БОДХИСАТВА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Бодхисатва
тот, кто стремится достигнуть просветления или уподобиться Будде. В буддисткой традиции Махаяны идея бодхисатвы этим не исчерпывается, но развивается дальше - вплоть до того, что бодхисатва приобретает образ спасителя, который отказывается от просветления ради того, чтобы принести спасение всем существам, обладающим чувствами.

Источник: Новые религиозные движения.

Бодхисатва
(бодисатва) (санскрит: тот, чья сущность – просветление) – в буддизме (см. Буддизм) – идеальное существо, которое выступает как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенства к достижению нирваны (см. Нирвана). В основе идеала бодхисатвы – космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

БОДХИСАТВА
в буддизме, особенно в махаяне, человек, стремящийся к просветлению (бодхи). Бодхисаттвой становится тот, кто решил выйти из круга перерождений (сансары) и достичь состояния будды. Высший нравственный подвиг состоит в том, что, достигнув нирваны – идеального состояния, где утрачивается индивидуальное «я», – они не остаются в этом вечном блаженстве, а возвращаются в наполненный страданиями и иллюзиями мир, чтобы помочь другим существам подняться к истинному бытию. Бодхисаттвы сознательно остаются в тисках закона кармы ради просветления остальных. В махаяне путь бодхисаттвы доступен всем, и потому их великое множество как в нашем, так и в других мирах. Путь бодхисаттвы прошел будда нынешнего мирового периода – Шакьямуни, а также будда будущего – Майтрейя.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БОДХИСАТВА
санскр., букв. - тот, чья сущность — знание) — согласно учению буддизма, существо, достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану, но отказывающееся от этого из-за любви и сострадания к живым существам и стремления помочь им в спасении. В раннем буддизме Б. считался только Гаутама до того, как он достиг «просветления» и стал Буддой. Позднее будд. пантеон пополнился множеством Б. Махаяна считает, что каждый мирянин может стать Б. и, приобретя сверхъестеств. силы и возможности, отвечать на людские молитвы и заклинания, содействовать людям в преодолении мучений сансары. Наиболее почитаемые Б. махаяны: Манджушри (олицетворение высш. трансцендентной мудрости), Ваджрапани (олицетворение власти), Авалокитешвара (олицетворение добра), Майтрея. В ламаизме Б. составляют 4-й разряд божеств.

Источник: Атеистический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
506.51 кб

ПРАКТИКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УМА И ПОВЕДЕНИЯ БОДХИСАТТВ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА БУДДИЗМА МАХАЯНЫ

Бадмаева Мария Валентиновна, Сандакова Арюна Валерьевна
В статье рассматривается практика бодхисаттв по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватара» [3] и наиболее подробных комментариев к нему в социально-философском преломлении.
Читать PDF
69.97 кб

"ЗАПОВЕДИ БОДХИСАТТВЫ" И БУДДИЙСКАЯ ОБЩИНА В УЧЕНИИ САЙТЁ: (к публикации трактата "Кэнкай-рон")

Трубникова Надежда Николаевна
Читать PDF
854.44 кб

Идея ненасилия как характеристика бодхисаттвы в религиозной философии Нагарджуны

Андриенко Е.В.
В статье проблема ненасилия рассматривается в качестве концепта религиозной философии древнеиндийского мыслителя Нагарджуны.

Похожие термины:

  • Бодхисатва, бодхисаттва

    будд.) – «существо, стремящееся к просветлению» – человек, стремящийся стать буддой и спасти все живые существа от страданий сансары. Ставится выше архата, так как архат стремится только к собстве
  • БОДХИСАТТВА

    В индийском буддизме (особенно в махаяне) человек, который имеет возможность удалиться из мира явлений после Просветления, но решает из сострадания повременить со своим уходом, чтобы потрудиться
  • Бодхисаттва-джатакасья дхармагхана

    короткий пересказ «Гирлянды джатак», «Супатха-дешапарикатха», содержащая моральную проповедь, «Пратимокшасутра -паддхати» — комментарий из «Пратимокшасутру» сарвастивадинов и др. В своих соч. А
  • ДХЬЯНИ-БОДХИСАТТВА

    термин, не существующий в будд. традиции и использовавшийся нек-рыми востоковедами нач. с 19 в. для обозначения бодхисаттв, принадлежащих к семьям «пяти татхагат» (см. Панча-татхагата). В зап. науч. ли
  • БОДХИСАТТВА Авалокитешвара

    Падмапани. «Наблюдающий за звуками мира». Эманация будды Амитабхи. С ним, также связано направление амидаизма. Авалокитешвара обладает великим состраданием (махакаруна). Из его слезы родилась бод
  • БОДХИСАТТВА Манджушри

    (Маньчужшри). Олицетворение высшей мудрости (праджня, праджняпарамита). Персонифицирует всеведение. Покровитель искусств и всех стремящихся к знаниям. Выступает как будда знания. Изображается с к
  • БОДХИСАТТВА Тара

    Воплощение богини Шакти. Родившаяся из слезы Авалокитешвары. Почитается не только в буддизме, но и в индуизме, и в джайнизме. Имя Тары входит в титулы и имена других богинь. Изображается с белым, гол
  • БОДХИСАТТВА Ваджрапани

    Разрушитель заблуждений. Изображается в виде гневного божества со скипетром (ваджра) в руке. Защитник высшего закона. Эманация будды Акшобхьи.
  • ДХИАНИ БОДХИСАТТВЫ

    Санскр.) В Буддизме - пять сыновей Дхиани-Будд. Имеют мистическое значение Эзотерической Философии.