БОЛЬШАЯ ЭТИКА

Найдено 1 определение
БОЛЬШАЯ ЭТИКА
(букв. — «Большие этические исследования») - один из трех трактатов о нравственности, носящих имя Аристотеля. Титул «Большая» не поддается объяснению, поскольку по объему (2 кн.) «Б.э.» уступает «Никомаховой этике» и «Эвдемовой этике». «Б.э.» как сочинение Аристотеля впервые упомянуто в источниках 1 в. до н.э. (каталог Птолемея, фрагмент стоика Ария Дидима).
В Комментарии неоплатоника Элия названы две Никомаховы этики: «Большая Никомахова», обращенная к отцу Аристотеля, и «Малая», обращенная к сыну. Древнейший список «Б.э.» восходит к 10 в. Критика Нового времени подвергла сомнению подлинность трактата, и большинство ученых стали оценивать «Б.э.» как компиляцию из текстов «Никомаховой этики» и «Эвдемовой этики», в то же время авторство Аристотеля нашло своего горячего защитника в лице Ф.Шлейермахера. Доверие к «Б.э.» возросло в 20 в., когда Г.Арним вопреки мнению В.Йегера и его последователей признал «Б.э.» первым опытом-лекцией самого Аристотеля. Наиболее полно принадлежность «Б.э.» Аристотелю обоснована в фундаментальном труде Ф.Дирльмайера, в к-ром выявлена специфическая особенность «Б.э.» — отработанная четкость логического анализа и доказательств, что позволяет отнести «Б.э.» к отличному от «Никомаховой этики» и «Эвдемовой этики» жанру перипатетических сочинений. «Б.э.», по Дирльмайеру, принадлежит, несомненно, самому Аристотелю и, возможно, это единственный сохранившийся текст его доклада-лекции.
В «Б.э.» рассмотрены те же темы добродетели, блага, счастья, что и в «Никомаховой» и «Эвдемовой» этиках, но в ином порядке и с иными акцентами. Учение о нравах для Аристотеля — это всегда учение о формировании государственного деятеля, а тем самым - о наилучшем устройстве государства.
В начале «Б.э.» поставлен вопрос о двух движущих силах политики - ее производящем факторе (добродетели) и ее конечной цели (благе), к-рые интересуют Аристотеля в их истоках, сущности и цели. Отвергая известные ему трактовки добродетели (у Пифагора, Сократа, Платона) и блага (у Платона), Аристотель разрабатывал собственное понимание предмета исходя из того, что душа — общий источник добродетели и блага, цель добродетели — деятельность, а цель блага — счастье, так что «живя добродетельно, мы можем быть счастливы и обладать высшим благом» (1184в38— 1185а 1). Расчленяя понятие «души», классифицируя ее разумную и внеразумную части, Аристотель определял сущность этической добродетели как срединное состояние между крайностями противоположных аффектов, давал описание главных добродетелей той и другой части души, после чего переносил свое внимание на соотношение разума и эмоций внутри человека. Вопреки Сократу Аристотель возводил начало добродетели не к разуму, а к движению чувств (1206в28, 29), однако именно мыслительная деятельность, контролирующая порывистые стремления души, делает, по мнению Аристотеля, поведение человека добровольным. Из своего понимания души Аристотель выводил концепцию блага и счастья, но в «Б.э.» эта тема не изучена до конца. «Б.э.» завершается анализом отдельных факторов, с к-рыми соединено счастье (удовольствие, счастливая удача, дружба). Несмотря на большую близость к «Никомаховой» и «Эвдемовой» этикам, «Б.э.» содержит немало существенных расхождений с обоими сочинениями.
В отличие от них в центре внимания «Б.э.» стоит не счастье, а добродетель и учение о благе на службе счастья как цели человеческой жизни. Перечень добродетелей одинаков во всех трех трактатах, но только в «Б.э.» дано определение добродетели как «середины движения чувств» (1186аЗЗ), только в «Б.э.» указано общее условие для пяти видов «ложного мужества» (1191а11, 12).
В «Б.э.» отсутствует определение общего блага как «неосуществимого в поступках», к-рое встречается в «Никомаховой» (1096в32-34) и «Эвдемовой» (1218а38-1218в 1) этиках. Только в «Б.э.» говорится о том, что дружелюбие проявляется в поступках и словах (1193а20, 21). При анализе справедливости внимание философа в «Б.э.» и «Никомаховой», как и в «Эвдемовой этике», направлено на разные аспекты предмета (ср. «Б.э.» 1,34 и «Никомахова этика» кн. V). Лит.: Аристотель. Большая Этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 296—374; Aristoteles. Magna Moralia. Obers. und Komment. von Fr.Dirlmeier. Zweite durchges. Auflage. Berlin: Akademie-Verlag, 1966. Т.А.Миллер

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001