БеспоповцыБЕСПОРЯДОК

БЕСПОПОВЩИНА

Найдено 3 определения термина БЕСПОПОВЩИНА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

БЕСПОПОВЩИНА

направление в старообрядчестве, возникшее в кон. 17 в. Последователи Б. отвергли церк. иерархию. Наставники беспоповцев избираются из мирян. Из всех христ. таинств беспоповцы сохранили два: крещение и исповедь. Их наряду с богослужением совершают наставники. Соц. и внутрицерк. противоречия привели к образованию в Б. многочисленных толков и согласий. Так, длительный спор о признании таинства брака завершился разделением на т. н. безбрачников, или федосеевцев, и брачников, у к-рых таинство брака стали совершать наставники. Крайний фанатизм среди своих последователей насаждали идеологи спасовского толка, возникшего в Керженских скитах. В качестве выхода из «царства антихриста» они указывали верующим путь самоубийств и самосожжений. В 18 в. образовались поморский толк (даниловцы), сби-липповский толк, а в кон. 18 в. сформировался бегунский (страннический/ толк. За годы Сов. власти мн. объединения беспоповцев распались. В наст. вр. незначительное количество их последователей сохранилось в Прибалтике, РСФСР, УССР и БССР. Наибольшим влиянием среди беспоповцев пользуются поморцы-брачники в Литовок. ССР, руководимые Высш. старообрядч. советом в г. Вильнюсе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Беспоповщина

радикальное направление в старообрядчестве, отвергшее церк. правосл. иерархию и «таинство» священства в целом, возникло в кон. 17 в. Отказ от священников мотивировался тем, что со времени Никона Русская Правосл. церковь отступила от «истинной веры» и по этой причине само существование «законного» духовенства стало невозможным. Было принято положение, по к-рому «каждый христианин есть священник». Беспоповцы заменили священников уставщиками и начетчиками. В обязанности уставщиков входит руководство молениями, похоронами, поминками, крещением детей. Большинство беспоповцев признало действительными только три таинства: крещение, исповедь (в несколько иной форме, чем в правосл. церкви) и причащение, к-рое понималось ими как духовное приобщение к Богу. Предметом длительных споров в Б. был вопрос о браке. В результате споров произошло разделение ее осн. толков на «брачников» и «небрачников». Отдельные течения в спасовском толке и возникшие на почве Б. немоляки и неплательщики пришли к полному отрицанию всех церк. обрядов и таинств. Богослужение в большинстве беспоповских общин совершается выборными наставниками. Учение о близящемся «конце света» и наступлении «царства антихриста» у Б. способствовало разжиганию фанатизма среди верующих, а иногда влекло за собой массовые самосожжения. У некрых течений Б. протест против самодержавия и крепостничества вылился в отказ от выполнения государственных повинностей (уплаты налогов, военной службы и т. п.). Вместе с тем беспоповцы никогда не отрицали монархическую власть в принципе. Первоначально территорией формирования Б. явилось малозаселенное Поморье, где уже в кон. 17 в. возникла ее первая разновидность — «поморский толк» (даниловцы), от к-рого вскоре отделился «филипповский толк». Примерно тогда же в псковско-новгородских землях сложился «федосеевский толк», а в Ср. Поволжье «спасовский толк», возникший в Керженских скитах. В кон. 18 в. образовалось последнее крупное направление в Б. «страннический» или «бегунский», толк. В дальнейшем социальное расслоение (и возникшие на этой основе противоречия раздробили все толки Б. на многочисленные согласия. В наст. вр. представители разных толков Б. имеются в России, странах Балтии, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

БЕСПОПОВЩИНА

одно из гл. разветвлений в старообрядчестве, в свою очередь дробящееся на ряд мелких сект – толков. Возникло во 2-й пол. 17 в. Первоначально Б. развивалась на сев. окраинах России, преим. среди крестьян, спасавшихся бегством от крепостничества. Это предопределило развитие в Б. критич. истолкования христ. догматов, признание необязательности религ. обрядности, церк. организации и духовенства (отсюда и название "Б."). Для беспоповцев характерны хилиастич. представления о тысячелетнем царстве Христа (см. Хилиазм), требования строгого аскетизма, в частности безбрачия. Нек-рые беспоповцы усматривали в царской власти земное воплощение антихриста, отказывались от подчинения властям. Важнейшими толками Б. являются: федосеевский (возник в конце 17 в.), поморский, аристовский, филипповский и др. Идеология Б. изменялась и дифференцировалась под влиянием социального расслоения. Уже в гл. догматич. соч. крупнейшей орг-ции беспоповцев – Выговской общины – "Поморских ответах" (1722, изд. 1911) содержится отход от осн. принципов Б., одобрение деятельности Петра I и обещание почитать власти. Умеренное бурж. течение Б., получившее название "поморское", признавало браки, допускало общение с властями, но вместе с тем критиковало догматич. способ доказательств. В писаниях поморцев (Г. Скачкова и др.) религ. форма постепенно включала в себя элементы бурж. рационализма. К сер. 18 в. относится расцвет полемич. лит-ры Б., в к-рой чисто догматич. вопросы отходили на второй план, уступая место вопросам устройства обществ. и частного быта и отношения к властям, напр. вопрос о том, надо ли видеть в совр. правительстве "царство антихриста" или считать, что антихрист еще не явился, и т.д. В Москве в 1771 была создана Преображенская община ("Преображенское кладбище"), ставшая общеросс. центром федосеевского толка. В нач. 19 в. демократич. часть ее возглавлялась беглым крепостным С. С. Гнусиным (Михаил Васильев), к-рый в своих писаниях "Пандекты" выступал с обличениями корыстолюбия богачей и отрицанием сословного строя. Развитие города вело к быстрому социальному расслоению Б. Богачи вступали в поморские организации. Демократич. круги пополняли филипповские, аристовские, кондратьевские и др. организации, в к-рых антикрепостнич. протест сочетался с отрицанием городской жизни. Из демократич. течений особое значение получило бегунство (странничество), гл. обр. в среде крестьянства, преим. сев. губерний, Верхнего Поволжья, Сибири. Представители этого толка осуждали принцип частной собственности и стяжательства, отстаивали идею всеобщего равенства, призывали покидать города и переселяться в "пустыню", укрываясь от властей. Они враждебно относились к крепостнич. гос-ву и ко всем признакам личной зависимости от него (паспортам и т.д.). Этот толк получил широкое распространение к сер. 19 в. Связи Б. с социальными движениями в пореформ. время значительно ослабли. В капиталистич. эпоху Б. не имела развития. В период после Октябрьской революции беспоповцы выступали против политики Сов. власти. В настоящее время существует неск. общин беспоповцев во главе с Высшим старообрядч. советом. В своих выступлениях беспоповцы присоединяются к движению за укрепление мира. Однако, признавая Сов. гос-во, они призывают верующих подчиняться ему лишь как "божьему установлению". Их проповеди "всеобщей любви" и обществ. пассивности наносят прямой вред коммунистич. воспитанию. Борьба с Б. является одним из важнейших участков атеистич. работы. Лит.: Дружинин В. Г., Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленных по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912 (наиболее полная библиография рукописных источников); Пругавин А. С., Раскол – сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа, вып. 1 – Библиография старообрядчества и его разветвлений, М., 1887; Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века, СПБ, 1909; ?ятницкий И. К., Секта странников и ее значение в расколе, 2 изд., СПБ, 1912; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Историч. очерк, М. – Саратов, 1924; Никольский ?. ?., История русской церкви, [М.], 1931; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма, в кн.: Вопр. истории, религии и атеизма. Сб. статей, [вып. 1], M., 1950. П. Рындзюнский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме БЕСПОПОВЩИНА — 0

Найдено научныех статей по теме БЕСПОПОВЩИНА — 0

Найдено книг по теме БЕСПОПОВЩИНА — 0

Найдено презентаций по теме БЕСПОПОВЩИНА — 0

Найдено рефератов по теме БЕСПОПОВЩИНА — 0