БХАВАБХАВАНАВАСИНЫ

БХАВАВИВЕКА

Найдено 2 определения термина БХАВАВИВЕКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

БХАВАВИВЕКА

6 в.) — видный индо-будд. мыслитель, последователь Нагарджуны и основатель сватантрика-мадхьямики — подшколы махаянской философии. Б. оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу среди мадхьямиков. Отрицая возможность независимого возникновения сущностей, Б., однако, утверждал, что познание имеет особенный внешний объект, напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле. Деструктивный метод полемики мадхьямиков Б. дополнил позитивными доктринальными доводами, в к-рых он опирался на логику Дигнаги. Б. проповедовал религ. идеалы махаяны и разделял идею четырех «тел Будды». После раскола сватантриков в 8 в. Б. стали причислять к саутрантика-сватантрика-мадхьямике. В. П. Андросов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

БХАВАВИВЕКА

санскр. Bhava-viveka — Аналитик бытия) (6 в.) — буддийский мыслитель из Южной Индии, основоположник сватантрика-мадхьямики. Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды систематически, за что его называют первым историком индийской философии. Он также оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Бхававивека тоже отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него пустотность (шуньята) не есть небытие вещи, а есть лишь обозначение того, что природа лишена сущности. В «Мадхьямика-хридая-кариках» (строфы о сущности мадхьямики) он утверждал, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. В полемике он прибегал к позитивным докгринальным доводам (сватантра), в которых опирался на логику Дигнаги. Бхававивека признавал два способа достоверного познания: непосредственное восприятие, схватывающее особенное в объекте, и вывод, схватывающий общее в нем. Первый способ он подразделял на чувственное, умственное и провидческое (йогаческое) восприятие, а также самовосприятие. Любое непосредственное восприятие, неомраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность.

Лит,; Wtlteser Af. Prajafta-pradipa, a Commentary on the Madhyamaka Sutra. Calcutta, 1914; Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus, 1956; Uda Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.

B. Андросов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме БХАВАВИВЕКА — 0

Найдено научныех статей по теме БХАВАВИВЕКА — 0

Найдено книг по теме БХАВАВИВЕКА — 0

Найдено презентаций по теме БХАВАВИВЕКА — 0

Найдено рефератов по теме БХАВАВИВЕКА — 0