БХУМИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БХУМИ
Санскр.) Земля, называемая также Притхиви.

Источник: Теософский словарь

БХУМИ
сс. Земля. Место. Страна. В буддизме прохождением земель называют прохождение этапов духовной практики, каждому из которых соответствует определенное состояние сознания и конкретное содержание сознания. Для достижения состояния бодхисаттвы необходимо подняться по пятидесяти двум ступеням, из которых в литературе обычно упоминают десять (даша-бхуми), с сорок первой по пятидесятую. На каждой обретается новое совершенство (парамита). На пятьдесят первой и пятьдесят второй бодхисаттва прекращает альтруистическую деятельность во избежание привязанности к ней и переходит в состояние нирваны, абсолюта, получает полное освобождение и становится буддой.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

БХУМИ
(санскр. bhumi, тиб. sa, земля, страна, основа положения) — термин, используемый в буддийском учении о последовательных стадиях духовного совершенствования. В Малой колеснице называется восемь стадий духовного роста, в Великой колеснице — десять стадий духовного роста бодхисаттв, а также три и более стадий роста великолепия и всемогущества будд. Согласно Нагарджуне («Даща-бхумика-вибхаша»), прежде чем вступить в первую стадию духовного совершенствования «подвижникам нужно высадить корни добра (см. Бодхи-читта), сотворить благодеяния, умножить накопления [добродетельности и знания Закона], совершить подношения буддам, принимать покровительство духовных друзей, обладать глубоким и сильным устремлением [к духовным вершинам], помнить о живых существах с состраданием, верить в благой Закон. Выполнив восемь названных условий, они должны дать обет: “После достижения мною освобождения [от череды рождений] Я буду спасать живые существа”… Они присоединятся к тем, кому обеспечено Просветление. Они родятся в роду Истинносущего (Татхагата) и освободятся от всех недостатков. Они отвернутся от мирских путей и вступят на высший Путь. Таким образом они войдут в первую стадию». Даже первая стадия (прамудита) знаменует достаточно высокий духовный уровень, соответствующий третьей стадии Пути (см. Марга) Великой колесницы. На этом уровне непосредственно воспринимается пустотность (шуньята), а бодхисаттва занят совершенствованием даяния (дана-парамита). Подробно о них словами Нагарджуны см.: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М., 2000. С. 262–273; Он же. Буддийская классика Древней Индии. М., 2008. С. 259–263, 434–442. В ваджраянских источниках буддист, принимающий обет бодхисаттвы, обещает «отныне и до достижения полного Просветления развивать в себе устремленность к состоянию Будды и трудиться на благо всех существ, помогая им освобождаться от страданий».

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • ЧИТТА-БХУМИ

    санскр. cittabhumi — ступени мысли) — уровни состояния менталитета-чвяуяы, различаемые Вьясой уже в его комментарии к «Йога-сутрам» (1.1). 5 уровней читта-бхуми составляют восходящую иерархию и характери
  • ДАЩА-БХУМИ

    (санскр. dasa-bhumi, тиб. sa bcu, десять стадий [духовного роста бодхисаттвы]) — буддийское (особенно махаянское) понятие постепенного совершенствования на Пути Просветления. Эти стадии перечисляются в «Д