БЛАГОГОВЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛАГОГОВЕНИЕ

- религиозный трепет, возникающий в предстоянии перед святыней. В нем выражены преклонение перед Высшим, чувство религиозной преданности, доверие, любовь, самоотдача, почитание, благодарность, зависимость, надежда и пр. В этике благоговение - одно из нравственных чувств. "Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней без благоговения" (о. А.Мень).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

БЛАГОГОВЕНИЕ
глубокое уважение к Богу, как в помыслах, так и в поступках; преклонение перед высшим, чувство любви человека к тому, что превосходнее его самого; нравственная основа религии; состоит из любви, из полного подчинения чемуто высшему и таинственному, из сильного чувства зависимости, почтения, страха, благодарности за прошедшее и упования на будущее благо; одно из вечных, незыблемых основ нравственной жизни человечества, наряду с чувствами стыда и жалости.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

БЛАГОГОВЕНИЕ
преклонение перед высшим, чувство любви человека к тому, что превосходнее его самого; нравственная основа религии. Чувство благоговения составляет «естественную религиюэ (В.С. Соловьев) и является врожденным. Оно состоит из любви, из полного подчинения чему-то высшему и таинственному, из сильного чувства зависимости, почтения, страха, благодарности за прошедшее и упования на будущее благо. Чувство благоговения – одно из вечных, незыблемых основ нравственной жизни человечества, наряду с чувствами стыда и жалости.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БЛАГОГОВЕНИЕ
(Ehrfurcht) — в отличие от страха (Furcht), который является реакцией на внешнюю опасность, благоговение есть способность чувствовать нечто высокое, великое, возвышенное и совершенное, которое сродни личным устремлениям вверх. Благоговение есть способ переживания ценности событий, которые составляют смысл жизни и определяют становление человека; высшая форма благоговения есть одновременно и благоговение перед самим собой, перед величием собственной жизни. «Есть нечто, с чем ни один ребенок не рождается, но от этого «нечто» зависит, станет ли человек человеком в полном смысле этого слова: это нечто и есть благоговение» (Гёте).
О. F. Bollnow. Die E., 1947, 1958; Е. Beutler. Vom Gewissen und von der E., 1956.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Благоговение
(Awe).
Чувство глубочайшего почитания и уважения к Богу, соединенное со страхом. Это ни с чем не сравнимое по своей силе и остроте чувство проявляется в неизъяснимом и окрашенном ужасом изумлении перед лицом величайшего и ужасающего присутствия Верховного Существа. Евр. слово yir a и греч. словоphobos чаще всего используются в Св. Цисании для обозначения этого священного трепета, или "страха Божьего". Благоговение  наиболее характерная черта библейского понятия страха  основано на том, что человек осознает и признает святость и безмерное величие Бога. Этот священный трепет вызван тем, что человек ощущает милосердную любовь Бога, крую он ничем не заслужил. Почтительное благоговение перед Богом вызывает в душе верующего восхищение, обожание, доверие, поклонение, но, к-ром е того,  страх и тревогу. Благоговение  весьма существенный элемент богопочитания и служения Богу.
В Библии часто говорится о почтении к Богу (Быт 20:11; Пс 33:11; Деян 9:31; Рим 3:18). Священный страх, ниспосылаемый Богом, служит стимулом, благодаря к-ром у в душе верующего возникает почтение к Богу, повиновение Его заповедям, следование Его путями и ненависть ко всякому злу (1Цар 12:14; Еккл 12:13; Пс 2:11; Притч 8:13; Иер 32:40). Согласно НЗ, этот священный страх побуждает верующего вести праведнуюжизнь(2 Кор 7:1; Флп 2:12). Иов и псалмопевец определяют страх как начало мудрости и знания (Иов 28:28; Притч 1:7; Пс 110:10). Библия говорит и о том, что народу, к к-ром у благоволит Бог(Пс 146:11), ведом страх передНим и что "страх Божий" необходим в отношениях верующих друг к другу (Еф 5:21).
P.G. CHAPPELL(пер. В. Р.)
Библиография: S.Terrien, IDB, II, 25660; R. Otto, The Idea of the Holy; R. Bultmann, TDNT, II, 75154; R.H. Pfeiffer, "The Fear of God", IEJ, 5:4148.
См. также: Страх; Нуминозное.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

БЛАГОГОВЕНИЕ
понятие, определяющее глубокое уважение, к Богу, как в помыслах, так и поступках. По своему содержанию оно неотделимо от благочестия как религиозного чувства. После крещения Руси в 988 г. это понятие заняло одно из центральных мест в рус. мысли. Как отмечал Зеньковский, особенностью православного аскетического благочестия было стремление не к отвержению, а к преображению и освящению мира. Флоровский писал, что сама рус. икона свидетельствует "о сложности и глубине, о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта". Образцом Б. для рус. человека был Сергий Радонежский, с его еще отроческой безраздельной отданностью Богу. Свой вклад в сохранение подлинного благочестия церкви внесло старообрядчество. Характерным для православно-христианского понимания благочестия было творчество Хомякова, с его живой и глубокой личной религиозностью. Видимая церковь была для него первореальностью, "соборностью", проявлением церкви невидимой, в к-рой каждый человек в Б. и духовном единении с др. людьми и с Богом находил себя. Киреевский, постоянно общавшийся со старцами Оптиной пустыни и обладавший подлинным религиозным опытом, суть веры, коренящейся во внутреннем средоточии личности, усматривал в единении личного духа, в его цельности (и даже "всей цельности человека" с Богом). Одной из сокровенных тем Достоевского было постижение силы человеческого покаяния, добра и благочестия. Согласно К. Н. Леонтьеву, ценна только та любовь к людям, к-рая питается из христианской веры, Б. перед Богом. В нравственной философии В. С. Соловьева ("Оправдание добра", 1897) Б. наряду с жалостью и стыдом является одной из вечных основ человеческой нравственности, коренящихся в природе человека. Оно выражает должное, любовное отношение человека к высшему началу, внутреннее подчинение и преклонение перед ним и составляет "индивидуально-душевный корень религии". Вера в Бога, неотделимая от веры в объективное значение добра в мире (поскольку Бог и есть абсолютное Добро), является "естественной религией" и позволяет человеку делать добро сознательно и разумно, ибо воля Отца, согласно Соловьеву, говорит через разум и совесть человека. Однако не всякая вера вполне совпадает с истинным Б., а только та, предмет к-рой является достойным, и лишь в случае достойного отношения к такому предмету. Б. и благодарность человека по отношению к Богу неразрывно связаны с Б. по отношению к предкам, через к-рых (в смысле наследственности и созданной предками среды) высшая воля определила существование данного человека, и с Б. по отношению к "провиденциальным" людям, продвигавшим человечество по направлению к совершенству. Настоящее Б., согласно Соловьеву, не зависит от знания к.-л. теологических, религиозно-философских или научных учений, а есть факт реального, действительного ощущения человеком присутствия и действия в нем Божества. Субъективную неправду неверующих людей Провидение стремится также оправдать, направляя их энергию на полезные земные дела. Окончательный нравственный смысл жизни, или совершенное Добро, Соловьев определяет как триединство "любви нисходящей" (по отношению к материальной природе), "любви уравнивающей" (по отношению к людям) и "любви восходящей", или высшего Б., любви к Богу, обусловливающей первые два вида любви. Флоренский сущность Б., или любви к невидимому Богу, понимал как пассивное открытие сердца человеческого перед Богом и ожидание активного ответного откровения, нисхождения энергий Божественной любви. Глубокое понимание природы Б. встречается также в работе Франка "Смысл жизни" (1926): в этом чувстве человек открывает единство парализующего страха перед бездонной и беспощадной бездной бытия и гармонии, радостного покоя перед величием и неизъяснимой полнотой того же бытия. "Благоговение, - писал он, - есть "страх Божий", страх, дарующий слезы умиления и радость совершенного покоя и последнего приюта". В понимании Н. О. Лосского в живом религиозном опыте, наполненном чувством Б., Бог, или Божественное Сверхч-то, открывается не только как абсолютная полнота бытия, но и как наиболее совершенная ценность. С т. зр. Н. О. Лосского, религиозность является "основной, наиболее глубокой чертой" характера рус. народа.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
82.21 кб

Благоговение перед жизнью - императив будущего

Петрицкий Вилли Александрович
Раскрыты проблемы поддержания и сохранения мира на нашей планете, отраженные в деятельности и трудах лауреата Нобелевской премии мира, мыслителя-гуманиста Альберта Швейцера.
Читать PDF
298.74 кб

Категория благоговения у Вл. Соловьева и в современном моральном сознании

К. Л. Ерофеева

Похожие термины:

  • Религиозное чувство, благоговение, святыня, святость, богослужения

    Философский смысл термина: Совестливость, (древнее) благочестие, сомнение, (моральное) раздумье (Цицерон); точность (доказательств) (Цицерон), продуманность (словесных формулировок) (Апулей)
  • БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ

    - у А.Швейцера глубинное нравственное чувство, в котором ответственность за все живущее на Земле соединяется с готовностью жертвовать своей личной волей к жизни ради "бесконечной воли к жизни", ото
  • Благоговейный страх, честь

    Философский смысл термина: Почет, уважение, достоинство, слава, позор (Гомер); почтительность, совесть (Платон), внешняя оценка (Анаксимандр).