БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОДБоголепов

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

Найдено 9 определений термина БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Богоискательство

религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого «нового» христианства. Идеи богоискательства стали особенно популярны в интеллигентской среде после поражения революции 1905–1907 гг.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религиозно-философское течение либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг., отстаивающее идею примирения религиозного сознания и разума, совершенствования человеческой жизни на основе обновленного христианства. Богоискательство легло в основу декадентства и символизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религиозно-философское течение, возникшее в начале 20 в. в среде русской либеральной интеллигенции (Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов и др.). Критикуя официальное русское православие за отрыв от современности, богоискатели высказались за формирование нового религиозного сознания, которое помогло бы установлению царства Божия на земле. Их идеи изложены в сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1919). Богоискательство осуждалось и осуждается Русской православной церковью как лжехристианство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого “нового” христианства. Идеи Б. были особенно популярны в буржуазно-интеллигентской среде после поражения революции 1905—07. Они широко обсуждались в литературе и религиозно-философских об-вах. Представители Б.— философы и писатели-декаденты: Бердяев, Д. Мережковский (“Не мир, но меч”, 1908, и др.), Н. Минский (“0 свободе религиозной совести”, 1902; “Религия будущего”, 1905) и др. призывали к “новому отношению” к заветам Христа, к некой “религиозной реформации”, пытались, как отмечал Ленин, оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, т. е. социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь, “святая общественность” и т. д.) якобы могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм, в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религиозно-философское течение, возникшее в нач. 20 в. в среде русской либеральной интеллигенции. Представители богоискательства— философы и литераторы Д. С Мережковский, 3. Гиппиус, Я. А. Бердяев, В. В. Розанов, С. Я. Булгаков, Н. Минский, Д. Философов инициировали религиозно-философские собрания в Петербурге и религиозно-философские общества, издавали хурн. «Новый путь» (СПб., 1903—04); «Вопросы жизни» (СПб., 1905); «Весы» (СПб., 1904-09); сб. «Проблемы идеализма» (М., 1902), «Вехи» (М., 1909), «Из глубины» (М., 1918). Бердяев в цикле статей «Типы религиозной мысли в России» попытался классифицировать богоискательство, выделяя, с одной стороны, деятельность Булгакова, Флоренского, Эрна и др., которая направлена на «возрождение православия», а с другой— «новое христианство», или «неохристианство» Мережковского. См. также Философские и религиозно-философские общества и кружки.

Лит.: Мережковский Д. С. Грядущий хам. Чехов и Горький. СПб., 1906; Он же. Не мир, но меч (К будущей критике христианства). СПб., 1908; Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907; Он же. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910; Минский Н. М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России; Он же. Избр. философ, произв., т. 3. М., 1957; Зернов Н. Русское религиозное возрождение 20 в. Париж, 1991.

В. В. Ванчугов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религ.-идеологич. течение, возникшее в нач. 20 в. в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции - литераторы, философы, религ.-церк. деятели (Д. Мережковский, Н. Минский, П. Перцов, В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Тернавцев и др.). Богоискатели критиковали социалистич. теории, прежде всего марксизм и его филос. принципы, отстаивали религ.-идеалистич. миросозерцание. Понимая, что христ. церковь (в т. ч. и правосл.) скомпрометировала себя апологией господств. порядков, богоискатели стали говорить о необходимости выработать новое религ. сознание, неохристианство, о поисках бога, соответствующего современности. Появились теории мистич. реализма, анархизма, соборного индивидуализма и т. п. Цель этого мифотворчества заключалась в том, чтобы блокировать растущее влияние науч. социализма на прогрес. слои интеллигенции, на передовую ^асть рабочего класса. По мнению сторонников Б., соц. движения, вся культура могут быть плодотворны только в том случае, если через них будет осуществляться идеал христ. общественности, т. е. идеал богочеловечества, если дело соц. преобразования освободится от «политич. окраски» и станет делом религ. Тогда учение о революции и клас. борьбе делается просто излишним. Идеи богоискателей изложены в сб. «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Науч. оценка Б. дана в трудах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и др. марксистов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религ.-филос. течение в среде рус. либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюц. период обществ. перемен и получило широкое распространение после поражения Революции 1905-07. Б. предлагало перестроить совр. формы гражд. быта и человеч. существования на основе обновленного христианства. Представители Б.- Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов н др.- группировались гл. обр. вокруг «Религ.-филос. об-ва», они издавали журн. «Новый путь» (1903 - 04), «Вопросы жизни» (1905), «Весы» (1904-09). Один из мировоззренч. истоков Б.- философия «всеединства» Вл. Соловьева. Богоискатели выступили с критикой офиц. православия, развивали учение о «новом религ. сознании», устремленном к установлению «царства божия на земле». Марксисты подвергли критике Б. за его трактовку свободы, за отрицание смысла классовой борьбы и оценили его как реакц. субъективистское и мистич. учение. В. И. Ленин писал, что богоискатели выступали «...против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых...- более тонкими, более усовершенствованными средствами» (ПСС, т. 17, с. 434-35). Б. получило распространение среди филос. и художеств. интеллигенции - декадентов и символистов т. н. старшего поколения. После поражения Революции 1905-07 многие богоискатели активно разрабатывали антиреволюц. идеологию «Вех».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религ.-филос. течение, отражавшее стремление рус. контрреволюц. буржуазии "оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 16, с. 30). Идеи Б., зародившиеся в самом нач. 20 в. и пропагандировавшиеся первоначально в религ.-лит. кружках, получили широкое распространение среди бурж. интеллигенции после поражения революции 1905–07. Представители Б. – Бердяев, Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и др. – группировались гл. обр. вокруг Религ.-филос. об-ва (СПБ). Они издавали журн. "Новый путь" (СПБ, 1903–1904), "Вопросы жизни" (СПБ, 1905), "Весы" (М., 1904–1909), "Перевал" (М., 1906–1907). Идейным арсеналом Б. была религ. философия В. Соловьева, а также реакц. филос. положения во взглядах Достоевского и Л. Толстого. Б. выступило против марксистского учения о классовой борьбе и пролетарской революции, изображая марксизм как извращенную религию, к-рая должна быть побеждена новым, "истинным" христианством (Н. Бердяев, Новое религиозное сознание и общественность, 1907; Д. С. Мережковский, Грядущий хам, 1906). В центре построений Б. – богочеловек Христос, с помощью к-рого бог якобы осветил человеку его божеств. природу, открыл смысл жизни и определил цель истории человечества. Человек должен стремиться к Христу, искать бога в своей душе, к-рая бессмертна. В качестве норм поведения людей Б. проповедовало смирение, терпение, покорность (Д. Мережковский, Не мир, но меч, 1908; ?. ?. Минский, Религия будущего, 1905; З. Гиппиус, Новые люди, 1896, 2 изд. 1907; С. Н. Булгаков, Героизм и подвижничество, в кн.: Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции, 1909). В области философии Б. представляло собой крайний субъективизм, превозносило ср.-век. мистику; считало высшей формой познания религ. откровение. Согласно социологич. концепции Б., история человечества осуществляет заранее определенную цель – объединение всех людей в лоне христианства и поэтому представляет собой историю смены религий (Д. С. Мережковский, Христос и Антихрист, трилогия, 1895–1904, и др.). Б. было тесно связано с реакц. течениями в области искусства – декадентством и символизмом. В работах В. И. Ленина и др. марксистов был вскрыт реакц. смысл Б. Влияние идей Б. в среде интеллигенции заметно ослабевает с подъемом революц. движения в 1910–12 и окончательно падает в России после Окт. революции 1917. Из числа богоискателей вышли идеологи рус. контрреволюц. эмиграции (Бердяев, Булгаков и др. – см. Веховство). Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Классы и партия в их отношении к религии и церкви, там же, т. 15; его же. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих, там же, т. 20; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; Лентин Н. С., Борьба В. И. Ленина против богоискательства и богостроительства в период столыпинской реакции (1908–1912 гг.), М., 1950 (Автореф. дисс). Г. Арефьева. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

религиозно-философское течение, возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции - философов, литераторов, "новоправославных" священников (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков, 3. Н. Гиппиус, Минский, Д. В. Философов, А. В. Карташев и др.). Переход к "новому религиозному сознанию" как религиозно-философской основе Б. Бердяев связывал с именем Федорова (Русские богоискатели // Духовный кризис интеллигенции. С. 27-38). Корни "богоискания" он усматривал в вечном начале Б. рус. души, литературы (особенно Тютчева и Достоевского), "всей русской философии" (начиная с Чаадаева, славянофилов и др.). В понимании Бердяева, Б. как "ночная", сверхрациональная, трансцендентная полоса в истории рус. самосознания всегда противостояла "дневной", официально признанной и рациональной. В кон. XIX - нач. XX в. часть рус. интеллигенции, названная Булгаковым в сб. "Вехи" "духовно-аристократической", стала отходить от ценностей демократической ("народопоклоннической") интеллигенции в направлении идеализма, религии, национальной идеи и др. духовных ценностей. В 1901 г. в Петербурге во многом благодаря инициативе Мережковского были основаны Религиозно-философские собрания под председательством будущего патриарха епископа Сергия (Страгородского), на к-рых светские и церковные богоискатели обсуждали проблемы обновления православия на основе "нового Откровения" и "святой плоти". Подобные же собрания в 1901-1903 гг. происходили в Москве, Киеве, Тифлисе и нек-рых др. городах. Работы богоискателей печатались в журн. "Новый путь" (Спб., 1903-1904), "Вопросы жизни" (Спб., 1905), "Весы" (М., 1904-1909) и др., а также в сб. "Проблемы идеализма" (М., 1902), "Вопросы религии" (М., 1906-1908), "Вехи" (М., 1909), "Из глубины" (М., 1918). Среди богоискателей можно выделить два осн. направления. Представители первого обращались не только к идеям В. С. Соловьева и Достоевского, но и А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора и др. (Мережковский, Бердяев, Розанов, Шестов и др.), а представители второго помимо учения Соловьева активно использовали соч. отцов церкви и были ближе к традиционному рус. православию (Флоренский, Булгаков). Если второе направление можно условно назвать "софиологическим" в связи с большим значением, к-рое приобрела в нем идея Софии (см. Софиология), то первое, как главенствующее, получило множество наименований: "неохристианство", "новое религиозное сознание", "новый идеализм", "мистический реализм", "трансцендентный индивидуализм" и т. д. Мережковский, одним из первых заговоривший о "новом религиозном сознании", рассматривал его как стремление к окончательной победе над смертью (с помощью спасенного и спасающего Христа), к слиянию неба и земли, духа и плоти, Христа и языческого бога (Диониса, Венеры и др.), Христа и Антихриста, к свободной, религиозно-оргиастически наполненной жизни. Бердяев подчеркивал "безмерную ценность индивидуальности" и таинственную, религиозную сущность любого творчества. Разгадку смысла личной и мировой жизни, а также стремление построить на основе обновленного христианства "новую культуру" и "новую общественность" он связывал с борьбой против житейского ("хождение в церковь по праздничным дням и выполнение мертвых обрядов...") и исторического (сатанинские пытки, гонения, сращивание православия с самодержавием) христианства. "Жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе, противоположном религиозному сознанию исторического христианства", - писал он (Sub specie aeternitatis. С. 347). Интеллигенция, по его мнению, отошла от глубины бытия, от ценностей личности, свободы и творчества, от подлинной рус. литературы и философии, от национальных чувств, а народ в революционное время во многом предстал не "богоносцем", а черносотенным или красносотенным "громилой с черной душой". "Без Бога не может жить народ, разлагается человек" (Духовный кризис интеллигенции. С. 60). "Неохристианская" религия, по Бердяеву, наследует от католичества - культ, от православия - мистическое созерцание, от протестантизма - свободу совести и личное начало. Конечной общественной целью для Мережковского была богочеловеческая "безгосударственная религиозная общественность", а для Бердяева - теократия как тысячелетнее "непосредственное царство Христа" на земле, к-рая в политическом отношении близка к анархизму, в экономическом - к социализму, а в мистическом - к религии Бога "любви, свободы и жизни", в к-рой должны сойтись "все богатства мира, все ценности культуры, вся полнота жизни" (Новое религиозное сознание и общественность. С. 205). В годы революции и гражданской войны Бердяев вместе с др. богоискателями создал в Москве Вольную академию духовной культуры, а после изгнания в 1922 г. из России при помощи амер. организации YMCA - Религиозно-философскую академию в Берлине (с 1925 г. - в Париже). Он стал редактором религиозно-философского журн. "Путь", участвовал в деятельности изд-ва YMCA-Press. Софиологи организационно оформились в эмиграции в 1923 г., когда был утвержден устав "Софийского братства", а в 1924 г. начались его заседания. Учредителями выступили Булгаков (глава братства), Г. В. Вернадский, Зеньковский, Новгородцев, Флоровский. Нек-рые члены братства (В. Н. Ильин, Вернадский, Флоровский) примыкали какое-то время и к евразийству. Вместе с др. религиозными философами софиологи создали Православный богословский ин-т, руководили зарубежным рус. студенческим христианским движением. С Б. в значительной мере связана специфика рус. духовной культуры нач. XX в., художественное, философское и богословское творчество мн. деятелей "серебряного века".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — 0

Найдено книг по теме БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — 0

Найдено презентаций по теме БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — 0

Найдено рефератов по теме БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — 0