БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮБлагодати, средства

БЛАГОДАРНОСТЬ

Найдено 3 определения термина БЛАГОДАРНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Благодарность

чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. В отличие от античности, где Б. трактовалась как добродетель, в христианстве она понимается как обязанность и соотносится смилосердием. С точки зрения Канта, Б. как «священный долг» человека подкрепляет собой мотив благодеяния. Интерпретация понятия Б. как обязанности, долга является предметом обсуждения в биоэтике при исследовании морального содержания взаимоотношений между врачом и пациентом, исследователем и испытуемым и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

БЛАГОДАРНОСТЬ

отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Моральное требование платить добром за добро возникло очень давно, когда человек стал выделять себя в первобытном коллективе и когда стала возможной практика взаимных услуг. Долг Б. приобретает более широкое значение в условиях буржуазного об-ва как не оформленное правом дополнение к экономическим и юридическим отношениям взаимного обмена товарами и услугами. Но именно здесь в силу противоположности интересов людей эта обязанность наиболее часто нарушается, напр. когда бывший благодетель становится конкурентом. Коммунистическая нравственность признает, что Б. является одним из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей. Однако она считает, что в том случае, когда обязанность Б. по отношению к кому-либо вступает в противоречие с более высокими принципами (гуманизма, честности, служения об-ву и т. п.), предпочтение должно быть отдано последним. Ведь Б. относится к сфере частных взаимоотношений индивидов, тогда как область служения людям более широкая, затрагивает их общественные отношения. Коммунистическая нравственность отдает последним приоритет перед личными и частными.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

БЛАГОДАРНОСТЬ

чувства обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность благодарность восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами (подарок всегда предполагал «отдарок» — возвратный, воздающий дар), а также к отношениям взаимности услуг. Некоторые современные психологи рассматривают укорененную в младенческом опыте способность к благодарности как один из первичных показателей нравственной чувствительности (отзывчивости) личности, как предпосылку более сложных нравственных чувств и способностей—доверия, сострадания, доброжелательности; развитая способность к благодарности удерживает человека от таких деструктивных чувств, как жадность, ревность, зависть (М. Кляйн).

Изначальный матернально-контракторный исток благодарности угадывается в одном из замечаний Аристотеля: благодарность заключается в том, чтобы «ответить угодившему услугой за услугу и в свой черед начать угождать ему» (EN, Из-за 4). Греч. слово помимо значения благодарности и близких ему значений «дар», «милость», «прелесть», «красота» (-Харита—богиня красоты и грации), имело и значение «угождение», «услуга». В русском переводе Нового Завета переводится как «благодать». В латыни трансформируется в caritas («любовь-милосердие, ср. англ. charity) и gratia («красота», «благодать», ср. итал. gracia — «спасибо» и англ. gratitude—«благодарность»). Русское слово «благодарность» («благое дарение») также указывает спецификацию особого действия—дара как подношения, приношения, передачи (ср. родственное слово «у-дар»). Благодарность как особого рода дарение осмысляется постепенно; при этом всегда сохраняется понимание ее всего лишь как взаимности, характеризующей функциональные, корыстные отношения. На протяжении всей истории философам приходилось акцентировать возвышенный, собственно этический смысл благодарности. Напр., Сенека специально пояснял, что благодарность представляет собой добровольное дарение, отличается от простых проявлений щедрости и т. п. В христианстве принципиально меняется проблематизация понятия: как отношение к другому благодарность фактически снимается в милосердии. Адресатом действительной и полной благодарности должен быть Бог, а ее предметом — все творения Бога. В отличие от античности, трактовашей благодарность как добродетель, в христианстве она трактуется как обязанность и соотносится при этом не столько со справедливостью, сколько с милосердием. У Т. Гоббса эта идея выражается в утверждении, что благодарность обусловлена не предварительным соглашением, но лишь предварительной милостью. Тем не менее, утверждая благодарность в качестве «четвертого естественного закона», Гоббс представляет ее—вполне в духе контракторной этики — в качестве санкции благодеяния. Концепция благодарности как долга получила развитие и в учении И. Канта. Благодарность—это «священный долг» человека: ею подкрепляется мотив благодеяния, однако никакой благодарностью нельзя рассчитаться за принятое благодеяние, поскольку у дарителя невозможно «отнять заслугу быть первым в благоволении». Кант различал «просто благодарность», заключающуюся в сердечном благоволении, или признательности к благотворителю, и «деятельную благодарность», выражающуюся в практических действиях, подтверждающих это чувство признательности («Метафизика нравов», ч. II, § 32—33). Понятие благодарности как обязанности, очевидно, нуждается в концептуальной доработке в более широком контексте этики милосердия, включающем и понятие благодеяния. Если благодарность—обязанность, то обязанность специфическая — не предполагающая никакого права у благотворителя на ее получение (что, однако, не освобождает благодетельствуемого от обязанности благодарности). Поэтому (и на это обратил внимание Кант) принимаемое благодеяние может восприниматься как бремя: вместе с благодеянием человек как бы обрекается на благодарность. Психологической особенностью восприятия благодарности вообще как обязанности оказывается то, что любая конкретная обязанность в отношении некоего лица (тем более авторитарного или патерналистского), будучи глубоко интернализированной, может переживаться как чувство благодарности к нему, по существу необоснованное.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме БЛАГОДАРНОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме БЛАГОДАРНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме БЛАГОДАРНОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме БЛАГОДАРНОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме БЛАГОДАРНОСТЬ — 0