбруаз (2 окт. 1754 – 23 нояб. 1840) – реакц. франц. философ-идеалист и публицист. Состоял в войсках принца Конде, боровшихся против революц. Франции. Выступая в защиту католич. религии и ведя ожесточенную борьбу с философией франц. Просвещения, Б. утверждал, что человек неспособен открывать новые истины и что вся духовная жизнь, как и социальные порядки, имеют своим источником незыблемые традиции, выражающие божеств. волю. Б. обвинял Вольтера, Руссо и др. просветителей в том, что они своими сочинениями подорвали устои французского абсолютизма и вызвали революцию конца 18 в., к-рую считал "бунтом против бога". Полемизируя с теорией общественного договора, Б. в сочинении "Философские изыскания по поводу первых объектов морального знания" ("Recherches philosophiques sur les premiers objects des connaissances morales", 1818) и др. утверждал, что абс. монархия имеет божеств. происхождение и является наилучшей формой гос-ва, необходимой всем народам и вытекающей из самой природы человека; руководящая роль в обществе должна, по Б., принадлежать католич. церкви; демократия – это "худшее состояние общества", ибо она противоречит божеств. порядку. Аргументация Б. откровенно идеалистична; он полагал, что гл. признак общества – язык, а последний, как и письменность, не мог, по Б., возникнуть иначе как через божеств. откровение. Соч.: Oeuvres compl?tes..., v. 1–3, P., 1859; Th?orie du pouvoir politique et religieux dans la soci?t? civile, d?montr?e par le raisonnement et par l´histoire, v. 1–3, Constance, 1796; L?gislation primitive consider?e dans les derniers temps par les seules lumi?res de la raison..., t. 1–3, P., 1817. Лит.: История философии, т. 3, [M.], 1943, с. 383–88; Воnаld V. M. E. de, De la vie et des ?crits de M. le vicomte de Bonald, Avignon, 1853; Moulini? H., De Bonald, La vie, la carri?re politique, la doctrine, P., 1916. Л. Герман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОНАЛЬД ЛУИ ДЕ

2 октября 1754, Муна—23 ноября 1840, там же)—-французский философ и публицист. Выходец из дворянской семьи. В 1791 эмигрировал из Франции в Гейдельберг и затем в Констанц, где в 1796 опубликовал 3-томную «Теорию политической и религиозной власти в гражданском обществе» (Theorie du pouvoir politique et religieux dans la societe civile, v. 1—3). Возвратившись во Францию, был избран депутатом в период Реставрации, членом Французской академии (1816), а в 1823 назначен пэром Франции.
Бональд придал консервативному традиционализму схоластическую форму. В отличие от Ж. де Местра с его теорией «экспериментальной политики», основанной на наблюдении и исторических фактах, Бональд считал возможным рационалистическое построение политической философии, отвергая теории договора общественного и руссоистскую гипотезу о естественном состоянии общества, в котором человек якобы был счастлив и добр. Общество имеет божественное происхождение, оно сотворено Богом, человек создан для общества и полностью реализуется только в нем. Индивидуализм—смертельная опасность для общества, которое является реальностью трансцендентной по отношению к индивиду. Человек должен укореняться в традиции, передаваемой из поколения в поколение, такой традицией для Боналада является социальное христианство—религия общества, а не индивида. В противоположность многочисленным проектам и претензиям человеческой воли на создание лучшего социального и государственного устройства Бональд утверждает существование одной-единственной организации общества, которая выражает собой божественную волю и не может быть кодифицирована в писанных людьми законах и конституциях. .
Исходя из этих принципов, Бональд отрицает идею прав человека, провозглашенную Французской революцией. По его мнению, единственным правом человека является пра во быть управляемым, а король имеет только одно право — право управлять. Философия индивидуализма, характерная для просвещения, приводит, по его мнению, лишь к атомизации общества и разрушению его естественных оснований. Именно такое общество породила Французская революция. Первоочередной задачей для послереволюционной Франции является, по Бональду, воссоздание органической общности «мы», что было унаследовано «старым порядком» из средневековья. «Мы» — это прежде всего семья, затем производительные (ремесленные) корпорации и, наконец, государство.
Власть целиком исходит от Бога и только делегируется государю, она абсолютна по своему характеру, но в то же время подчиняется законам. В отличие от де Местра Бональд не признает власти Церкви над государством, хотя и допускает привилегированное положение духовенства. Бональд заложил основы органицистской и традиционалистской теории общества, отголоски которой можно найти в творчестве Э. Ренана, И. Тэна, И. Мораса и др.

Источник: Новая философская энциклопедия