направление в старообрядчестве, возникшее в кон. 17 в. Последователи Б. отвергли церк. иерархию. Наставники беспоповцев избираются из мирян. Из всех христ. таинств беспоповцы сохранили два: крещение и исповедь. Их наряду с богослужением совершают наставники. Соц. и внутрицерк. противоречия привели к образованию в Б. многочисленных толков и согласий. Так, длительный спор о признании таинства брака завершился разделением на т. н. безбрачников, или федосеевцев, и брачников, у к-рых таинство брака стали совершать наставники. Крайний фанатизм среди своих последователей насаждали идеологи спасовского толка, возникшего в Керженских скитах. В качестве выхода из «царства антихриста» они указывали верующим путь самоубийств и самосожжений. В 18 в. образовались поморский толк (даниловцы), сби-липповский толк, а в кон. 18 в. сформировался бегунский (страннический/ толк. За годы Сов. власти мн. объединения беспоповцев распались. В наст. вр. незначительное количество их последователей сохранилось в Прибалтике, РСФСР, УССР и БССР. Наибольшим влиянием среди беспоповцев пользуются поморцы-брачники в Литовок. ССР, руководимые Высш. старообрядч. советом в г. Вильнюсе.
БЕСПОПОВЩИНА
БЕСПОПОВЩИНА
Источник: Атеистический словарь
БЕСПОПОВЩИНА
одно из гл. направлений, на к-рое разделилось старообрядчество в сер. 90-х гг. 17 в. Последователи Б. отрицали необходимость священников для спасения души, поскольку истинное духовенство истреблено «антихристом», а новые попы «не священи суть». По их мнению, «каждый христианин есть священник». Б сохранила лишь часть церк. обрядов: крещение и исповедь, а нек-рые из течений Б. отказались вообще от к.-л. обрядов. Богослужения у Б. совершали спец. выборные наставники и начетчики. Для ранней Б. было характерно резко отрицат. отношение к миру «антихриста», ненависть к его «слугам» - царским властям, отрицание браков. Нек-рые течения Б. проповедовали крайние формы спасения от антихриста - путем самосожжения. Впоследствии по мере историч. эволюции и социальн. расслоения общин Б. аскетич. тенденции, неприятие властей были значительно ослаблены. Б. с самого начала не представляла собой единого целого и распадалась на множество течений, толков, согласий. Наиболее ранние толки в Б. - поморский, федосеевский, спасовский, возникновение к-рых относится к кон. 17 в. В 18 в. происходило дальнейшее дробление Б. Из поморского толка выделился филипповский толк, известный своим крайним фанатизмом и самосожжениями. Особенно много разногласий возникало вокруг отношения к браку. Одни последователи Б. стали признавать его («новопоморцы», «новожены» и др.), другие сохранили верность традициям. В кон. 18 в. на фоне протеста крестьянства против крепостничества в Б. возникает страннический, или бегунский, толк. В свою очередь, указанные толки разделились на множество согласий. По своей социальн. сущности Б. была религ. формой демократии, социальн. протеста народ, масс России, прежде всего крестьянства, против крепостничества и царского самодержавия. В наст. вр. в СССР сохранились лишь отд. общины Б. в Прибалтике, в ряде областей и краев РСФСР, Украины и Белоруссии. В Лит. ССР руководство поморцами-брачниками осуществляет Высший старообрядческий совет в г. Вильнюсе.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Беспоповщина
радикальное направление в старообрядчестве, отвергшее церк. правосл. иерархию и «таинство» священства в целом, возникло в кон. 17 в. Отказ от священников мотивировался тем, что со времени Никона Русская Правосл. церковь отступила от «истинной веры» и по этой причине само существование «законного» духовенства стало невозможным. Было принято положение, по к-рому «каждый христианин есть священник». Беспоповцы заменили священников уставщиками и начетчиками. В обязанности уставщиков входит руководство молениями, похоронами, поминками, крещением детей. Большинство беспоповцев признало действительными только три таинства: крещение, исповедь (в несколько иной форме, чем в правосл. церкви) и причащение, к-рое понималось ими как духовное приобщение к Богу. Предметом длительных споров в Б. был вопрос о браке. В результате споров произошло разделение ее осн. толков на «брачников» и «небрачников». Отдельные течения в спасовском толке и возникшие на почве Б. немоляки и неплательщики пришли к полному отрицанию всех церк. обрядов и таинств. Богослужение в большинстве беспоповских общин совершается выборными наставниками. Учение о близящемся «конце света» и наступлении «царства антихриста» у Б. способствовало разжиганию фанатизма среди верующих, а иногда влекло за собой массовые самосожжения. У некрых течений Б. протест против самодержавия и крепостничества вылился в отказ от выполнения государственных повинностей (уплаты налогов, военной службы и т. п.). Вместе с тем беспоповцы никогда не отрицали монархическую власть в принципе. Первоначально территорией формирования Б. явилось малозаселенное Поморье, где уже в кон. 17 в. возникла ее первая разновидность — «поморский толк» (даниловцы), от к-рого вскоре отделился «филипповский толк». Примерно тогда же в псковско-новгородских землях сложился «федосеевский толк», а в Ср. Поволжье «спасовский толк», возникший в Керженских скитах. В кон. 18 в. образовалось последнее крупное направление в Б. «страннический» или «бегунский», толк. В дальнейшем социальное расслоение (и возникшие на этой основе противоречия раздробили все толки Б. на многочисленные согласия. В наст. вр. представители разных толков Б. имеются в России, странах Балтии, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.
Источник: Религии народов современной России
БЕСПОПОВЩИНА
направление в старообрядчестве, возникшее в конце XVII в. п отвергшее священников. Отказ от церк. иерархии, в форме к-рого проявлялся непримиримый протест масс против всей деятельности русской правосл. церкви и освящаемого ею феод.-крепостнич. гнета. Он мотивировался тем, что со времени Никона церковь отступила от «истинной веры» и что по этой причине само существование «законного» духовенства стало невозможным. Было выдвинуто положение, по к-рому «каждый христианин есть священник». В соответствии с этим большинство беспоповцев признало действительными только три таинства из семи: крещение, покаяние (в несколько иной форме, чем в церкви) и причащение, к-рое понималось ими как духовное приобщение к богу. Предметом длит. споров в Б. был вопрос о таинстве брака, и в результате произошло разделение ее осн. толков на брачников и небрачников.
Отдельные течения в спасовском толке и возникшие на почве Б. немоляки и неплательщики пришли даже к полному отрицанию всех церк. обрядов и таинств. Богослужение в большинстве беспоповщинских общин совершается выборными наставниками, уставщиками и начетчиками. Однако протест против феод.-крепостнич. и феод.-церк. строя привел Б. не к развитию и обоснованию социальной борьбы, а к уходу от нее и развитию учений о близящемся «конце света» и наступлении «царства антихриста», что способствовало разжиганию фанатизма, мистицизма и пессимизма среди верующих, а иногда влекло за собой и изуверское самосожжение. Только в отдельных случаях Б. доводила протест против самодержавия и крепостничества до отказа от выполнения гос. повинностей (уплаты налогов, военной службы и т. п.).
Вместе с тем беспоповцы в принципе никогда не отрицали монархич. власть. Первонач. территорией формирования Б. явилось малозаселенное Поморье, где уже в конце XVII в. возникла ее первая разновидность - поморский толк, от к-рого вскоре отделились федосеевский и Филипповский толки. Примерно тогда же в Ср. Поволжье сложилась спасовщина, или нетовщина (см. Спасовский толк). В конце XVIII в. образовалось последнее крупное направление в В. - страннический, или бегунcкий толк. В дальнейшем социальное расслоение и возникавшие на этой основе противоречия раздробили все толки на многочисл. «согласия». Руководящая роль во всех крупных общинах Б. была захвачена купцами и промышленниками, умело использовавшими религ. представления людей для оправдания их эксплуатации. Окт. революция была встречена бурж. верхами беспоповцев враждебно. За годы Сов. власти вследствие отхода масс от религии большинство общин беспоповцев распалось. Отдельные небольшие их группы существуют в Прибалтике, Москве и ряде др. мест, не проявляя большой активности.
Отдельные течения в спасовском толке и возникшие на почве Б. немоляки и неплательщики пришли даже к полному отрицанию всех церк. обрядов и таинств. Богослужение в большинстве беспоповщинских общин совершается выборными наставниками, уставщиками и начетчиками. Однако протест против феод.-крепостнич. и феод.-церк. строя привел Б. не к развитию и обоснованию социальной борьбы, а к уходу от нее и развитию учений о близящемся «конце света» и наступлении «царства антихриста», что способствовало разжиганию фанатизма, мистицизма и пессимизма среди верующих, а иногда влекло за собой и изуверское самосожжение. Только в отдельных случаях Б. доводила протест против самодержавия и крепостничества до отказа от выполнения гос. повинностей (уплаты налогов, военной службы и т. п.).
Вместе с тем беспоповцы в принципе никогда не отрицали монархич. власть. Первонач. территорией формирования Б. явилось малозаселенное Поморье, где уже в конце XVII в. возникла ее первая разновидность - поморский толк, от к-рого вскоре отделились федосеевский и Филипповский толки. Примерно тогда же в Ср. Поволжье сложилась спасовщина, или нетовщина (см. Спасовский толк). В конце XVIII в. образовалось последнее крупное направление в В. - страннический, или бегунcкий толк. В дальнейшем социальное расслоение и возникавшие на этой основе противоречия раздробили все толки на многочисл. «согласия». Руководящая роль во всех крупных общинах Б. была захвачена купцами и промышленниками, умело использовавшими религ. представления людей для оправдания их эксплуатации. Окт. революция была встречена бурж. верхами беспоповцев враждебно. За годы Сов. власти вследствие отхода масс от религии большинство общин беспоповцев распалось. Отдельные небольшие их группы существуют в Прибалтике, Москве и ряде др. мест, не проявляя большой активности.
БЕСПОПОВЩИНА
одно из гл. разветвлений в старообрядчестве, в свою очередь дробящееся на ряд мелких сект – толков. Возникло во 2-й пол. 17 в. Первоначально Б. развивалась на сев. окраинах России, преим. среди крестьян, спасавшихся бегством от крепостничества. Это предопределило развитие в Б. критич. истолкования христ. догматов, признание необязательности религ. обрядности, церк. организации и духовенства (отсюда и название "Б."). Для беспоповцев характерны хилиастич. представления о тысячелетнем царстве Христа (см. Хилиазм), требования строгого аскетизма, в частности безбрачия. Нек-рые беспоповцы усматривали в царской власти земное воплощение антихриста, отказывались от подчинения властям. Важнейшими толками Б. являются: федосеевский (возник в конце 17 в.), поморский, аристовский, филипповский и др. Идеология Б. изменялась и дифференцировалась под влиянием социального расслоения. Уже в гл. догматич. соч. крупнейшей орг-ции беспоповцев – Выговской общины – "Поморских ответах" (1722, изд. 1911) содержится отход от осн. принципов Б., одобрение деятельности Петра I и обещание почитать власти. Умеренное бурж. течение Б., получившее название "поморское", признавало браки, допускало общение с властями, но вместе с тем критиковало догматич. способ доказательств. В писаниях поморцев (Г. Скачкова и др.) религ. форма постепенно включала в себя элементы бурж. рационализма. К сер. 18 в. относится расцвет полемич. лит-ры Б., в к-рой чисто догматич. вопросы отходили на второй план, уступая место вопросам устройства обществ. и частного быта и отношения к властям, напр. вопрос о том, надо ли видеть в совр. правительстве "царство антихриста" или считать, что антихрист еще не явился, и т.д. В Москве в 1771 была создана Преображенская община ("Преображенское кладбище"), ставшая общеросс. центром федосеевского толка. В нач. 19 в. демократич. часть ее возглавлялась беглым крепостным С. С. Гнусиным (Михаил Васильев), к-рый в своих писаниях "Пандекты" выступал с обличениями корыстолюбия богачей и отрицанием сословного строя. Развитие города вело к быстрому социальному расслоению Б. Богачи вступали в поморские организации. Демократич. круги пополняли филипповские, аристовские, кондратьевские и др. организации, в к-рых антикрепостнич. протест сочетался с отрицанием городской жизни. Из демократич. течений особое значение получило бегунство (странничество), гл. обр. в среде крестьянства, преим. сев. губерний, Верхнего Поволжья, Сибири. Представители этого толка осуждали принцип частной собственности и стяжательства, отстаивали идею всеобщего равенства, призывали покидать города и переселяться в "пустыню", укрываясь от властей. Они враждебно относились к крепостнич. гос-ву и ко всем признакам личной зависимости от него (паспортам и т.д.). Этот толк получил широкое распространение к сер. 19 в. Связи Б. с социальными движениями в пореформ. время значительно ослабли. В капиталистич. эпоху Б. не имела развития. В период после Октябрьской революции беспоповцы выступали против политики Сов. власти. В настоящее время существует неск. общин беспоповцев во главе с Высшим старообрядч. советом. В своих выступлениях беспоповцы присоединяются к движению за укрепление мира. Однако, признавая Сов. гос-во, они призывают верующих подчиняться ему лишь как "божьему установлению". Их проповеди "всеобщей любви" и обществ. пассивности наносят прямой вред коммунистич. воспитанию. Борьба с Б. является одним из важнейших участков атеистич. работы. Лит.: Дружинин В. Г., Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленных по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912 (наиболее полная библиография рукописных источников); Пругавин А. С., Раскол – сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа, вып. 1 – Библиография старообрядчества и его разветвлений, М., 1887; Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века, СПБ, 1909; ?ятницкий И. К., Секта странников и ее значение в расколе, 2 изд., СПБ, 1912; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Историч. очерк, М. – Саратов, 1924; Никольский ?. ?., История русской церкви, [М.], 1931; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма, в кн.: Вопр. истории, религии и атеизма. Сб. статей, [вып. 1], M., 1950. П. Рындзюнский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.