БЕЗВРЕМЕННОЕ РАННЕМИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ

Найдено 1 определение
БЕЗВРЕМЕННОЕ РАННЕМИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ
В истории возникновения и развития человеческого разума и ос новных его категорий важное место занимает период ми фоло ги ческого мышления. На протяжении длительного времени мифологи ческое мировоззрение было единственным способом объяснения и понима ния окружающей действительности древним человеком и ми фические обра зы для него представляли не поэтические фантазии и аллегории, а са му реальную действительность. Указывая на это обстоятельство, А.Ф. лосев писал: «Нужно быть до последней степени близоруким в науке, даже просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть (для мифологического сознания, конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая кате гория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола». Вполне естественно, что в рамках мифологиче ского мировоз зрения в эмоционально насыщенной форме были осознаны такие атрибутивные свойства действительности, как причинно-след ственные связи, пространственные и временные отношения. Видимо, не является преувеличением утверждение, что философское осмысление мира, а затем и естественно-научное познание вышли из мифологического мышления и мировосприятия. Если же учесть, что мировоззрение вообще, а мифологическое в особенности, весьма консервативно и живуче, то можно предположить, что в Древней Греции и Древнем Риме мифологическое мышление не исчезло с возникновением философии и элементов научного познания, а еще на протяжении многих веков сосуществовало с логическим мышлением и естественнонаучным осознанием мироздания. При этом мифологическое мировосприятие существовало не только в сознании простых людей, но и в сознании многих, особенно ранних, древнегреческих философов, у которых мифические образы не всегда выполняли лишь художественные функции и являлись аллегориями и иносказаниями. Более того, даже такие понятия, как «земля», «вода», «воздух» и «огонь», понимаемые в качестве элементов мира, у древних философов еще наполнены мифологическим «духом» и имеют мифологический «аромат». Так, «вода» у Фалеса - это не химическое соединение и даже не материальная субстанция материалистов XVII-XVIII веков, а некая «разумная», божественная сущность1, а «огонь» Гераклита и Парменида - это не просто материальный субстрат, однопорядковый с тремя другими началами мироздания, а некоторая творческая стихия. Поэтому для того, чтобы выявить подлинные истоки представлений древнегреческих философов о времени, необходимо, во-первых, понять причины возникновения и содержание мифологических временных представлений и, во-вторых, исследовать пути и механизмы их философского переосмысления и включения в структуру философского мышления и мировосприятия. При этом следует учитывать, что продолжительность существования мифологического мировоззрения во много раз превышает известную историю цивилизации, которая насчитывает порядка 10-15 тыс. лет. На протяжении этого периода оно хотя и медленно, но развивалось и претерпело весьма существенные изменения. Поэтому в дошедших до нас древнегреческих и древнеримских мифах имеются элементы, относящиеся к разным этапам формирования и развития мифологического мышления и мировоззрения. Соответственно развивались и мифологические представления о времени и временном бытии человека и окружающего его мира. Реконструкция раннемифологических представлений человечества о времени связана с большими трудностями. Их истоки уходят в далекие дои стори ческие времена и относятся к периоду становления человека и че ло веческого общества, т.е. к периоду отделения полуживотного предка человека от животного мира и пе рехода на качественно новый, человече ский уровень развития. У нас нет таких источников информации, которые позволили бы непосредственно воссоздать мировоззрение наших предков и их представление о временных свойствах окружающей действительности. Тем не менее имеются определенные основания предполагать, что раннемифологическое представление людей о мире было безвременным. Подобное предположение основано на следующих соображениях. Мифологическое мировоззрение - это первое чело веческое миро воззрение, вырастающее вместе с формированием сознания и, вполне естественно, несущее на себе отпечатки некоторых наиболее важ ных особенностей восприятия мира животными. В этой связи важной осо бенностью психики животных и, в том числе, высших млекопитающих, включая и человекообразных обезьян, представ ляется своеобразный «презентатизм» восприятия ими ре альной действительности. Как отмечают многие исследователи, для живот ных существует только данный в настоящий момент чувственно восприни маемый объек тивный мир. Поэтому можно предположить, что в процессе формирова ния человеческого сознания и становления человеческого общества вре менные свойства реальной действительности были осознаны человеком далеко не сразу и на протяжении достаточно длительного времени ему был присущ «презентатизм». Действительно, имеются многочисленные аргументы в пользу того, что на ранних этапах становления человеческого сознания перво бытный человек вел осознанный образ жизни лишь в узких рамках непо средственно текущего настоящего времени1. Первобытное мышление «... лишь после долгого развития вырабо тало представление о прошлом и будущем как о категориях, отличных от настоящего. На ранних стадиях первобытного общества проблема дли тельности времени, видимо, вообще не осознавалась человеком. Даже на более поздних стадиях, наблюдавшихся этнографами, до четкого разли чия между событиями прошлого, настоящего и будущего как последова тельно развертывающегося исторического процесса было еще очень далеко»2. О том, что на ранних этапах становления человечества осознание первобытным человеком прошедшего и будущего времени, а следова тельно и вообще временности бытия, потребовало достаточно высокого уровня развития сознания, свидетельствуют и некоторые другие данные. Так, например, изучение языков первобытных племен привело исследо вателей к выводу о том, что формирование и развитие представлений че ловечества о времени шло значительно медленнее, чем формирование представлений о пространстве, причем самое позднее происхождение имеет представление о будущем времени1. Исследователь кламатского языка, од ного из представителей многочисленной языковой семьи Северной Аме рики, А. Гэтчет писал, что в этом языке, «... как и во многих других язы ках, имеются только две формы для обозначения времени: одна форма для обозначения совершенного действия или состояния и другая для не совершенного... Эти две формы, появляющиеся в глаголах или у некоторых существительных, имели первоначально локативный харак тер, хотя они теперь означают лишь расстояние во времени»2. Указывая на преобладание в кламатском языке пространственного элемента, обнаруживающегося и в падежных окончаниях, л. леви-Брюль отмечает, что эта особенность «... выступает тем ярче, чем дальше мы углубляемся в прошлое кламатского языка»3. И, наконец, обобщая результаты исследова ний языков отставших в своем развитии народностей, л. леви-Брюль пи шет, что «почти все первобытные языки настолько же бедны средствами для выражения временных отношений, насколько они богаты в выраже нии пространственных отношений». К аналогичным выводам приходят и исследователи истории современных развитых языков. Так, например, проф. л.П. Якубинский, рас сматривая историю предлогов и союзов, пишет: «В русском языке нет... ни одного временного предлога, который по своему происхождению не был бы пространственным (пространственные значения обычно сохра няются наравне с временными); ... и это закон для всех языков, знающих предлоги или послелоги». Анализ словарного состава древних памятников культуры, таких как «Илиада» и «Одиссея», так же указывает на слабое развитие средств выражения времени, тогда как пространственные формы и отношения передаются весьма разнообразно и более развитыми средствами3. Исследования формирования и развития сознания у детей показы вают, что пространственные представления у них формируются значи тельно раньше, чем временные4. Имеющиеся факты являются достаточным основанием для предполо жения, что в период раннемифологического мировоззрения человек еще не обладал представлением о времени и мир воспринимался им статичным5. Связь времен и деятельность, устремленная к достижению более или менее отдаленных во времени целей, обеспечивались такими автоматически срабатывавшими механизмами, как инстинкты, привычки, подражание, психическая заразительность, подчинение лидерам и группе, условные и безусловные рефлексы, традиции и ритуальные действия. Отсутст вие представлений о прошедшем и будущем времени и вместе с тем осознанность непосредственно текущей в настоящий момент жизнедея тельности (правда, очень часто без осознания истинных ее целей) вели к формированию весьма специфического безвременного восприятия дей ствительности, при котором все, что было в прошлом и сохранилось в памяти людей, не уходит в прошлое, а осознается существующим вместе со всем тем, что актуально существует в текущем настоящем времени, но только по каким-то причинам становится доступным для восприятия лишь при некоторых особых обстоятельствах (например, во сне или в состоянии ритуального экстаза). Точно так же ожидаемые события вос принимаются не как приходящие откуда-то «из будущего», а как сущест вующие тут же, но только доступные для непосредствен ного восприятия не для всех, а лишь для шаманов при достижении ими особых состояний. Более того, при этом нельзя го ворить об осознании людьми реальной действительности как сущест вующей в настоящем времени, ибо при отсутствии представлений о про шлом и будущем вообще нет идеи времени. Поэтому статич ность восприятия мира первобытным человеком - это не восприятие мира в статичном времени, а статичность безвременного бытия, при котором ничто, по сути дела, не возникает и не исчезает, а все сущест вует актуально, только не все доступно восприятию. Согласно подобному мировосприятию, в реальной дей ствительности одномоментно, вместе с живущими людьми продолжают существовать не только умершие, сохраняющиеся в памяти сородичи, ушедшие в прошлое события, но и все имевшие место в прошлом состояния самих живущих ныне людей. При чем разновременные состояния одних и тех же людей и разно временные события в сознании первобытного человека не упорядочены никакими временными отноше ниями. Поэтому о «мифологическом времени» на раннем этапе становления человеческого общества можно говорить лишь чисто условно. На этом этапе становления человеческого сознания нет еще и представления о вечности. Фрагмент монографии: Хасанов И.А.: Время: природа, равномерность, измерение. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 33-36, 38-42. Ильгиз А. Хасанов Турсунов А. Направление времени: новые аспекты старой проблемы // Вопросы философии, 1975, 3. С. 62. (Разрядка автора.)

Источник: Время как объективно-субъективный феномен