БОГОСЛОВИЕ православноеБОГОСЛОВСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

Найдено 3 определения термина БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства. Каждая религия имеет собственное богословие: православное, католическое, протестантское, исламское и т. д. Так, в православии насчитывается несколько богословских дисциплин: основное богословие, или апологетика, догматическое, нравственное богословие, сравнительное богословие, пастырское и др. В католицизме сложились такие радикальные формы богословия, как теология освобождения, теология прогресса, а в протестантизме – теология кризиса, теология революции, теология культуры, теология надежды и даже теология смерти Бога.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

греч. theos - бог и logos — учение; учение о боге) — система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Б. включает в себя доказательства сверхъестеств. происхождения св. писания, богодухновенности св. предания, божеств, сущности церк

ви, а также ряд практич. дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы Б. исходят из признания личного бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам. Осн. филос. истоки офиц. Б. христианства - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Христ. Б. никогда не было единым учением. Есть Б. правосл., протест., католич. и др. Каждое имеет свои специфич. особенности, отличающие одну систему от др. И тем не менее у них есть немало общего. Под системой Б. понимается набор различных богосл. дисциплин, каждая из к-рых излагает различные стороны вероучения и культа. Так, правосл. Б. состоит из осн. Б., или апологетики, к-рое излагает и защищает в апологетич. спорах с инаковерующими и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов; догматич. Б., в к-ром доказывается богоустановленность, истинность осн. догматов, принятых двумя первыми вселенскими соборами; нравств. или практич. Б., к-рое учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства; обличит, или сравнит. Б., к-рое доказывает преимущество православия перед др. христ. вероисповеданиями; экзегетики; пастыр. Б., освещающего практич. вопросы деятельности священника; к нему примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики пропо-веднич. деятельности), каноника (теория церк. права). В наст. вр. Б. переживает кризис, выражением к-рого является отказ от нек-рых традиц. представлений и появление огромного количества самых противоречивых теологич. концепций, таких, как теология кризиса, теология мертвого бога, теология революции и т. п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

совокупность систематизированных, логически обоснованных и адаптированных к изменяющимся культ.-истор. обстоятельствам учений религ. характера. Ранний вариант Б. сложился в позднеантич. философии, где оно выступало в букв. смысле как «учение о боге (богах)», не получив распространения из-за слабой разработанности религ. догматики и отсутствия единой религ. организации. В индуистской и буддистской традициях Б. тождественно философии. Развитие Б. в собств. смысле происходит в монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам), заинтересованных в адаптации исходных религ.мифол. представлений к догматическому вероучению и в системном истолковании идей Св. Писания (Ветхий и Новый Заветы, Коран) в свете развивающийся церковной практики. Наибольшее развитие Б. получило в христ. традиции. В христ. Б. выделяются дисциплинарные отрасли: догматическое Б. (систематизация и комментирование вероучения, история догматов), апологетика (защита и обоснование вероучения), экзегетика (толкование Св. Писания и авторитетных богословов), история церкви, гомилетика (теория и практика проповеднической деятельности), каноническое Б. (теория церковного права), моральное Б. и др. В силу конфессиональной дифференциации христианства, его Б. делится на раннехрист. (патристика), католич., правосл. и протестантское (последнее явл. наиболее разнообразным и динамичным). По методол. основаниям Б. принято делить на мистическое (основанное на примате веры или личного мистич. опыта) и схоласт. (рационализированное комментаторское Б.; получило распространение только в католицизме). Во всех монотеистических религиях наиболее авторитетные богосл. учения сведены в канонические сборники: Священное Предание в христианстве (признается только католицизмом и православием), Талмуд в иудаизме, Сунна в исламе (признается только суннизмом). Несмотря на свой ненауч. характер, Б. сыграло опред. роль в сохранении науки и философии антич. мира в ср.-век. период; начиная с XVII в. взаимодействие науки, философии и Б. происходит в религ.-филос. учениях, носящих неканонический (часто и внеконфессиональный) характер. Ряд науч. и филос. терминов восходит к категориям католич. Б. (трансцендентальный, трансцендентный, эссенциальный, экзистенция и др.). В ср.век. ун-тах Зап. Европы (с XII в.) степень «д-р Б.» фиксировала высшую квалификацию ученого; богосл. ф-ты и каф. контролировали исследовательскую и преподавательскую деятельность на предмет соответствия догматам и канонам офиц. религии. Со второй половины XIX в. в европ. странах Б. утрачивает статус университетской дисциплины, богосл. образование отделяется от светского; позднее всего это происходит в Австро-Венгрии, Германии и России (1917—1918 гг.), где господствующие церковные организации находились под эгидой гос. власти. Лит.: Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 2; Исаев С.А. Теология смерти бога. Очерки протестантского модернизма. М., 1991; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994; Мистическое богословие. Киев, 1991; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — 0